Меня создали внуки

Андрей Тарханов – о детской литературе
Автор текста: 
Автор фото: 
23.10.2014

Не каждому удается оказаться в рабочем кабинете Поэта. Мне повезло. Я шла на встречу с Андреем Тархановым с внутренним волнением, а в голове звучали пронзительные строки стихов и стояли образы: чайка, прижавшаяся к скале, которая хранит запах ее птенца; дед Фрол, каждый день выходящий с посохом в поле, чтобы не заросла дорога людей – к земле; семнадцатилетний хулиган Толька, бросившийся под трактор ради спасения ребенка. И тут же рядом – легкомысленная белка и мудрая сосна – персонажи детских произведений поэта.

Как водится – книжный шкаф с портретами писателей, среди которых не только классики, но и современные авторы – близкие друзья Андрея Семеновича. На самом видном месте – перед письменным столом – большой портрет Михаила Лермонтова. У них и дни рождения совсем рядом: у Тарханова – 13 октября, у Лермонтова – 15-го. На столе аккуратными стопками лежат книги, блокноты, письма и рукописи. В свои 78 лет Андрей Семенович продолжает активно писать и издавать книги. Готовясь к встрече, заметила, что за последние два года у автора вышло два детских издания.

– Андрей Семенович, наверное, любой поэт, имеющий детей, невольно обращается к детской литературе…

– Да, сыновья благословили меня на стихи о детях и для детей. Когда жена уходила по делам, они начинали хныкать. А мы жили тогда на углу улиц Крупской и Ленина. Частные дома, рябины такие пылающие! Ханты-мансийская осень – это именно рябиновый пир. Смотрим: вот птицы налетели, засвиристели. Сколько у ребенка восхищения! Но через несколько минут он видит, что ягод на рябине почти не осталось, – и в слезы. Я объясняю, что рябина для того и растет, чтобы кормить птиц, в этом ее замысел. У сына слезы и высохли. Я говорю: послушай, какие у них звоночки, как поют. Он начинает слушать, задавать вопросы. Появляется интерес к миру. В такие моменты начинаешь видеть все глазами ребенка. Это и нужно для детского писателя: найти границу взрослого человека в себе и суметь ее переступить, присвоить себе мышление ребенка на данный момент, как он представляет, воображает, осмысливает то явление, которое происходит сейчас.

Но тогда я не относился серьезно к такому творчеству. Как детского поэта меня все-таки создали внуки. Их у нас пять. Мальчишки уже учатся в средних и старших классах, а самая маленькая – Маргарита – в третьем.

– Они участвуют в создании стихов?

– Конечно. Когда внуку Саше было три года, он придумал имена для всех близких людей, я, например, стал Кукой. (Смеется.) Возможно, у ребенка так отложилась история про мореплавателя Кука. Следом Саша придумал себе друга Бубу. Его фантазия разыгралась, он стал разговаривать с ним по телефону, рисовать. И уже вместе мы придумали историю, что Буба – это гном, он живет в нашем лесу и дружит со всеми зверями, следит за порядком в общем лесном доме. Так появилась поэтическая сказка про гнома Бубу.

Затем поэмы «Пихта-спасительница», «Ёра и кедрик», «Лесные доктора». Замыслов и рукописей еще много. Например, сейчас работаю над поэмой «Когда улыбается кедр».

– Значительная часть ваших детских произведений посвящена северной природе. Они не только показывают красоту окружающего мира, но и содержат много познавательной информации…

– Задача поэзии – научить ребенка видеть красоту и тайны природы, чувствовать себя ее частью, и, конечно же, ребенок должен активно познавать мир. Вот сколько цветов растет в нашем лесу – а много мы о них знаем? У меня выписаны названия всех наших цветов. Есть задумка: сделать их персонажами и собрать в одной поэме. Например, они встретились на меже и пошли вместе за земляникой. Стали знакомиться, рассказывать о себе. А какие иллюстрации можно нарисовать! Вот так ненавязчиво ребенок познакомится с флорой родной земли.

– Кстати, об иллюстрациях. Ваши последние детские книги «Лесные доктора» и «Флейта иволги зовет» изумительно оформлены!

– (С улыбкой.) В Ленинграде мне сказали, что такие уже не издают. Их иллюстрировал художник от Бога – Александр Морозов. Он пишет картины для книг, создает целый мир, наполненный множеством деталей. Особенность этих книг еще и в том, что они рассчитаны для всех школьных возрастов. Как принято издавать детские книги: для дошкольников, для младшего школьного возраста, для старшеклассников. Я решил: надо издать одну книгу для всех. Оба издания разделены на части: от произведений для малышей до рассказов и повестей для старшеклассников. Дети же любопытные. Первоклашки заглянут, узнают: что читают старшие ребята, хотя бы картинки посмотрят. Старшеклассники, пролистывая, увидят, что написано для малышей. Это будет обоюдный интерес. Не нужно разъединять детское чтение, цель-то одна – научить любить природу, окружающий мир, узнать, кто его населяет. С такими универсальными книгами ребенок будет расти, каждый год открывая для себя новые страницы и темы.

– Дети мечтали пойти по вашим литературным стопам?

– Сыновья хотели писать. Но я понимал – это будет трагедия. Потому что поэтом надо родиться. А так… Сначала он начнет невольно подражать мне (от этого никуда не денешься), потом увлечется, поймет, что может, начнет уже свое писать. Он захочет в литературный институт, папа бы помог, так и делается обычно. Дети состоявшихся поэтов и писателей уже заранее рассчитывают, что станут известными.
В литинституте они оказываются середняками, но все хотят остаться в Москве. Таких там много. Они пишут в журналы, мучительно ждут ответов. А в журналах сидят такие же писатели. И даже если твое произведение окажется достойным, это не значит, что его напечатают. Среди поэтов зависть – обычное дело. А человек ждет, это больно. И так годы идут в ожидании, а это уже трагедия…

– Вы свою литературную судьбу считаете счастливой?

– Да. Меня опубликовали в газете – мне в этом повезло. (Кстати, литературный путь Андрея Тарханова начался в газете «Новости Югры», тогда она называлась «Ленинская правда». – Ред.) Я тогда был учителем. И понял, что надо срочно ехать учиться. Поехал в Ленинград, без денег, без направления. Все ведь тогда ехали с направлениями. Это было начало осени, пустое общежитие, все студенты на колхозных полях. Я лежал в комнате на седьмом этаже, голова кружилась от голода. За окном пели птицы, я улыбался и думал: неужели придется умереть от голода? На четвертом этаже жили учителя начальных классов, которые приехали на переподготовку. По субботам у нас были вечера
поэзии, мы так сдружились. И вот зашел ко мне Дима Березкин с Чукотки. Увидел, что я лежу бледный, позвал в ресторан. Я говорю: «Какой ресторан, не могу даже встать». Он меня поднял, помог собраться. Общежитие литинститута – это бывшая гостиница «Медведь», она еще в «Анне Карениной» упоминается. До Невского – рукой подать. Рядом Мойка и кафе, где обедал Пушкин. Оно и сейчас есть. Я наелся, потом пошли на почту. Дима подает телеграмму: «Деньги кончились, голодаем! Срочно высылайте!» Так он меня держал при себе месяц. А потом студенты приехали из колхозов. В тот год в институт поступила большая группа ребят с Севера. На мое счастье, они все писали. Это были люди, которые стали первоначальными писателями своего народа. Так вот мы и ковались в этой среде. Стали песни сочинять на свои стихи, петь. И публиковаться. Мы были как лицей Пушкина, нас так и называли – северный лицей. Опоздай я в институт, может, все было бы иначе.

– Кто ваш первый читатель?

– Моя супруга Антонина Федоровна. Она – первый мой критик и редактор, человек испытанный, очень творческий и грамотный. Если видит, что стих еще сырой, сразу говорит: надо, чтобы еще полежал. Я соглашаюсь, оставляю на потом. Благодарен судьбе за то, что рядом со мной такая женщина.

– Расскажите о творческих планах.

– Сейчас готова рукопись стихов «Буранная Россия». Впереди пятитомник: три тома поэзии, том детских произведений и том рассказов. Мог бы больше написать, но я ленивый человек. Я окончил высшие курсы сценаристов, выписать сюжетную линию для меня легко. Но когда начинаю писать рассказ – идут стихи. (Смеется.) Поэзия борется за свое место внутри меня. А когда стихи пишутся, тут уже все остальное отступает. Писатели мне говорят: стихи пиши! Я отвечаю: так и делаю! Поэзия – от Бога, в ней есть необъяснимое. Проза – талант владения словом, опыт жизни.

Перечитываю в библиотеке последние детские книги Андрея Тарханова. Где-то не могу скрыть улыбку, от чего-то смахиваю слезы. Горжусь за нашу землю, красивую природой и людьми. И жалею, что не могу читать эти книги дома с детьми. Купить великолепные издания и даже взять их на абонементе в библиотеке нельзя. Скромный тираж в две тысячи экземпляров сразу разошелся по читальным залам библиотек и школ Югры. Даже у поэта книг осталось всего две, одну он бережет для Ханты-Мансийского театра кукол. Андрей Семенович мечтает, чтобы по его произведениям поставили детский спектакль.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Новогодний СНЕЖ-МАНЕЖ
Город:
Сургут

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.