Истоки пришли в Ханты-Мансийск

Уникальная образовательная программа «Социокультурные истоки» начинает внедряться в столице Югры
Автор текста: 
23.10.2014

Программа направлена на развитие духовно­нравственной основы образования и позволяет объединить учебный и воспитательный процесс в единое целое. И реализуется уже в 59 субъектах РФ, включая Югру: в Сургуте и частично – в Нижневартовске, Нягани, Лангепасе, Пыть­Яхе. А теперь – и в Ханты­Мансийске.

В ожидании встречи с ее разработчиком рассуждаем о современных ценностях в молодежной среде, почему их мерилом самодостаточности стали айфоны, айпады, смартфоны… Говорим о том, как среда влияет на умы подрастающего поколения. Вспомнилось, как год назад у дочери появился новый айфон. И в классе ее встретили возгласом, мол, теперь на человека похожа… Что можно сказать в ответ: нам уже давно пора что-то делать – в семье, школе, социуме.

– Радует уже то, что в сегодняшнем обществе присутствует озабоченность: какое у нас будущее, каких детей мы растим. Не потерять подрастающее поколение, сохранить традиции воспитания помогает программа «Социокультурные истоки», цель которой – служение Отечеству. Вот почему мы ее поддержали и выступили за распространение в образовательных учреждениях округа, – делится Светлана Поливанова, руководитель общественной организации «Родительский комитет Югры».

Разработчики программы убеждены, что базовые ценности

должны быть заложены с самого раннего детства.

– Поэтому мы начинаем работать с детьми трех-четырех лет, когда зарождается духовно-нравственное развитие ребенка, – рассказывает автор и руководитель программы, член-корреспондент Российской академии естественных наук Игорь Кузьмин. – Приобщаем малышей к социокультурным ценностям, к пониманию традиций нашего Отечества. В дальнейшем к этой работе подключаются школы. Таким образом, программа «Истоки» обеспечивает преемственность развития образования. Ребенок попадает в комфортную воспитательную среду. Более того, есть опыт внедрения «Истоков» и в профессиональных образовательных учреждениях.

Важно, что в эту работу вовлечены и родители.

– Взаимодействие семьи и школы является ключевым элементом духовно-нравственного воспитания детей, – подчеркивает Игорь Кузьмин. – К сожалению, сегодня в вопросе, должна ли школа заниматься воспитанием, согласия нет. В действительности же только благодаря сотрудничеству родителей и педагогов воспитание может привести к значимому результату. Мы подготовили уникальный инструментарий, который не имеет аналога ни в России, ни за рубежом. Он позволяет детям вместе с родителями приобщаться к ценностям. И сегодня многие взрослые в такой поддержке остро нуждаются.

Восполнение питания

Удивительно, но зарождалась программа в конце восьмидесятых годов, когда еще действовала советская система воспитания и идеологических ценностей. Затем прошла закалку в девяностых. Именно в это время появилось новое направление – истоковедение, впервые признанное Российской академией педагогических наук в 2000 году.

– В девяностые годы наше общество испытало мощное давление. Была попытка приобщить нас к каким-то мировым общим ценностям. Она не удалась. (Хотя попытки продолжаются.) , – говорит Кузьмин.

«Истоки» удержали свою позицию. А сейчас разработчики могут гордиться тем, что в принятых федеральных стандартах образования в приоритете именно духовно-нравственное воспитание.

По мнению разработчика, воспитание в контексте «Истоков» – это восполнение питания от истоков. Какие они?

– Мы говорим об универсалиях нашей культуры, о том, что проверено временем, что не менялось и не будет меняться в течение многих веков. Это не размышление о том, что у нас было когда-то в России. Мы соединяем прошлое, настоящее и ориентируем на будущее страны. Думаю, что духовно-нравственное воспитание будет в приоритете на несколько лет и даже десятилетий.

По мнению Игоря Кузьмина, воспитание – главное, что может быть сегодня в образовании.

– Школы ориентированы на сдачу ЕГЭ. Педагогов больше интересует: как интеллектуально подготовлен учащийся и в какой вуз он сможет поступить. Но гораздо важнее вопрос внутреннего мира выпускника, с каким духовным багажом, с какими нравственными установками он выходит во взрослую жизнь.

Самый важный экзамен для выпускников школ, которые прошли обучение по программе, – защита проекта «Служение Отечеству». Работой над ним ребята будут заниматься в десятом-одиннадцатом классах.

– Учитывая нынешнюю политическую обстановку, в настоящее время и ближайшее будущее этот вопрос будет ключевым. И в целом работа в данном направлении мне представляется не рядом мероприятий, которые проходят в школе, а системной, позволяющей определить главные жизненные, ценностные ориентиры, основанные на богатейшем духовно-нравственном опыте.

Связь с корнями

При этом навязывать, насаждать ничего не надо. Еще не утрачена генетическая память, связь с корнями. Поэтому и нет ничего удивительного в том, что предмет «Истоки» у более чем 90 % детей, его изучающих, является любимым.

– И это несмотря на то, что мы рекомендовали по «Истокам» оценки детям не ставить, – улыбается Кузьмин. – Когда начинали работу на Урале, коллектив ученых из представителей разных институтов определял: насколько предложенная система ценностей соответствует требованиям времени. Два года изучали. И в итоге пришли к выводу, что в программе все продумано и взаимосвязано. Иного вывода и не должно было быть, поскольку это не авторская выдумка, а систематизация того, что является самым ценным в нашем Отечестве. Именно в духовном плане Россия имеет самые мощные истоки и самые мощные ресурсы. И программа призвана восстановить их значимость в развитии.

Вот лишь один пример. По словам Игоря Кузьмина, когда «Истоки» начали реализовываться в Калининградской области, 60 % опрошенных школьников отвечали, что не знают, где живут: в России или за рубежом. А спустя пять лет все считали себя россиянами и говорили, что «Истоки» – любимый предмет. Переоценка ценностей произошла и у родителей. И таких примеров, по словам разработчика, много.

Битва за школы

Но даже при таком большом положительном опыте, возвращение образования к «Истокам» происходит непросто.

– Сегодня идет самая настоящая битва за школы и образование. Разработано множество программных продуктов, которые в первую очередь направлены на детей дошкольного возраста, на то, чтобы у них не развивалось образное мышление (в программе же «Истоки» – главное). Но это позволяет привести в порядок мысли многим руководителям, определиться с тем, что требуется от образования. Важно не упустить момент и консолидироваться.

По словам Кузьмина, власть это понимает и интерес к программе растет – она объединяет уже около двух миллионов единомышленников.

Достижение истоковедов и в том, что к этой программе приобщаются

представители разных национальностей и конфессий.

– Во время обучения у нас не возникает конфликтов на национальной или религиозной почвах. Почему дети разных национальностей, изучая предмет, чувствуют себя комфортно? Ответ прост: он основан на универсалиях нашей культуры, которые прошли проверку в течение многих веков, и выработались общие постулаты и принципы. Важно, что в развитии нашего Отечества не был ущемлен ни один народ, сохранились культура, язык, вероисповедание. В этом направлении надо двигаться и дальше. Кто думает о будущем России, должны объединиться.

 

Салават Ниязов, председатель общественной региональной организации ветеранов войны в Афганистане «Баграм»:

– Я 23 месяца прослужил в Афганистане. Что помогало выживать? Воспоминания о Родине, детстве, наших русских березках. О классном руководителе, которая нас сплотила. О том, как мы с ребятами помогали ветеранам...

И когда нас перед отправкой выстроили на плацу и сказали: «Кто поедет в Афган – шаг вперед», – все до единого шагнули. Так мы были воспитаны, стыдно было не защищать свою Родину. И я рад, что мы возвращаем детей к истокам.

 

Владимир Семенов, член общественного совета при главе Ханты-Мансийска:

– У меня четверо детей, шестеро внуков и много проблем. Но, побывав на семинаре, я убедился в том, что все они разрешимы, просто надо взять в руки программу и действовать. Это инструкция для тех, кто хочет сделать своих детей добрыми и ответственными.

 

Людмила Федулова, начальник отдела дошкольного и дополнительного образования и воспитания департамента образования Ханты-Мансийска:

– Прежде чем внедрять программу, мы провели большую подготовительную работу. Изучили опыт сургутян, убедились, что программа соответствует стандартам образования. Поговорили с родителями и педагогами. И выяснилось, что многие из них с этой программой уже знакомы. Так возникла идея поэтапного внедрения «Истоков» в наше образовательное пространство. Пилотными площадками выбраны четыре детсада – № 22, 14 и два новостроя: на гидронамыве и в СУ-967, а среди общеобразовательных учреждений – школа № 4. Это новые образовательные учреждения, в которых только формируются коллективы, традиции которых только начинаются. И «Истоки» могут помочь в создании благоприятной атмосферы.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.