Сургут - Сингапур - затор

Если количество машин будет расти так же быстро - город сдуется
Автор текста: 
Автор фото: 
24.10.2014

Чуть больше полубака бензина в год – примерно столько придется платить владельцу средненького (по мощности) авто в виде налога, который вводится в Ханты-Мансийском округе с 2015 года. Мера, как говорят в окружном правительстве, вынужденная. Все, что соберут, а это за два года порядка 400 миллионов рублей, пойдет на дороги. Точнее, в дорожный фонд, откуда потом в муниципалитеты на ремонты и строительство. Однако и это в округе хорошо понимают, налог панацеей не станет – слишком уж незначительны сборы на достаточно низкой ставке. Но что тогда делать с дорожной сетью, денег на которую как раз мало?

Динамика уплотнения
Сургуту в этом смысле «повезло» особенно. Средний ежегодный темп прироста городского автотранспорта, начиная примерно с середины 2000-х, сложился на уровне трех-четырех процентов. При этом площадь автодорожного полотна (как муниципального, так и регионального) у нас за десятилетие выросла всего на три процента. Как следствие – пробки на магистралях уже даже и не только в часы пик, утренние и вечерние мучения с выездом со двора на работу и обратно приносят не меньшие муки с парковкой.
На сегодняшний день численность автотранспорта в городе превышает 150 тысяч единиц. А теперь внимание: если исходить из того, что средняя длина автомобиля составляет порядка четырех метров (с учетом того, сколько у нас машин представительского класса, то можно было бы еще немного прибавить), то, если все их выставить в ряд «паровозиком», получается что-то вроде 600 километров. При этом протяженность автодорог в Сургуте, за исключением дворовых проездов, не дотягивает и 300 км. Интересная арифметика, правда? То есть, если все автолюбители разом выедут на городские дороги, впритык станет занято сразу две полосы всех городских дорог. А если оставить место хотя бы на маленький зазор для маневра, то занятыми будут около трех полос – вот вам одна такая большая жесткая перманентная пробка.
Еще цифры. Средняя скорость движения личного транспорта по городу составляет на сегодня около 23 километров в час, общественного – что-то вроде 12 км/ч. Хорошим подспорьем здесь оказались участки Объездной и Университетской, которые вводились в последние четыре года, но радикально ситуацию они не улучшили: за десять лет в Сургуте было введено меньше 15 километров автодорог, или чуть больше километра в год, в то время как прописанный в Генплане прежней редакции годовой норматив – около 2,5 км. Прибавим сюда объемы ввода жилья (начиная с 2001 года – около 2,7 млн кв. м) и рост численности населения (на 50 тыс. чел.), а также возросшие иммиграционные и миграционные потоки (за счет оживления рынка труда и агломерации), и мы получаем объяснение, почему и на каких «дрожжах» город так активно уплотнился за эти самые полтора десятилетия.
Дальнейшая «уплотнительная» динамика рисует картинку и вовсе почти апокалиптическую.
Например, если численность населения будет расти и дальше сегодняшними темпами, то простая формула выводит к 2030-му значение, близкое к 400 тысячам жителей. Вроде и немного. Но опять же, куда селить, где ездить? В упомянутом выше Генплане, конечно, все красиво написано, только загонит эта бумага город в такой «сингапур» в его наихудшем варианте, что просто жесткач, как совсем недавно выразился президент страны.
Ну вот смотрите. По этому самому Генплану в Сургуте до 2035 года должно быть в эксплуатации порядка 13 миллионов квадратных метров жилья, или плюс шесть миллионов к сегодняшнему значению, то есть объем жилфонда должен быть практически удвоен. Специалистам, конечно, виднее, но если жилья будет в два раза больше, значит, обывательская логика подсказывает - и дорог должно быть в два раза больше. Ну или хотя бы в полтора, если средняя высотность зданий нового Сургута будет поболее «старого». Но даже если с «двойной» поправкой, то выходит, за предстоящие пару десятилетий в городе должно быть построено около 150 километров автодорог (это не считая дворовых проездов); или по 7-8 километров в год!
Реально ли это? Судя по практике предыдущих лет и с учетом прогнозного финансирования автодорожной отрасли – нет, не реально. Скорее всего, в нынешних условиях бюджетирования строить больше, чем 1-1,5 километра автодорог в год, в Сургуте не будут. Таким образом, к 2035-му город прирастет в лучшем случае 30 километрами магистралей. А вот если нас станет на 80 тысяч больше, то, при сохранении соотношения численности населения к количеству автомобилей на сегодняшнем уровне, в городе будет больше автотранспорта примерно на 40 тысяч единиц. То есть длина «автопоезда», о котором мы сказали выше (ну помните – общая длина вставших друг за другом автомобилей, зарегистрированных в городе), возрастет на 150 километров. То есть «автопоезд» удлинится до 750 км, а общая протяженность дорог – всего чуть перевалит за 300 км.
Естественно, что подобные прогнозные расчеты, будь они хоть сколько-нибудь верны, оптимизма здесь живущим не прибавляют.
Вопрос в том, что делать. 

Сядем и сложим ручки. Так проще
Собственно, гнаться за автомобилизацией – утопия. Сколько ни строй дорог, их всегда будет мало. И чем больше строишь, тем, парадокс, их меньше становится. Меньше в относительном формате.
Вот, скажем, при введении в Югре транспортного налога на автомобили мощностью до 150 лошадиных сил конкретно по Сургуту за год это принесет дополнительных сборов в объеме всего-то до 50-60 миллионов рублей. Что такое для города эти деньги, хорошо показывает финансирование ремонтов городских дорог – в текущем году на данные цели было направлено больше полумиллиарда рублей, причем чтобы закрыть вопрос с качеством автодорожного полотна и справиться с предыдущими недоремонтами, по мнению руководства города, примерно столько же мы должны тратить еще пару-тройку лет.
Поэтому решение должно быть в иной плоскости, и оно очевидно: необходимо либо снижать уровень автомобилизации, либо существенно повышать сборы с автомобилистов.
Негодование читателя из числа автомобилистов от вышесказанного понятно. Автор этих строк тоже автовладелец, и прописанные возможные пути решения задачки по повышению комфортности проживания касаются каждого из нас. Именно поэтому надо делать что-то сейчас, чтобы завтра не было мучительно больно за потерянный город.
Тем более что с подобными проблемами уже сталкивались на других территориях, и там есть чему поучиться, дабы не наступать на те же грабли самостоятельно. Вот лишь некоторые пути, которые могут помочь Сургуту избежать своей «запертости» вследствие дальнейшего интенсивного развития (кое-что уже апробировано в других городах):
- введение налога на проезд в определенные части города;
- снижение доли личного транспорта за счет развития общественного;
- введение дополнительного налога на автомобили премиум-класса;
- введение отдельного налога на «автохлам»;
- реализация автомобиля и дальнейшая регистрация в ГИБДД только при наличии купленного (арендованного на длительный срок) парковочного места;
- оборудование всех светофоров города камерами наблюдения с вводом автоматизированной системы фиксации правонарушений участниками дорожного движения;
- оптимизация светофорной сети.
Наверняка этот список можно дополнять и другими вариантами на тему, а что-то, наоборот, исключить ввиду нереализуемости. Хуже всего – просто сидеть и ничего не делать.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Сургутская трибуна

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.