Перспектива исчезновения

Краеведы бьют тревогу: религиозный экстремизм и незнание родного языка изничтожают культуру коренных народов
Автор текста: 
Автор фото: 
07.11.2014

В поселении Русскинская Сургутского района прошло выездное расширенное заседание Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера. Центральной темой дискуссии стали вопросы сохранения языка локальной группы восточных ханты и противодействия религиозному экстремизму.

По установившейся практике, в рамках этого мероприятия депутаты провели прием граждан. Практически каждое обращение было связано с проблемой ведения традиционного образа жизни ханты. И тут вопросы были не только к недропользователям - нефтяникам, немало жалоб поступило на агрессивную агитацию христианских миссионеров - неопятидесятников и новообращенных. Метод несущих слово Божье «детям Севера» прост: постоянные посещения стойбищ, регулярная духовная и материальная поддержка, постоянное вдалбливание в сознание аборигенов, что «идолопоклонство» - грех, а идолы – проклятие. 
Эта проблема уже неоднократно поднималась в СМИ и на различных уровнях власти. Сегодня она обретает катастрофический характер. Проникновение протестантизма в среду этнических ханты ставит их на грань исчезновения, отметила директор Русскинского музея природы и человека Татьяна Ядрошникова.
- Культура ханты складывалась тысячелетиями, но понадобилось всего несколько десятилетий, чтобы разрушить ее. Этот процесс, к великому сожалению, продолжается. И немалую лепту в разрушение традиционного уклада жизни аборигенов вносят сегодня представители различных христианских конфессий. Для нас, музейщиков, очень важно обратить сегодня внимание общественности на проблему религиозного экстремизма, которая неоднократно поднималась нами, но каждый раз этот вопрос как-то очень вежливо, но настойчиво отклонялся. Между тем у ханты, принявших протестантизм (не только «новых» пятидесятников, но и баптистов, и классических пятидесятников), можно наблюдать «синдром неофита». После своего обращения они уничтожают «старых богов», или «духов-покровителей». Но надо понимать, что вера в языческих богов и духов есть основа духовной культуры коренных жителей. Исчезнет вера – народ обречен. Миссия работников культурной сферы заключается в том, чтобы сохранить наследие культуры коренных народов Севера, в частности уникальное наследие тром-аганской локальной группы восточных ханты, и в корне изменить представление людей об их культуре, - отметила Татьяна Ядрошникова. 
Сегодня более 70 процентов территории Сургутского района занимают родовые угодья. 700 семей проживают на стойбищах, ведут традиционный образ жизни. Однако дети школьного возраста большую часть времени проводят в интернате. Как отмечают специалисты, растет поколение, уже почти не знающее родного языка. Коренные северяне лишаются возможности говорить на родном языке, развивать культуру, вести традиционный образ жизни. Скоро будет поздно бить тревогу — уверена фольклорист и филолог Аграфена Сопочина. Письменность ваховского и сургутского диалекта на грани исчезновения. 
- Сегодня это одна из актуальнейших проблем. На ваховском диалекте вообще нет ни одного учебника, на сургутском — один, для начальных классов. Я с группой энтузиастов пыталась создать учебники по казымскому шаблону, но сургутский диалект «не вписывается» в эту программу. Разница слишком велика: в северных диалектах от двух до четырех падежей, а в сургутском — восемь! Разница такая, как между русским и украинским языками. В итоге сегодня дети сургутских ханты учат малопонятный для них казымский диалект. У меня пожелание – необходимо в школе-интернате организовать процесс обучения сургутскому диалекту. Важно понимать, что без сохранения традиционного уклада жизни и родного языка, диалекта как среды обитания культуры коренное население теряет себя, - подчеркнула Аграфена Сопочина. 
В свою очередь коренные жители обратились к участникам собрания с вопросами, касающимися доставки детей в родовые угодья и организации доступности медицинской помощи. Заместитель главы администрации Сургутского района Иван Жиденко уточнил, что эти вопросы сопряжены с труднодоступностью и локальностью проживания аборигенов. Тем не менее они решаются как за счет функционирования сельских ФАПов в отдаленных поселениях, так и за счет мобильных диагностических установок. Также правительством Югры было принято решение о масштабной замене ФАПов на модульные конструкции, однако в экстренных случаях транспортировка больных с отдаленных поселений и стойбищ по-прежнему осуществляется за счет авиации.

Приходилось ли вам сталкиваться с навязыванием религиозных взглядов? Как реагируете на такие проявления?

Александр Андриенко, фотограф:
- В 1990-х часто встречал навязчивых незнакомцев. Сначала слушал, читал их брошюрки, потом игнорировал. Последний раз ко мне подходили и навязывали свои религиозные практики, а именно - сахаджа-йогу и кришнаизм, на Дне молодежи в этом году. Думаю, сейчас вербовщики больше работают на модных сегодня психологических тренингах. На улице их практически не встречаю, а если и встречаю, то стараюсь не обращать внимания.

Алена Абрагимова, бизнес-тренер:
- Да, приходилось. Как правило, не трачу на это время. Раньше у меня это вызывало отторжение, сейчас я спокойнее отношусь к таким людям. Я считаю, что Бог един, и когда меня пытаются убедить, что в какой-то другой религии самый правильный Бог, меня это умиляет.

Денис Михуля, председатель Молодежного совета при главе города: 
- Мне и на улице, и дома предлагали пообщаться на тему Бога и религиозных взглядов. Я вежливо предлагаю им пообщаться с другими людьми, так как определился в своих взглядах. Когда тороплюсь на улице, то игнорирую. Но несколько раз вступал в беседу, было интересно, как строят диалог и убеждают. 

Елена Жаркова, специалист по связям с общественностью Сургутской филармонии:
- В последнее время очень часто останавливают на улице вопросами типа: «От чего зависит счастье в семье?» или традиционное «Верите ли вы в Бога?». Если эти люди ограничиваются тем, что просто суют в руку брошюру, то беру и иду дальше, сославшись на занятость. Бывают, конечно, и такие экземпляры, которые хватают за рукав, пытаются задержать, затянуть в разговор. В таких случаях приходится быть грубее и прямым текстом посылать куда подальше.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Сургутская трибуна

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.