Точку ставить рано

Чего больше: пользы или вреда – пока неясно
Автор текста: 
Автор фото: 
20.06.2014

Запрет на продажу алкоголя с 8 вечера оставлен в силе. Однако это неокончательное решение, считает уполномоченный по правам предпринимателей Югры Ольга Белоножкина.
На последнем заседании окружной думы обсуждались последствия ограничения времени продажи алкогольной продукции в Югре. Учитывая неоднозначную статистику, собранную с момента вступления в силу закона, а также большой общественный резонанс, ранее рассматривалась возможность отмены ограничения и приведение времени продажи в соответствие с федеральной нормой – до 23:00 (сейчас 20:00). 
Тем не менее, по итогам обсуждения депутаты решили оставить окружной закон без изменений. Проработкой возможных поправок в закон об ограничении времени продажи занималась уполномоченный по правам предпринимателей. Мы поговорили с бизнес-омбудсменом о причинах такого решения.
– Вы провели большую работу, изучая последствия ограничения. Скажите, о чем говорят цифры? И почему было решено оставить закон в силе?
– Я, как и обещала предпринимателям, дождалась конца 2013 года и проанализировала все данные. Информацию предоставили контролирующие, правоохранительные организации, медицинские учреждения, МЧС, комиссия по делам несовершеннолетних, Роспотребнадзор – одним словом, все органы, которые имеют отношение к тематике. Это позволило взглянуть на ситуацию комплексно. Статистика вышла противоречивой и не была опубликована – чтобы не вызвать ненужного резонанса. Я направила губернатору бумагу, где приводила особо показательные цифры, из которых следовало, что есть как положительная, так и отрицательная динамика. И по той, и по другой сложно провести причинно-следственную связь. Мы не знаем, что именно послужило причиной, допустим, увеличения количества фактов выявления водителей в состоянии алкогольного опьянения – то ли они стали больше употреблять, садясь за руль, то ли ГИБДД стало лучше работать (такая версия существует).
Показатели неоднозначные, противоречия просто бросаются в глаза. Есть положительные изменения по административным правонарушениям (запрет на распитие спиртных напитков и пребывание в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах). Неоднозначная картина по отравившимся и умершим от приема алкоголя и его суррогатов – отравившихся стало меньше, а умерших больше. Что тому причиной? Изменилось качество алкоголя из-за того, что спиртное теперь приобретают альтернативными способами? Возможно, здесь действует социальный естественный отбор, который поделил людей на две категории: эпизодических потребителей (которые рассуждают так: не успел, не купил – ну и ладно, значит и пить не буду) и тех, у кого уже сформировалась стойкая алкогольная зависимость – они несмотря и вопреки всем ограничениям, находят спиртное. Не секрет, что в округе активизировалась продажа алкогольной продукции: через интернет, таксистов. Понятно, тут уже нельзя говорить ни о каком контроле качества. Вероятно, вторая группа, перейдя к альтернативным каналам,  и дала увеличение смертности.
– Почему данные столь неоднозначные?
– Есть такое понятие как отложенный эффект. За полгода ситуация радикально поменяться не может. Только в перспективе. У нас ограничение времени продажи прошло три этапа: сначала до 22:00, потом 21:00,  и только затем 20:00. Поэтому, строго говоря, статистика, которую мы собирали по концу 2013 года, зацепила только полгода, где продажа была ограничена восемью часами. Это и стало одним из главных аргументов в пользу продолжения действия закона. Необходимо посмотреть, что произойдет в будущем. Нужно, чтобы прошло хотя бы полтора года с момента ограничения, тогда и можно будет искать взаимозависимости.
Если давать оценку политике округа, то здесь во главу угла поставлен социальный фактор. Надо понимать, что когда мы обсуждаем этот закон, мы не имеем в виду экономический эффект. Не стоит вырывать его из контекста и говорить об уменьшении прибыли предпринимателей. Это было бы однобоко и неправильно. И в связи с тем, что особенно заметен эффект именно с молодежью, было решено, что целесообразно оставить ограничение. Я считаю, что со временем мы вернемся к обсуждению – жирную точку ставить не стоит. Через какое-то время ситуация изменится, и закон может быть пересмотрен.
– А каковы, собственно, потери предпринимателей? Была информация, что за счет повышения цен, их прибыль даже повысилась.
– Да, это так. В 2013 году розничная продажа алкоголя в натуральном выражении осталась на уровне 2012 года, а в стоимостном - увеличилась на 8 %. Выручка, действительно, возросла. При этом число хозяйствующих субъектов, реализующих алкоголь, снизилось на 6,6 %, торговых объектов – на 6,8 %.
– А кто ушел с рынка?
– Те, кто занимался продажей продовольствия, и в том числе алкогольной продукции. Это одно из негативных последствий ограничения. Когда продажа спиртного была разрешена до 23:00, предприниматель – владелец небольшого магазинчика, работал до 23:00. После ограничения интереса работать (ради того, чтобы кто-то купил булку хлеба) уже не было. И они изменили график работы. Кстати, населению это тоже не понравилось – тем, кто работает допоздна (если не успел купить продукты до восьми – жди утра). Думаю, в этот процент попали те, кто решил не просто пересмотреть свой режим, а полностью прекратить работу.
С другой стороны, я не устаю повторять, что предприниматели на то и предприимчивые люди, чтобы все-таки отслеживать конъюнктуру рынка и уметь переформатировать бизнес. К сожалению, склонность к аналитике – несильная сторона людей вообще и отдельных предпринимателей в частности. Для тех, кто умеет вовремя скорректировать свой бизнес, любые изменения законов проходят безболезненно. А есть те, кто уперся в эту продажу продовольствия с алкоголем. Для них, особенно в моногородах с небольшим населением, это губительно. В целом, департамент экономического развития, расценивает ситуацию как, цитирую: «успешную адаптацию представителей малого и среднего бизнеса к ограничительным мерам».
– Велика ли вероятность того, что время продажи алкоголя будет уменьшено еще раз, скажем до семи вечера?
– Разговоры-то об этом есть. Причем даже не до семи, а до шести вечера. Но, полагаю, что на данном этапе это также не оправдано. Такая мера вызвала бы значительный резонанс. И не только среди предпринимателей. Населению последствия принятия закона тоже не нравятся. Об одном моменте я уже упомянула, но есть и другой. Знаете, достаточно много людей справедливо полагает, что ограничительными мерами проблему не решить. Строго говоря, если бы все уже установленные запреты работали нормально, то и нужды во временном ограничении не было бы. Алкоголь несовершеннолетним продавать и так нельзя. А мы вводим новое ограничение, ставя во главу угла заботу о здоровье нации, то есть молодого поколения. Но им же нельзя приобретать его ни утром, ни днем, ни вечером. Если бы этот запрет работал, нужды в драконовских мерах не было бы. Или вот еще один момент. В апреле мы синхронно с прокуратурой, не сговариваясь, обратились к губернатору со своими выводами о целесообразности пересмотра закона. Прокуратура предложила ввести дополнительные ограничения – чтобы бизнесмены не могли пользоваться лазейками, превращая свои магазины в кафе (ставя стол и два стула в помещении), и продолжать спокойно продавать алкоголь после восьми. Это тоже проблема, которая ударила по добросовестным предпринимателям – чьи права мы и должны защищать. Эта инициатива абсолютно оправдана. Я считаю, что если правоохранительные органы будут надлежащим образом отслеживать исполнение уже существующих законов, то в ограничении времени продажи уже никакой необходимости не будет.
– Когда можно будет вернуться к этому вопросу?
– В 2015 году, когда соберется достаточно информации. Тогда уже можно будет более уверенно говорить о причинно-следственных связях. На данном этапе неясно, где сработал закон, а где просто совпадение. Пока со стопроцентной уверенностью можно говорить только об одном последствии. Согласно данным Роспотребнадзора, идет увеличение количества контрафактной продукции – в десятки раз. Динамика ужасающая. Если она сохранится, а положительных изменений выявлено не будет, безусловно, это станет основанием, чтобы отнестись к закону критично.

Возможно, что в России будет запрещена продажа алкоголя по выходным. Подобную меру сейчас обсуждают в правительстве и парламента страны. Группа экспертов выступила с предложением ввести запрет на продажу крепкого алкоголя в субботу и воскресенье. Ограничение, по их словам, должно сократить смертность и помочь России преодолеть углубляющийся демографический кризис. Идея уже нашла поддержку в аппарате премьера (особенно приветствует антиалкогольные меры помощник премьера Дмитрия Медведева, экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко) и у сенаторов. В Совете Федерации допускают и более жесткие меры – запрет на продажу алкоголя лицам моложе 30 лет.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Продолжая добрые традиции
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.