Билетная чехарда

Как выбраться из отдалённого посёлка
Автор текста: 
Автор фото: 
13.11.2014

С проблемами, которые изо дня в день преодолевают жители труднодоступных поселков и сел, пытаясь выбраться из своих окраин в цивилизацию, я непосредственно столкнулась осенью, когда отправилась в командировку в Саранпауль.

Дорога только по знакомству

Билет на вертолет до сельского поселения достала спокойно, а вот чтобы вернуться назад, пришлось проявить смекалку. Ведь купить обратный билет можно только на вертолетной площадке Саранпауля. Я отправлялась туда лишь на неделю и переживала, смогу ли вернуться в срок, зная, что люди с ночи штурмуют кассу, чтобы наутро купить билеты. Кто­то из коллег надоумил меня позвонить Усику Маркосяну – давнему другу нашей газеты. Стоило мне представиться корреспондентом окружной газеты, как саранпаульский предприниматель сразу согласился мне помочь и купил долгожданный билетик.

На вертолетной площадке в Сергино, откуда я вылетала, встретилась со знакомыми, которые возвращались из отпуска и тоже должны были лететь в Саранпауль.

– Мы попросили одного человека, живущего в Приобье (возле Сергино), чтобы он нас записал на рейс, и ему за это заплатили, – поделилась Анна.

– А куда денешься, надо же как­то попадать домой. Сейчас многие

саранпаульцы имеют хорошую связь с жителями Приобья.

Знакомятся специально, и те их записывают. Только так и можно улететь.

К нам постоянно ездят туристы и командированные, и летом невозможно попасть на вертолет. Поэтому местные летом вертолетом практически не пользуются, летают только осенью и зимой. По своим делам ездят по воде, а чтобы по ней добраться до районного центра, уходит около двенадцати часов.

После этого разговора мне стало немного не по себе, ведь я как раз была из числа тех самых командированных лиц…

Похожую историю рассказал мой коллега – фотокорреспондент Александр. Ему тоже пришлось отправиться в командировку в Березовский район.

– Я собирался лететь в Няксимволь. Стал узнавать, как достать билеты, и выяснил, что в Ханты­Мансийске это сделать невозможно. В тот край можно было попасть только из двух пунктов, из которых ближайший для меня – Советский. Но даже забронировать там не мог, их нужно было сразу выкупать. Так как путь из Ханты­Мансийска до Советского неблизкий, чтобы лишний раз туда не ездить, я нашел знакомых ребят в том городе. Они мне приобрели билет на вертолет. Стал вопрос: «Как выбираться обратно? А назад­то можно?» А в аэропорту мне говорят: «Нет, можно только непосредственно на месте».

И тут началась чехарда с покупкой обратного билета. Александр обратился к знакомому в Березово, который позвонил своему другу в Няксимволь. Уже тот каким­то образом записал нашего корреспондента в «волшебную тетрадочку».

– Когда летел обратно, мест, к счастью, хватило всем, еще и в Хулимсунте народ подобрали. А как люди выбираются из своих сел в межсезонье, я даже не представляю. Мне повезло, что знакомых в округе много, а как быть тем, у кого нет связей или кто приезжает сюда из других регионов? – посетовал Александр.

Наша боль и наша жизнь

Большая часть Югры – это труднодоступные и отдаленные поселки и деревни, из которых добраться до районных центров и крупных городов можно только по воде и воздуху. А в период распутицы – вообще невозможно: пока реки не покроются крепким льдом, дорог не будет, местные жители как манны небесной ждут появления зимников, а на вертолеты не попасть из­за большого числа желающих.

Недавно в редакцию пришло письмо от пенсионеров Кондинского района.

«Теплоход «Заря», который соединяет наш поселок с центром поселка Междуреченский, перегружен вдвое, – пишут жители Лугового. – И вместо необходимых трех рейсов делает только два. Администрация не замечает, что больным людям тяжело стоять в проходе до одного часа, что дети плачут от духоты и неудобств. Жители торопятся в больницу, банки, по административным и юридическим делам, в пенсионный фонд и социальные службы.

Это наш единственный путь летом. Многие больные едут в Ханты­Мансийск, Сургут и Нижневартовск и возвращаются в тяжелом состоянии после операций. Теплоход действует с 1 мая по 15 октября, потом – распутица до декабря. В декабре появится зимняя дорога, которая продержится до марта, а там опять распутица.

Во время распутицы на вертолет никто не рассчитывает, так как расписание часто не соответствует вылетам, и приходится искать ночлег в Междуреченском, да и билеты дорогие. Это наша боль и наша жизнь».

Мы позвонили в администрацию поселка, где нам прояснили ситуацию:

– «Заря» из Междуреченского идет полупустая, а обратно полная. Потом снова в Луговой – полная, обратно – полупустая. Поэтому третий рейс нам не дают. По поводу воздушного транспорта мы многократно обращались, чтобы сделали дополнительные рейсы, но пока ничего не меняется, – рассказала заместитель главы администрации поселка Луговской Нелли Чилимова.

Вслед за этим письмом в редакцию прилетело еще одно – от жителей Саранпауля.

«Почему в период распутицы, когда из нашего поселения можно выбраться только воздушным транспортом, произошло резкое сокращение авиарейсов? С 25 октября этого года отменили рейс, выполняемый на самолете Ан­2 до Березово по субботам. А с 7 ноября отменили рейс до Сергино, выполняемый на вертолете Ми­8 один раз в неделю по четвергам. В опубликованном расписании рейсы были до 31 декабря. В связи с отменой рейсов, по новому расписанию в данный момент из Саранпауля реально могут вылететь 35–40 человек, включая всевозможных командированных. А как же быть остальным жителям села? Ведь за любой бумажкой (в земельный комитет, регистрационную палату, к нотариусу, в ипотечное агентство), для прохождения медкомиссии, на консультацию к врачам, даже с обычным переломом мы вынуждены ехать в районный центр – Березово. И что же, теперь до открытия зимника забыть про все нужды, дела, отпуска? Да и при открытии зимника трудно представить, как мать будет ехать с больным ребенком в Березово 10–12 часов на автобусе­вахтовке».

Как объяснил Вадим Максимов, заместитель главы администрации Березовского района, произошло сокращение рейсов не только из Саранпауля, но и по всем другим внутрирайонным маршрутам.

– Это связано с недостатком финансирования. Сохранится ли данная ситуация в следующем году – сейчас сказать невозможно.

Рейс до Сергино – это межмуниципальный маршрут, который регулирует

департамент транспорта Югры. Этот рейс совершил 54 вылета, которые

были запланированы на год, поскольку летом пришлось просить дополнительные

рейсы, была большая загрузка в период отпусков. Мы написали письмо

на имя директора департамента о продлении рейса, но ответ еще не получили.

Транзитные пассажиры

Совсем недавно мне пришлось ехать в Игрим. В аэропорту Ханты­Мансийска увидела своего знакомого, который в этот же день летел в Березово. В накопителе, где собрались игримчане и березовчане, поинтересовалась, во сколько он вылетает. Его ответ стал для меня неожиданностью: «В то же время, что и ты, мы же с тобой летим на одном самолете».

Оказывается, уже не в первый раз пассажиры летают транзитом: Ханты­Мансийск – Игрим – Березово. Хотя на моей памяти всегда были прямые рейсы до окружной столицы из Березово и Игрима. Я летела на неделю и думала, что билеты обратно смогу спокойно купить уже на месте.

Однако в игримской кассе на просьбу забронировать место мне

ответили, что мест нет, а вернуться в Ханты­Мансийск можно будет

почти через месяц. Я все­таки приехала в окружную столицу через

неделю – помог счастливый случай, в который всегда верю.

– Транзитный рейс до Ханты­Мансийска появился полгода назад, – прокомментировал ситуацию Денис Трошин, директор аэропорта Березово. – На это повлияли уменьшение пассажиропотока и экономия. Оптимизация маршрута позволила повысить эффективность использования воздушного судна на данном рейсе. Он улетает со стопроцентной загрузкой.

Если до разговора с директором аэропорта я смотрела на все как обыватель и внутренне возмущалась, что теперь жителям Березово и Игрима приходится летать транзитом до Ханты­Мансийска, до которого всего час лета, то потом поняла, что в непростой экономической ситуации транзит – на самом деле выход, а не беда. Беда начнется, когда самолетом вообще невозможно будет вылететь из наших поселков. Для несведущего читателя, который не представляет, что такое транзит в труднодоступных районах, поясню: подобные рейсы в разы уменьшают шансы пассажира того или иного населенного пункта попасть на воздушное судно и при этом напрочь убивают его нервные клетки!

Мы уйдём в небытие…

В разговоре с Денисом Трошиным мы затронули тему малой авиации. В этом году ее много раз обсуждали на федеральном уровне, говорили о поддержке и развитии ее в регионах.

– Малая авиация, безусловно, востребованна, – сказал Денис Витальевич. – В районе нет постоянных дорог.

Например, по Березовскому району авиация обслуживает пассажиропоток

более 60 тысяч в год. Расти он вряд ли будет, но тенденций к уменьшению

пока нет. Особенно востребованны внутрирайонные маршруты в межсезонье.

По словам Дениса Витальевича, проблема еще и в том, что в законодательстве не определено понятие транспортной доступности. Когда государство пропишет, что человек должен добраться из пункта А в пункт Б за сутки, станет ясно, что, если пассажир тратит гораздо больше времени, транспортной доступности на данной территории нет. Тогда администрация района и округа смогут составлять конкретное расписание и планировать под него средства.

– Еще одна проблема в том, что для малых аэропортов, таких как в Березово, действуют те же федеральные авиационные правила по сертификации, что и для Домодедово или Шереметьево, за исключением международного сектора, – продолжает Денис Трошин. – А вы сами понимаете, сколько вылетов в крупных аэропортах и в таких, как наши. Чтобы соответствовать требованиям, деньги вкладывать надо одинаково. Вот если на государственном уровне дифференцируют подход к малым портам в зависимости либо от пассажиропотока, либо от самолето­вылетов и требования уменьшатся, то будут жить аэропорты. Здесь мы держимся только за счет дотаций, не будет дотаций – аэропорты моментально обанкротятся
и уйдут в небытие.

В поездках возвращаться вовремя мне помогал счастливый случай,

вот только чудеса происходят редко. Удача любит залетных, вроде меня.

Но как быть тем, кто летает постоянно?

 

Продолжение темы следует

 

Как сообщает пресс-служба авиакомпании «ЮТэйр», для организации продажи авиаперевозок на местные воздушные линии в сельском поселении Саранпауль с использованием автоматизированных систем бронирования необходимо обеспечение требований к качественной работоспособности каналов связи.

Учитывая ограниченную пропускную способность каналов связи и большую нагрузку на оборудование сети Интернет в данном районе, организовать процесс реализации авиаперевозок в автоматизированной системе бронирования с бесперебойным доступом к информационным ресурсам в настоящее время не представляется возможным.

Данная проблема относится и к остальным отдаленным территориям Югры.
В авиакомпании надеются, что в ближайшей перспективе эта ситуация изменится. «Со своей стороны, авиакомпания заинтересована в оптимизации процессов электронной продажи авиабилетов.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.