Отдавая, ты становишься богаче

Международный фестиваль ремесел коренных народов мира «Югра – 2014» состоялся на территории округа в восьмой раз
Автор текста: 
Автор фото: 
20.06.2014

Ученые, педагоги, мастера народных художественных промыслов из разных уголков России и стран зарубежья собрались в Сургуте, чтобы в живом диалоге обсудить проблемы сохранения и развития народных промыслов, поделиться наработанным опытом.
Во время научно-практической конференции поднимались как частные, узкопрофессиональные вопросы, так и общие. Но все сводилось к главному – есть ли способ возродить забытые ремесла: восстановить старинные технологии ткачества, гончарного искусства, лозоплетения в том виде, в каком они существовали веками? И почему это так важно?

Мы познаем себя через других
Разрыв в 20 веке прошелся по телу и сердцу народного искусства, народной традиции – того, что всегда связывало и питало искусство профессиональное, вспомним Мусоргского, Пушкина, Достоевского. 
Советское время создавало большие феномены, но в то же время оно стилизовало народную культуру под сценическое действие. В народном искусстве ведь что важно? Вы художник – я зритель, а завтра я танцую – вы смотрите. В народной культуре все – художники, артисты и зрители одновременно. Советское время создало новый тип народного искусства, которое перешло в сценическое: мы – зрители, и мы хлопаем – и все. Стилизация произошла везде – в хореографии, вокале, народном ремесле. Эта стилизованность чревата утратой важных вещей. И в первую очередь – потерей самоидентификации народа.
Об этом говорил Владимир Кошаев, доктор искусствоведения,  профессор кафедры семиотики и общей теории искусства МГУ им. М.В. Ломоносова, член Союза художников России.
 – Я помню, в Югре издавалась книга «Ханты. Манси. Кто мы?», а в это же время в Удмуртии вышла в свет другая:  «Мы – удмурты», – подтвердил свои постулаты Владимир Борисович. – Этот собственный щемящий родовой принцип необходимо сохранить во что бы то ни стало. И сделать это должна – и позволяет – традиция, она обладает такими инструментами. Мы должны сохранить национальное. Не стереть его, не смешать, а сохранить в целостности, сделав достоянием общего.
Это и должно стать центральной национальной идеей: я – русский (украинец, татарин, чуваш), но я – представитель гигантского сообщества, в котором живу. Ведь если я не вижу другой культуры, то не понимаю и своей. Я себя могу понять только через другого. Такова природа культуры, которая идет от человека к человеку, от народа к народу. 

От праздника к научной площадке
Ольга Бубновене, директор окружного центра народных художественных промыслов и ремесел, заслуженный деятель культуры Югры, член Союза художников России и директор фестиваля рассказала о том, как развивалось движение:
 – В 2002 году фестиваль ремесел начинал свою работу как праздник. Но когда я окунулась в эту деятельность, то поняла, что помимо праздника должна быть работа, и работа серьезная. В первую очередь необходимо было объединить участников процесса. Так состоялся первый круглый стол: участвовали ученые из Ижевска и Санкт-Петербурга. Тогда обозначились направления нашей дальнейшей деятельности – зачем нужен фестиваль, каковы его цели и задачи. Я организовывала мастеров: соединяла, сводила, знакомила с учеными. Это были первые попытки сформировать формат наших площадок.
И сегодня мы видим, как мероприятие разрослось и мощно представляет себя. Во-первых, это уже не одна, а целый ряд выставок. Во-вторых, научно-практическая конференция, которая является центральным мероприятием фестиваля, приобрела за эти годы солидный статус благодаря тому, что мастера принимают в ней участие наряду с учеными, преподавателями. Наша конференция отличается открытостью: мы даем право выступить всем. Даже не умея говорить, мастер может показать, что он умеет делать, и тем самым заявить о себе. Потому что каждому из них есть что показать и рассказать.
Но, конечно же, самая большая площадка – это сами мастера со своим багажом знаний, опыта. На первых фестивалях можно было увидеть, что не каждый раскрывает свои секреты, боясь конкуренции. Работая с участниками, мы говорили: чем больше ты отдашь людям, тем больше к тебе придет мастерства, знаний, друзей. И в конечном итоге ты станешь богаче. Не сразу, но нам удалось сформировать такую модель общения. И глядя на это, мастера из других регионов и стран перестали бояться отдавать свои знания. А мы – всегда готовы учиться и благодарны за новые знания.
К примеру, вышивка южных ханты была полностью утрачена уже в 19 веке. Мы восстановили эту традицию: учились у венгров, марийцев. Где? На фестивале. 
Но мы не только учимся, но и себя показываем. В рамках фестиваля проводятся международные конкурсы мастерства – в этом году по 15 номинациям. Это хороший стимул для мастеров совершенствоваться, расти. Два года между фестивалями они серьезно готовятся, по крупицам выискивая информацию, отрабатывая технологию. Чтобы удивить не только жюри, но и коллег, потому что каждый хочет быть первым.
Сегодня мастер свободно выступает, формулирует свою позицию, пользуется определениями этнографии, обращается к истории, искусствоведению, археологии. Научный элемент становится естественным для его творчества. Это перенимают мастера-педагоги, используя в образовательном процессе. А это уже – значительная победа.

Подрастают мастерицы
Весной я побывала на детской научно-практической  конференции «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее», которую ежегодно проводит окружной центр ремесел. И тогда поняла: самый главный результат всех перечисленных и описанных мероприятий не столько собственно в реконструкции старинных ремесел, сколько в том, какой эффект рождается от соприкосновения с ними. Он – в тех мальчишках и девчонках, которые самозабвенно точат кусочек дерева или плетут корзинки, или вышивают. И уже настолько овладели искусством, что с уверенностью и удовольствием творца могут дать – и дают! – мастер-классы взрослым дядям и тетям. Учась мастерить обрядовую куклу ханты, они постигают не основы швейного мастерства. Вместе с легендами они познают миропонимание другого народа, впитывая его систему ценностей, отношение к природе, роду, вселенной. А погружаясь в родную культуру, глубже осознают самих себя, свои корни. И многие ребята уже точно знают: чего хотят добиться, и планомерно идут к своей цели.
Татьяна Сивцова, десятиклассница из маленького поселка Хулимсунт, воспитанница детской школы искусств, не первый раз выступала на конференции и становилась победителем (руководитель – Надежда Маслова). Девушка давно определилась с профессией, говорит, что станет этнографом.
 – Хочу путешествовать по всему свету, – увлеченно делится она планами, – узнавать о культуре разных народов, работать в архивах. Было бы здорово написать книгу.
 – Этнограф, конечно, интересная профессия, но вряд ли хорошо оплачивается…
 – Наверное, но ведь если заниматься делом, которое тебе не по душе, это же так безрадостно!

Казначеева Надежда Михайловна, директор департамента культуры Югры:
 – В Югре сформирована нормативно-правовая база, прежде всего, это закон о народных художественных промыслах и ремеслах. Система мер государственной поддержки сегодня работает на возрождение, сохранение и, самое важное, развитие традиционной культуры, народных художественных промыслов и ремесел.
Для нас очень важно вовлечь в этот процесс детскую аудиторию, подростков и молодежь. В течение всего года в рамках поддержки программных мероприятий окружной центр народных художественных промыслов и ремесел ведет творческую лабораторию «Подворье», ежегодно проводит детскую научно-практическую конференцию, в которой участвуют школьники со всего округа.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что Югра стала трамплином, своеобразной научно-экспериментальной площадкой по сохранению и популяризации народных художественных промыслов и ремесел. Для этого у нас есть все: система учреждений, государственная поддержка, а главное, профессиональные кадры  –  увлеченные люди, которые двигают это большое и важное дело.

 

Продолжение читайте в следующих выпусках «Новостей Югры».

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Охота на батарейки продолжается!
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.