С глаз долой – из печени вон

Спасительный покров или лицемерие
Автор текста: 
20.11.2014

Депутаты Госдумы готовят законопроект, согласно которому вся алкогольная продукция в магазинах будет убрана из зоны видимости, как это произошло с табачными изделиями. Авторы идеи считают, что спиртное выглядит слишком привлекательно, и если покупатель не будет видеть его, то, возможно, не станет и покупать. В Минздраве к инициативе отнеслись скептически, полагая, что она не решит проблему алкоголизма в России. При этом эксперты предупреждают: решение ударит по бизнесу.

Напомним, что с 1 января 2013 года уже была запрещена продажа алкоголя в киосках и его реклама в прессе. Есть ли смысл в дальнейшем ужесточении продаж и к чему может привести очередной запрет?

Алексей НЕЙМАН

Заходя в магазин, человек из существа разумного превращается в потребителя. Он уже руководствуется не логикой, а инстинктами. А поведением такого существа можно управлять, даже целую науку для этого придумали – маркетинг называется.

Забавно, но в кои­то веки я согласен с депутатами­популистами. Ибо глупым их предложение кажется только на первый взгляд. Да, выразили свою мысль они несколько грубо и даже отталкивающе: «Покупатель приходит за хлебом, видит водку и покупает ее. Также в магазинах бывают дети, они привыкают видеть алкоголь среди продуктов питания и вырабатывают определенное лояльное отношение к этой продукции». Но их правота от этого никуда не делась.

Люди действительно так себя ведут, все дело в психологии. Мы лучше покупаем товары, которые находятся на уровне глаз, привлекают внимание яркой упаковкой, ценником «распродажа», этикеткой со словом «акция» и так далее. За счет этих элементарных приемов удается продавать такой хлам, что просто диву даешься. Между прочим, тот факт, что вы понимаете, как вами манипулируют, ничего не меняет. Все мы неизбежно попадаем в ловушку маркетинга. Сопротивляться его влиянию теоретически можно, но очень сложно. Лучше всего заранее составить список покупок и строго следовать ему, не отклоняясь ни на йоту. Но для большинства людей это нереально.

Конечно, предложение депутатов радикальное, чуть ли не из разряда «лечить головную боль гильотиной». Но что делать, если других средств не хватает? С 2010 года потребление алкоголя на душу населения в России несколько снизилось – с 18 до 13,5 литров в год. Однако трудно назвать это кардинальными изменениями. И пусть конкретно эта идея тоже не станет панацеей, но вместе с другими мерами – теми, что уже приняты и теми, что еще будут – она даст эффект. Медленно, но верно. Главное, не топить инициативу своим вечным пессимизмом и обреченностью в борьбе с зеленым змием. Да, сейчас в России много пьют, это часть нашей культуры, как ни крути. Но кто сказал, что так должно быть всегда? Может, наши дети достойны лучшего будущего и ради него стоит потерпеть некоторые неудобства?

Кстати, о детях. То, что они копируют модели поведения взрослых, общеизвестно. Пару лет назад одна общественная организация в Сургуте даже провела эксперимент: группу детей попросили изобразить праздник. И знаете, что они сделали? Мальчики стащили столы в центр зала, девочки стали их «накрывать», а потом все вместе сели «гулять». Ну как, стало стыдно за пример, который мы подаем детям? А если так, то почему же в общественных местах (а места «общественнее», чем магазин, не придумаешь) на всеобщее обозрение выставлен алкоголь, про вред которого трубят на каждом шагу? Это, мягко говоря, нелогично.

Анастасия ЧУПРОВА

Продажа спиртного из­под полы не сможет превратить злоупотребляющих алкоголем людей в трезвенников. Расценки и маркировку винной продукции они знают назубок, и порой даже лучше продавцов. Похоже, эти ограничения нужны только ради самих ограничений.

В России в последние десятилетия алкоголь стал национальным антидепрессантом, к которому прибегают все от мала до велика. И вот уже несколько лет, как наши законотворцы вышли на тропу войны с зеленым змием во имя здоровья россиян. Некоторые их инициативы помогли, другие лишь усугубили ситуацию. В категорию последних может попасть и последняя – скрыть алкоголь от глаз людских. Конечно, наши предки тоже когда­то говорили: с глаз долой – из сердца вон, но сейчас этот вариант не сработает.

Возьмем, к примеру, законодательное ограничение времени продажи алкоголя. После восьми вечера у нас в Югре купить бутылочку очень сложно – редкий предприниматель идет на риск потерять лицензию ради сиюминутной прибыли. Но привело ли это ограничение к долгожданным результатам? Нет. По данным бизнес­омбудсмена по Югре Ольги Белоножкиной, за время действия запретительных норм, наоборот, в округе увеличилось число «пьяных» преступлений.

Вот и очередной запрет может привести к парадоксальным последствиям, тем более что россияне на поприще «пряток» спиртного под прилавок – первые. Даже главный нарколог Минздрава России Евгений Брюн, комментируя инициативу депутатов, признал, что с подобной практикой нигде не сталкивался.

Вполне возможно, в результате принятия этого законопроекта как грибы после дождя вырастут ларьки и подпольные торговые точки, где будут продавать нелегальный алкоголь и различную винную продукцию сомнительного качества. Река из пьянчужек попросту перетечет в теневые магазинчики, чтобы травиться суррогатом и умирать в подворотнях.

Что касается оправдания очередной запретительной меры якобы опасностью алкоголя на прилавках для детей – оно кажется мне по меньшей мере странным. Не видела ни одного малыша, которого в магазине заинтересовала бы бутылка водки или шампанского. Думаю, куда больше рекламе алкоголя способствует наличие таких «украшений» на столе во время семейных торжеств. Впрочем, в нашей истории уже были случаи, когда и дома алкоголь заставляли переливать в самовары и чайники. И даже это не помогло понизить градус любви россиян к спиртному.

Может, вместо запретов стоит повысить качество жизни людей? В конце концов, не будет депрессии – не нужен будет и алкогольный антидепрессант.

 

Как вы считаете, если убрать с витрин алкоголь, будут ли его меньше покупать?

Константин, медработник:

– Я покупаю алкоголь, только когда он мне нужен. Не бывает так, что пошел за хлебом и прихватил баночку пива. А вот иногда повыбирать вино, стоящее на витрине, мне нравится. Так что я против предложения. У нас и так есть временное ограничение, оно не помогает. Кажется, законотворцам пора понять, что действовать с помощью запретов – недальновидно.

Наталья, молодая мама:

– В принципе, не исключаю такого варианта. Ведь в супермаркетах все расставлено исходя из психологии потребителя. Для этого специально проводятся различные исследования. Если убрать с витрин бутылки с алкоголем, они хотя бы не будут лишний раз раздражителем для покупателя.

Александр, оператор:

– Думается, что человек, имеющий цель купить алкоголь в магазине, и так прекрасно знает, чего он хочет. И неважно, стоит бутылка под прилавком или на витрине. Лучшая пропаганда здорового образа жизни для детей и подростков – трезвость родителей, а не наличие или отсутствие бутылки на витрине магазина.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.