Почти по Гоголю

Как в Сургуте посредники нечистой силы действовали
Автор текста: 
21.11.2014

Ну куда от поверья в старые времена деться?! Только «копнешь» глубже историю – и вот на тебе… целая версия про посредников между людьми и нечистой силой перед тобой. Самая что ни на есть правдоподобная – из глубин сургутской истории, поведанная Яковом Неклепаевым. Дело было в конце XIX столетия…

Глянешь – человек, а присмотришься – еретик

Итак, по сведениям Я. Неклепаева, тех, кто водился с нечистой силой, сургутяне называли: чернокнижники (только мужчины), вещицы (женщины) и еретики и еретицы (тут оба пола могли колдовать). Говорили по этому поводу так: «Может быть, в других местах, где есть грамотные женщины, чернокнижницами бывают и бабы, но у нас об этом не слыхано, чтобы бабы были чернокнижницами»… 
Если кратко, то чернокнижники творили заговоры и объектом влияния для них был человек. Они могли сделать с ним что угодно: вылечить, испортить или причинить какой другой вред. Вещицы портили беременных. В обычное время их не отличить от настоящих женщин, но как наступает полночь, они принимались за свое дело. Превращались в сорок и вынимали у беременных женщин недоношенных детей. Мало того - еще и у коров телят отнимали ранних. 
Интересно, что проверяли женщин на то - вещица она или нет - следующим образом. Как только подозреваемая придет в гости, то стоит только повернуть дужкой в нутро заслонку печи, находящейся в этой же комнате, - если женщина и вправду вещица – сейчас же уйдет из гостей. Ну а еретики пугали живых после того, как умрут. О каждом из них можно было бы рассказать подробнее, но за неимением места на странице речь пойдет о еретиках. Кстати, при желании можно почитать «Очерки Сургутского края» уже названного здесь автора. 
Итак, еретики в повседневной жизни никак не проявляют себя при жизни. Так что нет никаких наружных и видимых признаков, по которым можно узнать. Однако ж сами они знают о своей связи с нечистым духом и перед смертью своим близким: женам, детям - объявляют об этом. Дабы те остерегались. 
Обыкновенно, если еретик расскажет о своих способностях перед отходом в мир иной, то ему перед смертью связывали руки и ноги веревкой. Потому как только наступит полночь, они встают из гроба и начинают поедать людей. Господи помилуй! Ясное дело, когда запоют первые петухи, ложатся обратно в гроб. Чем не сюжет из повести «Вий» Николая Васильевича Гоголя? Откуда берутся поверья такие? На какой мистике замешаны? Не добраться, видимо, нам до истины... 

История смелого солдатика 

Однако некоторые сургутяне не боялись испытать еретика. В прежнее время всех сомнительных покойников, о которых при жизни ходили слухи, что они связаны с нечистой силой, хоронили якобы в особых церквях. Они были будто бы для этого специально предназначены. Там их держали некоторое время перед захоронением, вроде как на испытании.
Вот однажды, повествует Я. Неклепаев, такую церковь решился посетить один смелый солдатик. Зашел он в нее до полуночи и залез на печку, при этом на всякий случай взял с собою сковородку. Почему сковородку, спросите вы? Да потому что в прошлом, по мнению сургутян, сковорода предохраняла от всякой подобной нечисти. 
Так вот, как только часы пробили полночь, все еретики, что лежали в той церкви, поднялись и стали скакать по ней. Но вскоре учуяли человеческий дух, узрели солдатика и мигом бросились к печке. Но влезть на печку и достать солдата им не удалось. Как вы догадываетесь, сидел-то он не просто так, а на сковороде, да и печь была высокая. Знать, не так уж сильны были! В общем, от злости стали еретики грызть печку, дабы солдат свалился с нее. И почти было сделали свое нечистое дело, да тут запели петухи. Вся нечисть улеглась по своим местам, и уже не заметила, как солдатик тот вышел из церкви «взапятки» (задом), дабы не было видно, куда он ушел.
 Солдатик, судя по рассказам (или выдуманного сказания), был неуемен и на следующую ночь опять пришел. Но в церковь не зашел, а взобрался на дерево над колодцем, росшее возле нее. Очень уж ему хотелось досмотреть, что в таком случае будут делать еретики и, вообще, найдут ли его. Действительно смелый! 
 Ну что же, наступила ночь, еретики за свое – поднялись и вприпрыжку направились к печке. А солдатика-то там нет, и следов его не видно… С диким воем принялись они всюду разыскивать солдата и, конечно же, побежали по окрестностям. И вот в колодце они увидели отражение солдата, сидевшего на дереве, и приняли его за самого солдата. Обрадовались еретики, что нашли его и принялись забрасывать колодец камнями, думая, что погребают его под камнями. Конечно, дело длилось до первых петухов, а когда те запели, все улеглись по своим местам. 
На том повествование и заканчивается. История умалчивает о том, пошел ли солдатик тот в третий раз испытывать еретиков и чем испытания закончились для него. Думается, что по сюжету, наверное, были действия и в третью ночь, да рассказчики «утеряли» конец истории при пересказах. Да и то – земля слухами полнится…

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Сургутская трибуна

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.