Между Пасхой и алгоритмом Гаусса

Как добиваются успеха наши дети.
Автор текста: 
Автор фото: 
28.11.2014

Ученица 11 класса нижневартовского лицея Ольга Прочанкина стала победителем XI Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI  веке». 
Он недавно проходил в Москве. Ольга оказалась лучшей среди 255 учеников из 122 российских школ, она награждена дипломом и серебряным знаком отличия национальной системы развития инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» за исследовательскую работу «Вокруг алгоритма Гаусса». Дипломами этой же организации награждены наставники Ольги Прочанкиной - учитель математики Надежда Киртянова и директор лицея Нина Арий.
О сути своей исследовательской работы, о том, из чего состоит путь юного исследователя, Ольга Прочанкина рассказала участникам «круглого стола», на котором обсуждался план мероприятий по реализации стратегии в интересах детей. Аудитория была ошеломлена блистательностью юного ума.
Неудача - это точка роста
Все началось с огорчения. Два года назад Ольга Прочанкина, как и многие школьники,  участвовала в школьном этапе Всероссийской олимпиады по математике и заняла обидное четвертое место. Она была страшно расстроена, но ее  преподаватель по математике, Надежда Евгеньевна Киртянова, задетое самолюбие сочла хорошим знаком. Чтобы усердие ученицы не пропало даром, предложила написать научно-исследовательский проект. 
- Что это такое, мне было неизвестно, я ничего не знала ни о структуре научной работы, ни о ее цели и думала, что проект - это просто развернутое сочинение, - вспоминает Ольга о начале научного пути.
Однако шанс есть шанс, и его упускать нельзя. Ольга решила  шагнуть в неизвестность. Из всех предложенных Надеждой Евгеньевной тем для написания работы ее тут же привлекла одна - исследование алгоритма Гаусса для вычисления даты православной Пасхи. 
- Во-первых, этого алгоритма я еще не видела, да и применяется он, казалось бы, всего лишь для определения одной даты по номеру года, в котором нам нужно знать день Пасхи, - объясняет она свой интерес. - Я подумала, что возможности алгоритма Гаусса и область его применения могут быть намного шире, ведь на этот алгоритм можно было посмотреть совсем под другим углом. 
Ольга призналась, что к тому же ее как человека православного заинтересовала связь  любимого предмета с православным. Что, казалось бы, может быть общего у математики со святыми праздниками?
Ольга Прочанкина и ее наставник взялись за увлекательную работу: изучали уже известные факты и анализировали их. По словам Ольги, преподаватель научила ее ставить цель, задачи, выдвигать гипотезу исследования, научила работать с материалом, рассказывала ученице, что должно быть в любой исследовательской работе, направляла начинающего исследователя.                  Чиновники, участники «круглого стола» несколько смущенно рассматривают математические формулы на доске, тщетно пытаясь угадать их тайный смысл, а Ольга словно музыку по ним играет - рассказывает вдохновенно:
- Исследуя алгоритм на предмет математических связей между его составляющими, я применяла метод анализа, синтеза и оценки. Широко использовался аппарат линейных уравнений в целых числах. В ходе работы я также составляла компьютерные программы, основанные на моих математических рассуждениях…
Лишь через полгода появились первые результаты их совместной работы, которые Ольга представила на муниципальном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ. 
Ее работу оценили по достоинству, она заняла первое место и начала подготовку к окружному конкурсу «Шаг в будущее», но кропотливая работа с преподавателем продолжилась. Теперь нужно было научиться защите своей работы. Теперь Ольга знает: отличное знание работы, внутренняя уверенность и грамотная речь являются слагаемыми успешного выступления. 
Ее старания не пропали даром: после успешного выступления на окружном  конкурсе Ольгу Прочанкину пригласили участвовать в заключительном этапе конкурса, который состоялся в МГТУ им. Баумана в Москве. Казалось бы, завершен огромный труд, все отработано до мелочей,  но Ольге хотелось всё больше новых открытий. Она  полностью погрузилась в исследование и дополнила свою работу еще одной значимой частью. Выступив с работой в Москве, она заняла в заключительном этапе конкурса «Шаг в будущее» второе место. 
В октябре этого года Ольга Прочанкина принимала участие в конкурсе «Меня оценят в ХХI веке» с той же работой, посвященной исследованию алгоритма Гаусса для вычисления даты православной Пасхи. И одержала победу в этом конкурсе. За победу ее наградили серебряным знаком отличия «Слово учителя». На нем изображены двое ученых, Константин Циолковский и Александр Чижевский, учитель и его ученик, союз которых и является основной движущей силой научных открытий. 
Вспоминая, что ее исследовательский путь, по сути, начался с проигрыша, с фиаско, Ольга говорит: «Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь, никогда нельзя сдаваться!». Пожалуй, эта приобретенная в борьбе за успех мудрость и есть самое большое ее приобретение.
Не все валяют дурака. Полина сваляла пальто
Так когда-то называлась заметка, которая рассказывала на страницах нашей газеты об успехах юного дизайнера Полины Ведерниковой на региональной конференции. На этот раз ученица школы №6 Полина Ведерникова, которая недавно за свои достижения была награждена благодарственным письмом главы администрации города, представила свои дизайнерские изыскания участникам «круглого стола».
Что же это за достижения, которые отмечены так высоко? Благодаря выдумкам и талантливым рукам Полины в жизни стало больше красоты.
С детства Полину привлекали вещи, созданные не станком, не машиной, а человеческими руками. Поэтому она рано научилась вязать и шить. В четвертом классе она записалась в кружок «Кройки и шитья»  в центре детского и юношеского технического творчества. Там она не только отработала свои умения, но и приобрела первые навыки исследовательской работы. Первыми самостоятельно сшитыми вещами стали два платья, которые до сих пор хранятся в ее коллекции. 
Одновременно с занятиями в центре детского и юношеского технического творчества знания и способности Полины неустанно развивала учитель технологии школы №6  Татьяна Анатольевна Карпушина. Она и подготовила ученицу  к Всероссийской олимпиаде школьников по технологии.
Начиная с 7-го класса Полина Ведерникова стала ежегодным участником школьной олимпиады. 
Полученные знания, практические навыки, творческий подход  позволили тандему добиться определенных результатов: трижды Полина становилась победителем муниципального этапа олимпиады.
В прошлом году, выступая на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, она завоевала второе место.
- Олимпиадное движение - одно из самых важных направлений, - говорит Полина. - Участие в олимпиаде, возможность добиться результата очень мотивирует в работе над собой.
Однако она убедилась: занятие исследовательской деятельностью, которая требует не только мастерства и знаний, но и определенного творческого и научного подхода, заставляет иначе видеть свою работу в целом, учит планировать результат, расширяет кругозор, дает новые творческие идеи. 
В процессе исследования у Полины родилось много новых идей, и некоторые из них она удачно воплотила в жизнь.
«Чудо из ничего - эксперименты с техникой нунофелтинга, как вида широких художественных возможностей войлоковаляния» - так называлась одна из работ. Продуктом исследования стало войлочное, нарядное и модное свалянное пальто. Потом Полина изучала историю развития тамбурной вышивки. Обе работы победили на городском  научном слете учащихся.
 Кроме того, в прошлом году работа «Чудо из ничего»  была представлена  на XVIII окружной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», где удостоилась диплома второй степени. 
Работы Полины Ведерниковой занимали призовые места на городских конкурсах «Русь мастеровая» и «Навстречу друг другу»
- Конечно же свои дальнейшие планы я связываю с получением профессии дизайнера, - поделилась Полина, - поэтому в ближайшее время  непременно буду появляться на разных конкурсах - творческих и исследовательских. В будущем все пригодится.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Местное время

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Новогодний подарок из прошлого
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.