Ольга Белоножкина: В 2015 году мы вернемся к вопросу о «вечернем» запрете на продажу алкоголя в Югре

Автор текста: 
24.06.2014

Запрет на продажу алкоголя с 20.00 в Югре  оставлен в силе. Однако это неокончательное решение, считает уполномоченный по правам предпринимателей ХМАО Ольга Белоножкина.

На последнем заседании окружной думы обсуждались последствия ограничения времени продажи алкогольной продукции в Югре. Учитывая неоднозначную статистику, собранную с момента вступления в силу закона, а также большой общественный резонанс, ранее рассматривалась возможность отмены ограничения и приведение времени продажи в соответствие с федеральной нормой – до 23:00 (сейчас 20:00). 

Тем не менее, по итогам обсуждения депутаты решили оставить окружной закон без изменений. Проработкой возможных поправок в закон об ограничении времени продажи занималась уполномоченный по правам предпринимателей. Мы поговорили с бизнес-омбудсменом о причинах такого решения.

– Вы провели большую работу, изучая последствия ограничения. Скажите, о чем говорят цифры? И почему было решено оставить закон в силе?
– Я, как и обещала предпринимателям, дождалась конца 2013 года и проанализировала все данные. Информацию предоставили контролирующие, правоохранительные организации, медицинские учреждения, МЧС, комиссия по делам несовершеннолетних, Роспотребнадзор – одним словом, все органы, которые имеют отношение к тематике. Это позволило взглянуть на ситуацию комплексно.

 Статистика вышла противоречивой и не была опубликована – чтобы не вызвать ненужного резонанса. Я направила губернатору бумагу, где приводила особо показательные цифры, из которых следовало, что есть как положительная, так и отрицательная динамика. И по той, и по другой сложно провести причинно-следственную связь. Мы не знаем, что именно послужило причиной, допустим, увеличения количества фактов выявления водителей в состоянии алкогольного опьянения – то ли они стали больше употреблять, садясь за руль, то ли ГИБДД стало лучше работать (такая версия существует).

Показатели неоднозначные, противоречия просто бросаются в глаза. Есть положительные изменения по административным правонарушениям (запрет на распитие спиртных напитков и пребывание в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах). Неоднозначная картина по отравившимся и умершим от приема алкоголя и его суррогатов – отравившихся стало меньше, а умерших больше. Что тому причиной? Изменилось качество алкоголя из-за того, что спиртное теперь приобретают альтернативными способами? Понятно, тут уже нельзя говорить ни о каком контроле качества. Вероятно, вторая группа, перейдя к альтернативным каналам,  и дала увеличение смертности.

– Почему данные столь неоднозначные?
– Есть такое понятие как отложенный эффект. За полгода ситуация радикально поменяться не может. Только в перспективе. У нас ограничение времени продажи прошло три этапа: сначала до 22:00, потом 21:00,  и только затем 20:00. Поэтому, строго говоря, статистика, которую мы собирали по концу 2013 года, зацепила только полгода, где продажа была ограничена восемью часами. Это и стало одним из главных аргументов в пользу продолжения действия закона. Необходимо посмотреть, что произойдет в будущем. Нужно, чтобы прошло хотя бы полтора года с момента ограничения, тогда и можно будет искать взаимозависимости.

Если давать оценку политике округа, то здесь во главу угла поставлен социальный фактор. Надо понимать, что когда мы обсуждаем этот закон, мы не имеем в виду экономический эффект. Не стоит вырывать его из контекста и говорить об уменьшении прибыли предпринимателей. Это было бы однобоко и неправильно. И в связи с тем, что особенно заметен эффект именно с молодежью, было решено, что целесообразно оставить ограничение. Я считаю, что со временем мы вернемся к обсуждению – жирную точку ставить не стоит. Через какое-то время ситуация изменится, и закон может быть пересмотрен.

– А каковы, собственно, потери предпринимателей? Была информация, что за счет повышения цен, их прибыль даже повысилась.
– Да, это так. В 2013 году розничная продажа алкоголя в натуральном выражении осталась на уровне 2012 года, а в стоимостном - увеличилась на 8 %. Выручка, действительно, возросла. При этом число хозяйствующих субъектов, реализующих алкоголь, снизилось на 6,6 %, торговых объектов – на 6,8 %.

– А кто ушел с рынка?
– Те, кто занимался продажей продовольствия, и в том числе алкогольной продукции. Это одно из негативных последствий ограничения. Когда продажа спиртного была разрешена до 23:00, предприниматель – владелец небольшого магазинчика, работал до 23:00. После ограничения интереса работать (ради того, чтобы кто-то купил булку хлеба) уже не было. И они изменили график работы. Кстати, населению это тоже не понравилось – тем, кто работает допоздна (если не успел купить продукты до восьми – жди утра). Думаю, в этот процент попали те, кто решил не просто пересмотреть свой режим, а полностью прекратить работу.

– Велика ли вероятность того, что время продажи алкоголя будет уменьшено еще раз, скажем до семи вечера?
– Разговоры-то об этом есть. Причем даже не до семи, а до шести вечера. Но, полагаю, что на данном этапе это также не оправдано. Такая мера вызвала бы значительный резонанс. И не только среди предпринимателей. Населению последствия принятия закона тоже не нравятся. Об одном моменте я уже упомянула, но есть и другой. Знаете, достаточно много людей справедливо полагает, что ограничительными мерами проблему не решить. Строго говоря, если бы все уже установленные запреты работали нормально, то и нужды во временном ограничении не было бы. Алкоголь несовершеннолетним продавать и так нельзя. А мы вводим новое ограничение, ставя во главу угла заботу о здоровье нации, то есть молодого поколения. Но им же нельзя приобретать его ни утром, ни днем, ни вечером.

– Когда можно будет вернуться к этому вопросу?
– В 2015 году, когда соберется достаточно информации. Тогда уже можно будет более уверенно говорить о причинно-следственных связях. На данном этапе неясно, где сработал закон, а где просто совпадение. Пока со стопроцентной уверенностью можно говорить только об одном последствии. Согласно данным Роспотребнадзора, идет увеличение количества контрафактной продукции – в десятки раз. Динамика ужасающая. Если она сохранится, а положительных изменений выявлено не будет, безусловно, это станет основанием, чтобы отнестись к закону критично.

Возможно, что в России будет запрещена продажа алкоголя по выходным. Подобную меру сейчас обсуждают в правительстве и парламента страны. Группа экспертов выступила с предложением ввести запрет на продажу крепкого алкоголя в субботу и воскресенье. Ограничение, по их словам, должно сократить смертность и помочь России преодолеть углубляющийся демографический кризис. Идея уже нашла поддержку в аппарате премьера (особенно приветствует антиалкогольные меры помощник премьера Дмитрия Медведева, экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко) и у сенаторов. В Совете Федерации допускают и более жесткие меры – запрет на продажу алкоголя лицам моложе 30 лет.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Комментарии

Комментарий: 
Очередное алкогольное лобби. А цифр как не было, так и нет. Одни разговоры. Как любят либералы поговорить ни о чем.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Жизнь на буровой
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.