Человек по Платону

Автор текста: 
05.12.2014

- А у нас не так учили... - Забудьте, теперь всё будете делать по-другому.

Согласитесь, ситуация распространенная. Забудьте, чему учили в школе, теперь всё будет по-другому. Забудьте о том, что знали раньше, теперь всё будет иначе. Так мало-помалу человек привыкает быть пешкой и винтиком, безропотно принимает любые новые правила, продиктованные ему свыше.
Собственно говоря, эта ситуация не такая уж отвлеченная. В российском образовании уже два десятка лет насаждается идеология «толерантности». Нам твердят, что «толерантность» есть социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Ну, ладно-ладно. Нельзя ли поподробнее взглянуть на эту самую толерантность?

И вот в моих руках плотная брошюрка о 68 листах, изданная в 2014 году в Сургуте. Книжка называется «Технологии формирования толерантности». А ниже добавлено - «Учебное пособие». Это программа развития толерантности для Югры. Авторы считают, что Департамент образования Югры должен пронести свет толерантности до самых глухих уголков нашего округа. Уж авторыто знают, насколько это необходимо округу.
«Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива», - пишется в учебном пособии. Хм-м-м, слово «императив» означает повеление, приказ, закон. В переводе на русский - мне повелевают немедленно подчиниться доктрине толерантности и с этой минуты стать терпимым.

Энциклопедия толерантности

Свой выбор темы авторы пособия объясняют следующим: «одна из наиболее актуальных задач современного российского государства
- выработка практически ориентированного курса, направленного на обучение государственных и муниципальных служащих, работников сферы образования инновационным социальным технологиям формирования толерантных моделей поведения в молодежной среде».
Так, понятно, старые (нетолерантные) модели, значит, забыть! Новые (толерантные!) - вызубрить! Чтобы от зубов!..

Словом, пора переучиваться. Неясно только, чем плоха была старая модель управления. Но в брошюрке есть ответ и на этот щекотливый вопрос: «Как указывает немецкий политолог Г. Симон, в России издавна «сформировалась политическая культура единения (единогласия)». Единение, как правило, возникает не на основе добровольности, а является результатом принуждения и реализуется под угрозой санкций, примеры которых дают и деревенская община, и советский демократический централизм. «В России отсутствует либеральная культура споров, являющаяся залогом демократического праламентаризма (так в тексте) на Западе. Конфликты имеют тенденцию приводить к расколу, к противостоянию и к прекращению общения». Современная российская политическая и правовая культура во многом обусловлена переходом от тоталитарного к демократическому типу».

Оказывается, по Г. Симону, наша отечественная культура, увы, безнадежна для развития. Вышеприведенные строчки рождают целую кучу вопросов. Непонятно, почему избрана точка зрения именно мало кому известного Г. Симона, а не, например, общеизвестного на Западе А. Тойнби, который считался с Россией. Неясно, чем «либеральная культура споров» выигрышней по сравнению с отечественной культурой. Где примеры превосходства? В чем, по Г. Симону, заключены несовершенства русской культуры и почему не приведено ни одного примера ее негодности для россиян? Авторы брошюры подают российскую политическую культуру как «переходную форму» от тоталитаризма к демократии. Разумеется, отсутствуют какие-либо примеры или доказательства приведенных здесь тезисов. (Видимо, авторы ожидали от читателей реплики в духе: «Само собою!» или там «Всякий знает!»)

Далее приведен ряд имен, видимо, долженствующий намекнуть на осведомленность авторов брошюрки.
Но, повторюсь, никаких примеров губительности русской политической культуры для развития России в книге не приведено. И тогда у меня как у читателя возникает резонный вопрос: а чего это ради нам в России следует отказываться от своей собственной культуры? Только потому, что она Г. Симону не понравилась? Так, в брошюре приведены имена Платона и Поппера. Почему бы авторам не отказаться от Платона, на том железном основании, что тот же Поппер упрекал Платона в тоталитарности?

И вообще, у меня сложное отношение к термину «толерантность». Причина в том, что однажды я заказал в Яндексе список определений этого термина и где-то к тридцатому разъяснению убедился, что слово «толерантность» заключает в себе целую энциклопедию слов и смыслов, в том числе взаимоисключающих. Обилие понятий и смыслов, заключенных внутри одного этого «слова-энциклопедии», меня так поразило, что с тех пор я решил использовать эти самые понятия напрямую и больше не прибегать к слову «толерантность». И ничего, как-то живу.

О вещах насущных

Ну а если серьезно, то не может не беспокоить то, что на практике толерантность выражает нравственный нигилизм, безразличие к пороку, отрицание духовной истины и ценностей, которые веками формировались в нашей культуре. Если эта ситуация однажды возьмет верх в российском образовании, то смыслом образования станет воплощение лозунга «Чего изволите?». А главным продуктом образования станет толерантный исполнитель, не имеющий своего мнения ни по одному вопросу, готовый отказаться от любых убеждений, если получит такие указания.

На наше счастье российская школа сохранила представление о знаниях и вещах, которые не подлежат пересмотру. Мы знаем, что у каждого должны быть те знания и убеждения, которые однажды и навсегда становятся главными в жизни. Те самые корни и истоки, без которых человек не устоит, как не устоит дерево, лишенное корней. Те убеждения, которые человек пронесет с собой по жизни, через всю жизнь. То, что он передаст своим детям.

В России, к примеру, уже практически два десятилетия работает культурологическая программа обучения базовым ценностям с самого раннего детства, она так и называется - «Социокультурные истоки». Обучение истокам начинается с трех-четырех лет и продолжается до окончания школы. Сегодня программа «Истоков» реализуется уже в 59 субъектах России: от Калининграда до Камчатки. За все эти годы вокруг нее не возникло ни одной спорной ситуации этнического или религиозного оттенка. В настоящее время эта программа осуществляется под эгидой Российской академии естественных наук.

Программа начала движение по городам и весям Югры. «Истоки» уже действуют во всех школах и 37 дошкольных образовательных учреждениях Сургута. Частично программа «Истоки» введена в образовательных учреждениях Нягани, Нижневартовска, Лангепаса, Пыть-Яха, Ханты-Мансийска.
В середине осени в Ханты-Мансийске состоялся обучающий семинар по реализации программы «Социокультурные истоки». Главными действующими лицами семинара стали Игорь Кузьмин, автор и руководитель этой программы, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор издательского дома «Истоки»; Надежда Белик, заслуженный учитель РФ, председатель региональной общественной организации ХМАО-Югры «Центр духовно-нравственного развития «Истоки»; Ольга Абрамова, методист межрегионального учебного центра «Истоки».

Принципиально важно, что идея проведения семинара принадлежит родительской общественности - региональной общественной организации «Родительский комитет Югры». Родители самым недвусмысленным образом напоминают о необходимости приоритетного внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения.
Инициативу комитета поддержали организация ветеранов Афганистана «Баграм», ханты-мансийские организации «Культурно-просветительский центр «Гармония», культурно-просветительская организация «Благовест», АНО «Стремление». Общественники так определили свое отношение к введению данной программы.

Политолог Галина Выдрина, эксперт Общественной палаты Югры, государственный советник первого класса, кандидат философских наук:
- Считаю, что «Истоки» - программа культурологическая, учит общим базовым ценностям, сохраняет неразрывность связи поколений. «Истоки» - не просто окаменевшее прошлое, а живая связь с истоками
Родины. «Истоки» ждут родители, учителя и, конечно, дети. Три года назад я разрабатывала программу «Социокультурные истоки» для курсов повышения квалификации учителей, программа была востребована, и было много заявок из школ муниципальных образований автономного округа. Успешная реализация программы «Истоки» в Сургуте - это результат работы команды единомышленников: власти, работников системы образования, родителей и общественности. Я глубоко убеждена, что успех внедрения программы зависит от учителя. Важно уметь думать самостоятельно. Не менее важно услышать друг друга. Программа замечательная. У нее большое будущее, если мы все ее поддержим. Как раз сейчас наступило то время, которое дает много возможностей. Одним из механизмов распространения программы могут стать созданные при школах общественные родительские советы - надо организовать работу этих советов.

Салават Ниязов, председатель общественной региональной организации ветеранов войны в Афганистане «Баграм»:
- Я 23 месяца прослужил в Афганистане. Что помогало выживать? Воспоминания о Родине, детстве, наших русских березках. О классном руководителе, которая нас сплотила. О том, как мы с ребятами помогали ветеранам... И когда нас перед отправкой выстроили на плацу и сказали: «Кто поедет в Афган - шаг вперед», все до единого шагнули. Так мы были воспитаны, стыдно было не защищать свою Родину. И я рад, что мы возвращаем детей к истокам.

Владимир Семенов, член общественного совета при главе Ханты-Мансийска:
- У меня четверо детей, шестеро внуков и много проблем. Но побывав на семинаре, я убедился в том, что все они разрешимы, просто надо взять в руки программу и действовать. Это инструкция для тех, кто хочет воспитать своих детей добрыми и ответственными.

Уместно отметить, что в вопросе проведения семинара администрация Ханты-Мансийска и городской департамент образования пошли навстречу родительской общественности. «Принято решение о поэтапном внедрении «Истоков» в образовательное пространство города, - рассказала на пресс-конференции начальник отдела дошкольного и дополнительного образования и воспитания департамента образования Ханты-Мансийска Людмила Федулова. - Пилотными площадками выбраны четыре детсада и два новостроя: на гидронамыве и в СУ-967, а среди общеобразовательных учреждений - школа №4. Это новые образовательные учреждения, в которых только формируются коллективы, традиции которых только начинаются. И «Истоки» могут помочь в создании благоприятной атмосферы».
«Это положительный пример, когда власть и общественность работают вместе на общий успех, реализуя добрую инициативу», - считает председатель региональной общественной организации «Родительский комитет Югры» Светлана Поливанова.

Про «Истоки» - из первоисточника

Отвечая на вопросы журналистов во время пресс-конференции, Игорь Кузьмин так отозвался о своей программе: «Мы подготовили уникальный инструментарий, который не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом. Программа «Истоки» выходит далеко за рамки образования. Она всех объединяет. «Истоки» просто создают ту воспитательную среду, в которой каждому комфортно и никто не ущемлен. В «Истоках» мы обогащаемся вместе».

Одним из плюсов программы профессор считает необходимость ее совместного изучения детьми и родителями. Разработчики программы убеждены, что в наши дни программа базовых ценностей родителям нужна не меньше, чем детям. По замыслу разработчиков программа позволяет родителям и детям выстроить общую шкалу ценностей. В современной школе ни один из предметов не способен стать стержнем учебно-воспитательного процесса. В то же время программа «Истоки» обладает очень мощным воспитательным потенциалом. Воспитание в контексте «Истоков», по замыслу авторов, позволяет ученику восполнять, питать свои силы от истоков своей культуры. Наверное, именно это помогло «Истокам», как свидетельствуют результаты опросов, стать любимым предметом для 90% учащихся.

Игорь Кузьмин считает, что преимущество «Истоков» оформилось где-то 25 лет назад, еще на стадии определения концепции. Уже тогда разработчики предусмотрели опору программы на универсалии русской культуры, на то, «что не менялось и не будет меняться, на то, что проверено в течение многих веков». «В «Истоках», - считает автор программы, - соединяется прошлое, настоящее и будущее. Это не размышление о том, что было когда-то у нас в России. Это то, что одновременно рассматривается в прошлом и настоящем. И ориентирует нас на будущее России».

Концептуальная продуманность программы облегчила ее адаптацию к появившимся государственным образовательным стандартам в отношении духовно-нравственного развития. Программа «Истоки» имеет полный комплект, включающий программные и концептуальные разработки для школ, учебные пособия с 1-го по 9-й классы, методики и другой инструментарий, необходимый для реализации программы. Системность духовно-нравственного воспитания предполагает введение начал «Истоков» в дошкольном образовании с последующим подключением к этой работе школ.

По мнению авторов программы, духовно-нравственное образование не является категорией лет или десятилетий, а есть вопрос выживания народа в течение сотен лет. Сегодняшние школы больше ориентированы на передачу знаний, на сдачу ЕГЭ, на развитие интеллекта. В наше время отступил куда-то на второй план важнейший вопрос о том, КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ станет выпускник школы. Между тем уже сам термин «образование» говорит о необходимости помочь ученику ВЫБРАТЬ ОБРАЗ, которому он желает соответствовать.

Игорь Кузьмин оценивает ситуацию как настоящую битву за школы и за образование.
В 90-х годах нашему образованию, да и России в целом, пришлось пережить весьма сокрушительный натиск на нашу систему ценностей. Западом была предпринята попытка обесценить духовно-нравственные приоритеты России, навязать нам западную систему ценностей. Мы видим на примере учебного пособия по толерантности, изданного сургутскими учеными, что такие попытки не оставлены и сегодня.

К счастью, тысячелетняя мощь российской культуры, мощь пластов российской истории позволили нашей стране и нашей цивилизации выстоять в этом испытании. Игорь Кузьмин вспоминает, что когда начинал вводить программу «Истоки» в Калининградской области, 60% детей не стеснялись сказать, что не знают, где живут - в России или за рубежом. Через пять лет опросы показали, что для 90% «Истоки» стали любимым предметом.

Программа «Истоки» находит всё новых и новых сторонников, приходит в новые школы, исподволь распространяется по стране. В настоящее время число сторонников программы в России достигло почти двух миллионов. Дорабатывается проект программы для учащихся 9-11-х классов под названием «Служение Отечеству». Информационный натиск, даже информационная война, со стороны проводников западной политики не ослабевает, это означает, что программа «Истоки» останется востребованной, как и прежде.

Собирая отзывы об актуальности программы «Истоки», почему-то захотелось обратиться к мнению человека, возглавившего Россию в ее нелегком противостоянии толерантным гуманитарным технологиям (и не только им) Запада. Степень востребованности программы «Истоки» в сегодняшней российской школе позволяют понять слова президента Российской Федерации Владимира Путина, сказанные им в Послании Федеральному собранию: «Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учетом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования. Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших ее ценности, историю и традиции».

 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Югра

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.