Доброте учат не по книжкам

Автор текста: 
Автор фото: 
05.12.2014

Сегодня в Югре проживают почти 56 тысяч человек с ограниченными возможностями. Это население целого города, подобного Когалыму или Пыть-Яху. А значит, как в любом городе, для инвалидов в округе должны быть созданы все условия для комфортной жизни, трудоустройства, образования, занятий спортом и культурного досуга, так считает губернатор Югры Наталья Комарова.

А как сегодня в действительности живется людям с ограниченными возможностями, что уже сделано, а что только предстоит, об этом шла речь на Совете по делам инвалидов при губернаторе Ханты-Мансийского округа, который состоялся в Пыть-Яхе.
О равных возможностях и равных правах инвалидов в России заговорили не так давно. Начали несколько лет назад с программы «Безбарьерная среда», которая не так быстро, как хотелось бы, не так просто, преодолевая бюрократические барьеры, но всё-таки меняет инфраструктуру городов страны. Пандусы и лифты, звуковые пешеходные переходы, общественный транспорт с опускающимися ступеньками и широкими дверьми позволили людям с ограниченными возможностями выйти на улицу. Но стали ли инвалиды равноправными членами социума? Как показывает практика, нет. И причиной тому -стереотипы, которые прочно держат в своей власти сознание россиян.

На коляске в школьный класс

Менять стереотипы в обществе, начиная с детства, призвано инклюзивное образование. Это понятие в обиходе россиян появилось после вступления в силу нового закона об образовании. До тех пор в сознании соотечественников бытовало стойкое убеждение, что дети-инвалиды должны учиться на дому, в лучшем случае - дистанционно. Сам термин «инклюзивное» обозначает равный доступ к получению образовательных услуг всех обучающихся с учетом индивидуальных возможностей и потребностей. Чтобы принципы инклюзивного образования внедрить на территории округа, сделали уже немало: школы оснащаются специальной мебелью, спортивным инвентарем, компьютерными программами и учебниками. В помощь педагогам созданы ресурсные центры, которые
призваны сопровождать учебный процесс, оказывать методическую и консультативную помощь.

Но, по словам Ирины Новокщеновой, кандидата медицинских наук, доцента Ханты-Мансийской мед-академии, несмотря на принятые законы, пока в обществе наблюдается неоднозначное отношение к инклюзивному образованию. Причем настороженность и недоверие свойственны родителям как здоровых детей, так и детей-инвалидов, определенные опасения существуют и в учительской среде.
- Если в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями, в реабилитации нуждаются не только дети, но и родители. За годы же построения социалистического общества в России так и не сформировалась практика психологической помощи населению. В результате люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, остаются с проблемами наедине, а в обществе формируются предрассудки и предубеждения, - говорит Ирина Евгеньевна. - Если бы уже при детских поликлиниках родителям детей-инвалидов оказывали психологическую поддержку, убеждая их в том, что особенный ребенок - просто особенный, но он ничуть не хуже остальных, мамы и папы не замыкались бы в собственном горе, сторонясь окружающих.

О том, что психологические проблемы родителей в настоящее время являются преградой на пути развития инклюзивного образования, говорят и сами родители.
- У нас в семье трое ребятишек, - рассказывает Татьяна Егорова, мама ребенка с диагнозом ДЦП из Пыть-Яха. - Когда родились близнецы: сын и дочь, и выяснилось, что у Антона такое страшное заболевание, мы начали борьбу. Болезнь, к сожалению, оказалась сильнее. Но я никогда даже не думала оставить сына дома, на специальном обучении. Может, потому, что сама очень любила школу, всегда с теплом вспоминала годы ученичества. Переживала: неужели моему мальчику не доведется испытать счастье общения со школьными друзьями. Сегодня мой сын - уже ученик 7-го класса школы №6, он уже седьмой раз получает грант мэра за отличную учебу. Второй год ребята избирают сына президентом класса. И мы счастливы.

Татьяна Викторовна, оглядываясь назад, признает: не всё складывалось просто и легко. Были страхи, непонимание окружающих, но Антону сначала очень повезло с детским садом «Родничок», потом - с начальной школой, где он попал в руки добрых и внимательных педагогов... Но не повезло в среднем звене. «Сын чувствовал себя в классе некомфортно, потому, проучившись одну четверть, мы стали искать другую школу, - рассказывает Татьяна Егорова. - Так оказались в школе №6. Но, пережив многие неприятности, я убеждена: ребенка нельзя замыкать в четырех стенах дома. Ему мало общения с ребятишками-инвалидами. Если родители хотят, чтобы у детей было будущее, их необходимо социализировать с младенчества. А значит, по возможности настаивать на посещении обычного сада, обычной школы.

Правда, Татьяна Викторовна призналась, что, несмотря на убедительную агитацию среди родителей детей-инвалидов, мамы пока опасаются школьных коллективов, неприятия учителей, боятся, что их больных ребятишек обидят здоровые.
- Действительно, страх был и у нас, - соглашается Ольга Поштаренко, директор пыть-яхской средней школы №6, в которой уже несколько лет внедряются принципы инклюзивного образования. - Были сомнения, как воспримут здоровые ребята инвалидов. Пришлось работать и с родителями больных ребятишек, они не торопились вести детей в классы, опасаясь издевательств. Но сегодня я знаю: страх - это стимул к действию. И с 1 сентября 2014 года в нашей школе обучается уже 19 детей с ограниченными возможностями. Семеро - в обычных классах. В прошлом году мама пятиклассника Матвея (у ребенка не хватает гормона роста, и в 12 лет рост мальчика всего 80 см) привела сына в школу. Мы оборудовали ребенку в каждом кабинете специальное рабочее место.

Сегодня Матвей - всеобщий любимец, он активный участник всех мероприятий, а опекает его, похоже, вся тысяча учеников школы. Знаете, когда я вижу, как Матвей бежит в столовую, а вокруг оградительной стеной идут его одноклассники, чтобы мальчишку никто нечаянно не толкнул, понимаю: зря сегодня обвиняют детей в жестокости. Просто доброте и состраданию трудно обучить по книжкам, этому лучше учит сама жизнь. Так что мы убеждены: инклюзивное образование полезно не только больным детям, не менее значимо оно для воспитания лучших человеческих качеств и у здоровых ребят.

К слову, то, что Матвей учится в обычной школе, это победа Татьяны Егоровой, несколько лет она убеждала маму мальчика Светлану Владимировну преодолеть страх и попробовать привести сына в обычный класс. А в тот день, когда мы беседовали с Ольгой Поштаренко, в шестую школу привели еще одного ребенка-инвалида. У второклассника Данила - редкое заболевание, в народе известное как «хрустальная болезнь».

 В Югре во всех детских садах, 40 школах, 17 профессиональных образовательных учреждениях и трех вузах реализуются принципы инклюзивного образования. К 2015 году оно должно быть доступно в каждой пятой школе.

И всё же пока инклюзивное образование держится не на законе, а на энтузиазме и доброте людей. Видимо, поэтому пятилетнему да-уненку Ромке из Ханты-Мансийска было отказано в приеме в новый «продвинутый» детский сад с массой экспериментальных программ, хотя у мамы на руках была путевка. И только после обращения в городское управление образования Роме подыскали новый садик, маленький, деревянный, но с добрыми воспитательницами и понимающей заведующей. А потому, видимо, долго еще нашему обществу расти до понимания, что все дети, вне зависимости от состояния здоровья и физических возможностей, имеют равные права.

«Воображариум» для слабовидящих

Вопросами социокультурной реабилитации инвалидов сегодня занимается большинство учреждений культуры округа. В различных мероприятиях ежегодно участвуют более 50% людей с ограниченными возможностями.
Так, по словам главы региона Натальи Комаровой, если в 2011 году программы по работе с инвалидами были разработаны только в 13 музеях Югры, то сегодня они есть в каждом из 35; 58% учреждений культуры Югры по своему обустройству доступны для людей с ограниченными возможностями.

В итоге инвалиды в два раза чаще стали посещать эти храмы истории и искусства: «А чем шире спектр услуг и направлений, которые мы предлагаем югорчанам, тем больше возможностей угодить людям. А именно это и есть задача органов власти».
В настоящее время музеи округа нацелены не просто на предоставление услуг, гораздо важнее создавать программы, которые обеспечивают социокультурную реабилитацию и интеграцию инвалидов в активную общественную жизнь. Поэтому, кроме традиционных форм работы, всё чаще используются театрализованные представления, выездные тематические занятия, дни семейных встреч...

Как сообщила директор Департамента культуры Югры Надежда Казначеева, все музеи округа работают по специализированным программам «Музейная педагогика» с использованием инновационных методик арт-терапии. Особое внимание уделяется модернизации оборудования музеев, к примеру, сайт «Музеи Югры» позволяет побывать на виртуальной выставке, не выходя из дома.

Сургутская галерея современного искусства «Стерх» в работе по реабилитации инвалидов не новичок. С 2008 года каждую осень - между Международным днем Белой трости (15 октября) и Международным днем инвалидов (3 декабря) - здесь проходят программы «Рельефы цвета». Представляя программу 2014 года, директор галереи Лариса Гурова рассказала, что сегодня «Рельефы цвета» - это уже межрегиональная социально-творческая программа фестивального формата, которая реализуется совместно с Региональной общественной организацией инвалидов по зрению «Тифлопуть». Каждый год это новый проект, новая концепция. Собственно, по словам Ларисы Николаевны, именно с предложения председателя организации Сергея Филатова решить задачи индивидуальной программы реабилитации инвалидов посредством искусства и началась история проекта.

«Рельефы цвета» - это более 40 различных мероприятий, связанных между собой общей концепцией, для разных аудиторий, - рассказывает Лариса Николаевна, - это почти семь тысяч посетителей, до 15% из которых - люди с ограниченными возможностями. На встречах активно используются тактильные экспозиции (например, уникальные коллекции тактильной книги), аудиогиды, аудиоинсталляции, перформансы и концерты, возможности восприятия которых зрячей и незрячей аудиториями выравниваются. Проводятся встречи с художниками, в том числе и слепыми.

Так, подарком для зрителей нынешнего фестиваля стала выставка нижнетагильского скульптора Александра Иванова «Вечная иллюзия», сотворенная из металла, она будет здесь проходить до 21 декабря. А горожане смогут не только познакомиться с удивительными работами мастера, но и пообщаются с самим скульптором, интереснейшим, к слову, человеком. Паровозы с крыльями, ангел с копьем. Он про каждую свою работу может рассказать подчас забавную, а иногда и грустную историю.

Вот, например, про ангела. В 2007 году несколько скульпторов из Москвы, Екатеринбурга и Тагила решили провести благотворительный фестиваль для детей с ДЦП, создали семь ангелов, которых, по задумке, должны были купить богатые люди. Но в назначенный час местные олигархи не пришли. Но простые горожане об акции слышали, они и перечисляли на счет деньги, собирали игрушки и памперсы в помощь больным ребятишкам. Так ангелы и простояли в городе семь лет, побуждая людей на добро.

Сейчас у галереи много партнеров. Так, дружба с Государственной библиотекой для слепых и слабовидящих Санкт-Петербурга надолго определила успешность проекта. Сотрудники «Стерха», получив методическую помощь и обучившись навыкам работы с незрячими людьми, смогли эти знания транслировать уже на окружном уровне. Важным результатом работы стало сотрудничество с Сургутским педуниверсите-том, который сегодня готовит методические пособия для тифлологов, в том числе и тифлокниги.
Сергей Филатов, председатель общественной организации «Тифлопуть», убежден в важности такого партнерства: «Мы начинали несколько лет назад с совместных небольших городских мероприятий, понимая, что НКО самостоятельно гораздо сложнее решать какие-то большие задачи. Сегодня сотрудничество с галереей «Стерх» показало важность такого общения. Оно обогатило как деятельность галереи, так и нашего общества.

В прошлом году в рамках выставочного проекта «Сказки на шестидесятой параллели» мы провели городской конкурс среди школьников, в нем приняли участие почти 300 ребятишек из 32-х городских школ. Они лепили, вырезали из дерева, рисовали с тем учетом, что их работы будут рассматривать и инвалиды по зрению. Мне кажется, такие совместные творческие программы и ведут к изменению стереотипов в обществе. Это тем более важно, что, согласно медико-социальной экспертизе, ежегодно в Югре 150 человек признаются инвалидами по зрению».

Сила - в разнообразии

Во время заседания совета не раз поднималась тема изменения стереотипов в обществе. И многое в этом направлении в нашей стране уже сделано. По крайней мере, такие дикие факты, с которыми мне пришлось столкнуться в конце девяностых, уже редкость. Тогда в Урае в только что открывшемся реабилитационном центре мне показали восемнадцатилетнюю девушку с врожденным психическим заболеванием, которую родители, боясь осуждения, 18 лет держали взаперти. О больной девочке не догадывались даже соседи.
Сегодня отношение к инвалидам в обществе меняется, но не так быстро, как этого требует время. И роль СМИ в этом вопросе трудно переоценить: кому как не нам, работникам пера и камеры, разбивать стереотипы, нивелировать страхи и недоверие обывателей, формировать общественное мнение, что мы - одна семья, и наша сила - в нашем разнообразии.

Так, по мнению Ильи Верховского, директора департамента общественных и внешних связей, журналисты окружных СМИ сегодня становятся инициаторами социальных проектов и акций, работая на голом энтузиазме. Потому, считает Илья Аркадьевич, кажется правильным предусмотреть порядок предоставления грантов для редакций, которые создают журналистские и социальные проекты, направленные на просветительскую деятельность и улучшение качества жизни инвалидов.

Наше общество в последние годы нередко обвиняют в потребительстве, нежелании что-либо своими силами менять в жизни, но работая над этим материалом, я невольно вновь и вновь вспоминала нашу беседу с Татьяной Егоровой. Она рассказывала, что больше всего ее тринадцатилетнему сыну Антону не нравится, когда его жалеют, когда напоминают о болезни. И упорству, с которым семиклассник завоевывает себе право быть в обществе не хуже, а может, и лучше других, могут позавидовать многие здоровые сограждане. Но появилось это право у паренька только благодаря маме, которая, поплакав от беспокойства ночью в подушку, утром вела сына за руку в мир людей как ни в чем не бывало. И здоровым, сильным, агрессивным, а порой и жестоким ничего другого и не оставалось, как подвинуться, освобождая место рядом с собой новому члену общества. А двигаясь, мы становимся добрее, внимательнее, сострадательнее, и в этом движении раскрываются наши лучшие человеческие качества, которые спят до времени за ненадобностью.

 Значимость благотворительной деятельности год от года растет. Журналисты организуют благотворительные акции, проекты и марафоны. Благодаря редакциям телекомпаний и газет только в прошлом году собраны миллионы рублей для лечения больных ребятишек. Но сегодня важнее создавать ситуации, когда здоровые и люди с ограниченными возможностями вместе могут заниматься спортом, участвовать в культурных мероприятиях.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Югра

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.