Кризис – основа для развития, Или Чего ждать бизнесу и потребителям в 2015 году

Очередным надвигающимся кризисом сегодня пугают всех и все – от бабушек на скамейках до экспертов в телевизорах. По мнению же Владимира Болотова, кризис - это своего рода санитар леса (пусть даже нетрезвый и подслеповатый) и основа для дальнейшего развития. С генеральным директором Сургутской торгово-промышленной палаты и исполнительным директором Ассоциации «Сибирский альянс» мы встретились, чтобы подвести итоги уходящего 2014 года, а заодно выяснить, каких сюрпризов ожидать местному бизнес-сообществу от наступающего 2015 года.

- Владимир Николаевич, каким, на ваш взгляд, для сургутского бизнеса был уходящий год? И какие его события оказали особое влияние на местный рынок?

- Год был, несомненно, сложным. Если говорить о каких-то конкретных проблемах, то в каждом сегменте они свои. В продуктовом ритейле изменения связаны с увеличением конкуренции. Кто-то ушел с рынка. Например, все мы помним громкое закрытие «Премьера» и, еще раньше, «Пять хлебов». В первую очередь, это связано с приходом все новых и новых федеральных сетей – «Лента», «Магнит». Понятно, что каждый новый такой магазин уплотняет рынок и забирает часть рентабельности у уже существующих. То есть у ритейла сейчас остро стоит проблема падения доходности. Что касается местных сургутских производителей, то здесь свои проблемы, связанные в первую очередь с тем, что тот же федеральный ритейл, который заходит в Сургут, он не очень охотно с ними работает. Точнее, местные производители просто не готовы работать на тех условиях, на которых настаивает федеральный рынок – имеется в виду плата за полку, за вхождение, отсрочка платежей и т.д. Вот и получается, что федеральные сети теснят местное производство, забирают у него часть рынка. Это - неизбежное следствие.

Возьмем строительный рынок - все видели, что произошло, когда начали пересматривать программу господдержки. В итоге чего, мы впервые, наверное, в Сургуте получили такое резкое падение цен на жилье и на недвижимость вообще как таковую. Поэтому общее впечатление – год был негативным. Причем, он еще не закончился, и мы весь этот негатив еще не выбрали. Потому что те темпы инфляции, которые мы имеем с августа 2014 года, они на самом деле очень серьезно увеличивают себестоимость любой продукции.

По пути переформатирования

- Но это, скорее, общие для всех вопросы. Между тем, для Сургута почти весь 2014 год прошел под знаком такой вполне конкретной местной проблемы, как проблема нестационарных объектов. Можно ли сегодня говорить о том, что этот вопрос решен, или он плавно перетекает в 2015 год?

- Смотря о чем мы говорим. Если это вопрос «купав», по поводу которых, действительно, имела место длительная полемика, то надо понимать, что это микроскопическая доля общего товарооборота. Поскольку 50 объектов по городу (притом, что у нас сейчас количество нестационарных точек по городу более тысячи) - это мизер. Если же брать полностью мелкий бизнес – скажем, тех же сапожников, то в этом направлении мы работаем, и здесь изменения будут. Сейчас мы консолидируем общественное мнение, чтобы и у депутатского сообщества, и у чиновников сложилось четкое представление, что никакого негатива подобные мелкие точки не несут. Наоборот, они создают условия, при которых человек может удовлетворить свои потребности в тех или иных бытовых услугах максимально доступным для себя образом.

Я, кстати, согласен с позицией муниципалитета, что розничной торговли в формате нестационарных торговых объектов быть не должно. И что касается малого бизнеса в условиях нестационарных объектов, он должен сконцентрироваться в услугах. Имеются в виду те же сапожные мастерские, киоски, торгующие печатными изданиями, - все, что не несет социального негатива. Те же цветы: мы же понимаем, что там не может быть никаких проблем, связанных с продажей пива, к примеру.

И вообще, если вернуться к вопросу о малом бизнесе, то мы сегодня проходим тот путь, который Европа прошла лет 20-30 назад. Мы переходим к переформатированию основных стандартов торговли. Грубо говоря, будет два формата магазинов – гипермаркет и магазин у дома. Гипермаркет – купить много, надолго и по демократичным ценам, а магазин у дома – это более дорогой формат, дающий возможность удовлетворить свои ежеминутные потребности, плюс приобрести товары короткого срока хранения - более качественные, экологичные и которые, как правило, производят местные фермеры. Ибо не может фермер произвести для супермаркета, скажем, 160 тонн свинины в месяц. Поэтому бизнес сегодня будет переформатироваться – другого выхода у него нет.

- С какими побочными явлениями такого переформатирования мы можем столкнуться?

- Понятно, что при этом часть бизнеса отсеется, исчезнет. И это нормально. Поскольку не секрет, что бизнес -  он, условно говоря, как джунгли. Уже по факту сегодня многие обанкротились, и мы ожидаем, что первый квартал 2015 года будет очень тяжелым. Мы много общаемся и с бизнесменами, и с компаниями, которые сопровождают их деятельность, могу сказать - у всех сегодня огромные проблемы, связанные с тем, что реальная покупательская способность населения упала. Помимо роста курса доллара и евро, мы еще должны понимать, что в ХМАО сейчас самая высокая закредитованность населения по стране. Мы имеем ситуацию, когда около 60 процентов семей в городе имеют ипотечный кредит. То есть их потребительская корзина состоит из ипотеки, ЖКХ и, извините, «покушать». В этих условиях не может быть покупательского спроса, который мог бы обеспечить взрывной рост наподобие того, что мы имели в 2009-2010 годах. Плюс все это накладывается еще и на резкое – в разы - увеличение торговых объектов. В итоге, получается, что доходность на квадратный метр упала очень резко. Причем у всех. И это еще одна «отметина» уходящего года: проблемы сейчас испытывает не только мелкая розница, но и крупные федеральные игроки – у них тоже нет тех показателей рентабельности, на которые они рассчитывали. Сегодня многие федералы работают на оборот, то есть, получая прибыль от валового объема продукции и, соответственно, «убивая» тем самым более мелких игроков.

Время меняться

- В таком случае, каков прогноз Владимира Болотова на следующий 2015 год?

- Предполагаю, что пик инфляции придется уже на февраль следующего года - после того, как пройдет новогодняя ажитация, начнется работа и уже более четкое осознание новых условий хозяйствования. И прежде всего того, что входящая себестоимость любых производств, любой продукции изменится в сторону повышения. Ну, а когда производственный цикл обернется полным кругом и скажется на всей цепочке товаров, когда мы увидим реальный рост себестоимости приблизительно на 30 процентов, вот тогда все это обернется шоковым состоянием, которое, как показывает практика 1993, 1998, 2008 и прочих «кризисных» годов, будет длиться порядка полугода. Эти полгода люди будут привыкать жить в новых условиях. После чего инфляционный маховик пройдет полный цикл, и мы вновь увидим рост зарплат и всего прочего – в номинальном, не в реальном выражении. Условно говоря, где-то к концу следующего года мы можем прийти к состоянию, когда у нас появятся лишние нолики на купюрах, либо еще что-то подобное. Что касается каких-то позитивных моментов, то не стоит забывать, что любой кризис – это еще и основа для развития. Поэтому местным бизнесменам придется меняться, как бы они этому ни сопротивлялись. И они уже меняются.

- В каком плане? Например, очень много претензий всегда было к качеству сургутского сервиса. Он меняется, становится лучше?

- В какой-то степени меняется. Хотя, если говорить конкретно о сервисе, то здесь есть одна большая проблема: у нас всегда существовала диспропорция по трудовым ресурсам. В Сургуте практически нет безработицы, а это плохо, поскольку означает отсутствие конкуренции на рынке труда. То есть при любой попытке улучшить сервис растет себестоимость услуг, и, соответственно, растут цены. Спрос на дорогой сервис у нас есть – его формируют те же нефтяники, которые в состоянии за него платить. Да, безусловно, в других городах сегодня можно за меньшие деньги получить более качественный сервис. К сожалению, у нас пока дело обстоит именно так: хороший сервис стоит дорого – именно за счет того, что на рынке труда такая ситуация. Вот будет у нас безработица хотя бы на уровне трех-пяти процентов, тогда появится шанс, что люди, которые сегодня работают в сургутском сервисе, наконец-то поймут, что деньги им платят не за то, что они приходят на рабочее место, а за то, что они делают свое дело лучше, чем остальные 15 человек, стоящие в очереди на эту работу.

Многое сделано, но предстоит сделать не меньше

- До сих пор мы говорили о вещах негативных. Были ли в 2014 году события, которые вас порадовали, проекты, которые удались? Вообще, какими результатами деятельности Сургутской ТПП, своей деятельности в 2014 году вы довольны?

- Я доволен тем, что нам удалось убедить округ не повышать с 1 января 2015 года выкупную стоимость земли, а ее планировалось повысить более чем в десять раз. Плюс, мы убедили не менять методику расчета арендной платы, поскольку это тоже, ко всем инфляционным процессам, добавило бы свою, довольно серьезную, ложку дегтя.

Нам удалось убедить власть оставить прежние расценки. Удалось убедить город не повышать ставку земельного налога, что позволило хотя бы в этой сфере – по земельному налогу, по арендной плате за землю и так далее - избежать инфляционных скачков.

- В итоговом интервью принято спрашивать о ближайших планах. Не будем отступать от традиций. Какие точки приложения сил в наступающем 2015 году вы для себя видите?

- Здесь все просто. Поскольку торгово-промышленная палата всегда была и будет организацией лоббистской, то основная наша обязанность – это отстаивание законных прав и интересов бизнеса. Поэтому, если говорить о том, каковы мои планы – мои планы защищать интересы членов палаты. Если говорить об основных направлениях, то в 2015 году ждем кадастровую оценку земли. Мы в этом процессе собираемся активно участвовать, дабы не повторилась ситуация 2009 года, когда в ночь с 31 декабря на 1 января кадастровая оценка ударила десятикратным повышением стоимости земельных участков. Когда человек мог проснуться с пониманием того, что, оказывается, его участок в 20 соток стоит, условно говоря, миллиард. И именно с этой суммы ему отныне предстоит платить налоги. Поэтому сейчас мы и берем эту ситуацию под активный контроль. Это во-первых. Во-вторых, мы будем четко отслеживать то, какое воздействие окажет увеличение налогов, произошедшее с 1 января текущего года – это и транспортный, имущественный налог, налоги по страховым взносам и другие. В случае необходимости будем доказывать власти, что надо увеличивать налоговую базу, а не уровень налогообложения. Это основные моменты.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Охота на батарейки продолжается!
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.