В лидерах - IT-Югра

Автор текста: 
24.12.2014

«Кто владеет информацией - владеет миром». Эта фраза приобрела особую актуальность в наше время, поскольку информационные технологии стали неизменным атрибутом каждой сферы деятельности человека: от политики и бизнеса до быта.

Технологии играют важную роль в экономической сфере, а также являются обобщающим фактором в функционировании рынка информации и знаний. При наблюдении за развитием информационных и коммуникационных технологий становится ясно, что они стоят сейчас на одном уровне с использованием природных ресурсов. Прогресс развития IT не удивителен - эта область с момента зарождения развивалась довольно быстрыми темпами, и это развитие продолжается ежесекундно.

IT-технологии позволяют получить ответы на многие жизненные вопросы, не выходя из дома. Например, разместить свое резюме на сайте службы занятости, узнать часы приема врача, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения пособий, или задать свой вопрос в интернет-приемной любой организации.

Пример для многих регионов

Югра является одним из регионов-лидеров в сфере информатизации, поэтому неслучайно в 2014 году формат шестого по счету IT-форума был расширен до участия в нем стран БРИКС, а точнее - регионов этих стран, которые наиболее эффективно и успешно решают вопросы развития информационного общества, накопили значительный опыт в сфере предоставления услуг в электронном виде, информатизации здравоохранения и образования. «Форум здесь проходит неспроста. Ханты-Мансийский округ занимает всегда высокие положения в наших рейтингах по развитию информационного общества, является примером для многих регионов. Так что это заслуженная площадка, а точнее - естественное следствие этой ориентации на информационное общество и того, что здесь в шестой раз проходит IT-форум», - отметил советник министра связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Сатин.

Безусловно, наш округ охотно делился своими наработками, особенно в том, что касается ликвидации цифрового неравенства, которое как для России, так и для стран БРИКС является до сих пор проблемой. Но чтобы устранить его, по всей видимости, потребуется массовое обучение граждан технологиям получения информации и услуг в электронном виде.
Людей, освоивших компьютерную грамоту, в Югре становится с каждым годом всё больше, о чем свидетельствует статистика. Если в 2010-2012 годах услуги органов власти и местного самоуправления через Единый портал были предоставлены более 213 тысяч раз, то в 2013-м - с Единого портала югорчане направили уже более 280 тысяч заявлений.

Однако югорские специалисты, работающие в сфере предоставления электронных услуг, не останавливаются на достигнутых результатах. По мнению директора окружного департамента информационных услуг Андрея Бородина, у некоторых жителей округа существует психологическая неготовность пользоваться электронными услугами. «Но мы боремся с этой «компьютерной тревожностью» - проводим курсы «Электронный гражданин». И, по нашим данным, на этих курсах научились пользоваться компьютерами более 60 тысяч югорчан», - говорит он. Вообще, курс «Эффективное использование сервисов электронного правительства» направлен прежде всего на группы населения, где готовность к диалогу с электронным правительством пока невысока. Особое внимание сейчас обращается на повышение компьютерной грамотности сотрудников организаций бюджетного сектора, что, по замыслу специалистов, позволит запустить «снежный ком» формирования положительного отношения у всех, кто вступает с ними в личный или профессиональный контакт.

Долой очереди!

У югорчан в настоящее время есть возможность в электронном виде получать 179 государственных и муниципальных услуг в различных сферах: здравоохранении, социальной защите населения, содействии занятости населению, записи актов гражданского состояния, культуре, образовании и науке, жилищно-коммунальном хозяйстве, имущественно-земельных отношениях, строительстве и регулировании предпринимательской деятельности. В автономном округе работает 20 многофункциональных центров. В таких центрах услуги оказываются посредством реализации принципа «одного окна», что избавляет граждан от необходимости ходить по различным инстанциям.

Вместе с тем количество неминуемо должно перейти в качество. Эту мысль высказала на августовском заседании совета по развитию информационного общества губернатор Югры Наталья Комарова. По ее мнению, существующая система госуслуг должна соответствовать последним трендам цифрового рынка: «Они заключаются в том, что, помимо государственных и муниципальных услуг, граждане могут пользоваться дополнительными электронными сервисами: это расписание транспорта, возможность проверить и оплатить услуги ЖКХ, информация о том, что ваш автомобиль эвакуирован в связи с тем, что вы нарушили правила парковки в том или ином городе».

Перечень функций МФЦ продолжает расширяться. В марте 2014 года для жителей Урая появилась возможность записать ребенка в 1-й класс, получить информацию об успеваемости своего ребенка в школе, запросить информацию об образовательных программах и учебных планах, воспользовавшись личным кабинетом, зарегистрированным на Едином портале государственных услуг. Кроме того, в Урае накоплен положительный опыт упрощения механизма получения муниципальных услуг с помощью системы «Социальный навигатор» - поделился с участниками дискуссии глава Урая Алексей Забозлаев, презентовавший информационный интерактивный ресурс «Социальный навигатор». Он состоит из трех разделов: информационно-справочной системы, мобильного приложения с тем же названием и оффлайн-информирования. Информационно-справочная система размещена на официальном сайте города. Важным сегментом проекта является мобильное приложение. На данный момент есть предварительные договоренности с урайскими операторами сотовой связи о том, что мобильное приложение будет предлагаться для установки на телефоны.

 У югорчан в настоящее время есть возможность в электронном виде получать 179 государственных и муниципальных услуг в различных сферах: здравоохранении, социальной защите населения, записи актов гражданского состояния, культуре, образовании и науке, жилищно-коммунальном хозяйстве, имущественно-земельных отношениях и других.

Услуга по постановке на учет и зачислению детей в детские сады через Единый портал государственных услуг сегодня доступна и жителям Ханты-Мансийска. С 1 мая 2014 года стали доступны электронные услуги ЗАГСа для жителей Нижневартовска, Сургута, Пыть-Яха, Югорска, Ханты-Мансийска, Кондинского, Белоярского и Березовского районов. Через Единый портал можно получить такие госуслуги, как оформление документов о рождении, заключении брака, расторжении брака, усыновлении (удочерении), установлении отцовства, перемене имени, смерти.
Летом этого года добавились услуги государственного Пенсионного фонда, начат прием заявлений на материнский капитал. С 1 августа появилась возможность получить через многофункциональный центр разрешение на охоту. Федеральная налоговая служба дополнила пакет оформляемых в МФЦ услуг возможностью подачи заявки на предоставление различных справок и сверку расчетов налогоплательщиков.

Кстати, многофункциональные центры в этом году стали полезны не только для югорчан, но и для беженцев с Украины - в МФЦ Югры поступило несколько тысяч обращений, не считая звонков на «горячую линию» центра. Люди интересовались, например, какой перечень документов необходимо иметь для обращения в УФМС, где получить гуманитарную помощь, а также как оформить статус беженца.

Еще одним приоритетным проектом должно стать расширение информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения Югры, что, по мнению Андрея Бородина, позволит сделать медицинские услуги более качественными и доступными для жителей автономного округа.
Чтобы построить единую информационно-коммуникационную инфраструктуру сферы здравоохранения, потребуется создать персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, а также предоставить возможность ведения электронной медицинской карты гражданина. Многие югорчане уже смогли по достоинству оценить работу терминалов самозаписи, расположенных в лечебных учреждениях, а также запись к врачу через интернет-регистратуру: быстро, удобно и без лишних хлопот. Интернет-регистратурой kwrachu.ru, обеспечивающей запись на прием к врачу, в 2012 году воспользовались 14645 пациентов. За 2013 год этой услугой воспользовались 58093 человека, это больше в 3,9 раза по сравнению с 2012 годом, в текущем году количество пользователей продолжает расти. 

Людей, освоивших компьютерную грамоту, в Югре становится всё больше

Одним из достижений в реализации данного проекта стало внедрение в автономном округе телемедицинской сети, которая включает в себя мобильные телемедицинские пункты и телемедицинскую систему удаленного мониторинга электрокардиограмм для пациентов.

Электронные услуги становятся доступнее

Для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде через Единый или Региональный порталы государственных и муниципальных услуг требуется пройти процедуру регистрации и подтверждения личности. Процедура регистрации осуществляется по адресу в сети Интернет: https://esia.gosuslugi.ru/registration и состоит из двух этапов.
На первом этапе требуется указать имя и фамилию, а также один из возможных каналов коммуникации: мобильный телефон или адрес электронной почты.
На втором этапе необходимо указать дополнительные данные пользователя: страховой номер индивидуального лицевого счета и паспортные данные. Внесенные данные автоматически проходят проверку в информационных системах Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной миграционной службы, после чего необходимо подтвердить личность пользователя.

Подтверждение личности до недавнего времени осуществлялось при посещении центров продаж и обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком» в Сургуте и Ханты-Мансийске либо получением кода активации посредством заказного письма. С 1 октября 2014 года в автономном округе в местах оказания государственных и муниципальных услуг начинают открываться дополнительные центры регистрации и подтверждения личности пользователей портала государственных и муниципальных услуг.

Наиболее популярными услугами на Едином или Региональном порталах государственных и муниципальных услуг являются: оформление заграничных паспортов и паспортов РФ нового поколения; информирование о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам, а также о наличии правонарушений в области дорожного движения. Также с помощью портала госуслуг югорчане часто сдают налоговые декларации, регистрируют автомобили и узнают состояние своих счетов в системе обязательного пенсионного страхования.

ГЛОНАСС для нас

Спутниковые системы связи также вносят ощутимую лепту в развитие информационного пространства округа. По словам заместителя директора Департамента информационных технологий Югры Юрия Торгашина, основной задачей использования результатов космической деятельности является расширение навигационной системы в автономном округе, а также системы мониторинга и управления важнейшими видами деятельности, в том числе при использовании Территориальной информационной системы Югры.
Сейчас к Региональной навигационно-информационной системе на базе технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS подключились 48 организаций, оказывающих услуги в навигационной деятельности в автономном округе, и 16 автотранспортных предприятий, которые занимаются перевозкой пассажиров и опасных грузов.

В наше время трудно себе представить работу служб ГО и ЧС без использования современных компьютерных технологий, средств спутниковой связи. С помощью двух этих элементов в Югре успешно работает Единая служба спасения, которой в обозримом будущем предстоит интегрироваться с другими информационными системами, в числе которых ГЛОНАСС и «Безопасный город». Один из главных элементов этой структуры - Территориальная информационная система Югры. Это инструмент управления территориями и ведения информационно-аналитических расчетов.

Кроме того, спасатели используют информационно-справочную базу «Гранит». Геоинформационная система «Каскад» способна своевременно обнаруживать так называемые «термоточки», что позволяет избегать возгораний и пожаров. Итоговая информация поступает в течение двух часов после полета спутника над территорией округа. Система «Космоплан» проводит мониторинг паводковой и лесопожарной обстановки. С 2009 года у сотрудников МЧС появилась возможность вести учет ДТП и анализировать аварийную обстановку на дорогах региона.

На одном из заседаний правительства автономного округа, которое прошло под председательством губернатора Югры Натальи Комаровой, внесены изменения в постановление о Территориальной информационной системе Югры. Территориальная информационная система становится действенным инструментом для оперативного выявления незаконных рубок, пресечения браконьерства и нарушений, связанных с разработкой месторождений, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, при подготовке к проведению рейдового патрулирования территории и для многих других задач. С этой целью информации, получаемой из информационной системы Югры и используемой для взаимодействия с федеральными органами и судебной властью, придан правовой статус. Кроме того, усиливается персональная ответственность составителей базы за качество и актуальность данных. Реквизиты каждого документа будут в автоматизированном режиме содержать информацию о дате создания документа и его авторе.

В свою очередь первый заместитель директора департамента информационных технологий автономного округа Артем Мелихов добавил: «Для того чтобы материалы, которые мы выгружаем из ТИС и распечатываем на бумаге, можно было использовать, в том числе в судебных разбирательствах, нужно, чтобы имелась возможность сопоставить материал и информационную систему. Сделать это можно одним способом - вывести на эти распечатки какой-то реквизит. Мы остановились на таком наборе -это логотип, дата распечатки, фамилия ответственного сотрудника и его подпись».

Артем Мелихов отметил, что в ближайшее время программа выйдет на муниципальный уровень. Большое количество информации, полезной для принятия управленческих решений, обрабатывается в муниципалитете. Это прежде всего информация, связанная с земельно-имущественными отношениями, дорожным фондом, жилищно-коммунальным хозяйством, со строительством объектов муниципального назначения. «До конца этого года мы планируем со всеми муниципалитетами без исключения заключить соглашение об информационном взаимодействии посредством ТИС - для того чтобы в ТИС накапливалась информация, которую собирают муниципалитеты», - сказал Артем Мелихов.
Так владение информационными технологиями значительно облегчает жизнь югорчан, повышает эффективность взаимодействия с органами власти.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Югра

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Все на поиски кристалла
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.