Назад, в будущее

Как сохранить исторический облик города, устремлённого в 2033 год?
Автор текста: 
27.06.2014

За два дня до начала общественных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Ханты-Мансийска губернатор округа Наталья Комарова направила главе города Василию Филипенко  письмо, отрывок из которого мы публикуем с разрешения тех, чьи имена в нем упомянуты.

ДОШЛИ  ДО  ГУБЕРНАТОРА
«Ко мне на личном приеме граждан обратились Мухина Наталья Юрьевна, Шевелева Татьяна Николаевна и Корикова Надежда Николаевна по вопросу сохранения природного и культурного наследия города Ханты-Мансийска, подвергаемого, по их мнению, уничтожению в связи с нарушением при осуществлении градостроительной деятельности, – сообщила губернатор. – Наибольшую обеспокоенность заявители высказывают в отношении многоэтажного строительства в районе Самарово, что, по их мнению, приведёт к изменению исторического облика города, а также нарушению окружающей среды. Согласна с заявителями в том, что сохранение уникального природного ландшафта и архитектурного облика Ханты-Мансийска должно быть решающим фактором при принятии градостроительных решений...»
Далее Наталья Комарова просила главу города обеспечить «широкое информирование горожан о планируемых общественных слушаниях», а также пригласить заявителей на ближайшие слушания. Заявители – это члены городского общества краеведов, обеспокоенные сохранением исторического и культурного наследия старейшего поселения в Западной Сибири – села Самарово, сегодня это южная часть города. 

«СВОБОДНЫЙ»  МИКРОФОН
 Публичные слушания по внесению изменений в генеральный план Ханты-Мансийска, рассчитанный до 2033 года, заинтересовал и других горожан – более 200 человек пришли в культурно-досуговый центр «Октябрь», где проходило мероприятие. В фойе можно было ознакомиться со стендами, а также с красочным буклетом под названием «Проект внесения изменений в генеральный план городского округа города Ханты-Мансийска», который подготовил известный московский институт «Гипрогор», выигравший конкурс на производство  работ.
 Буклет публика рассматривала с интересом, а вот стенды с размещенными на них материалами были трудночитаемыми. Некоторые горожане, услышав о том, что с изменениями в генплане можно ознакомиться заранее, поспешили в «Октябрь», но испытали только досаду. «Мы с мужем решили посмотреть, какие изменения ждут Самарово, – поделилась жительница города Оксана Кузнецова, – но понять что-либо было невозможно. Наверное, при объявлении такой акции  кому-то из сотрудников департамента градостроительства следовало дежурить рядом со стендами и отвечать на вопросы жителей. 
 Кстати, такие же отзывы пришлось услышать и от тех, кто подходил к «свободному микрофону» во время публичных слушаний и делился своими впечатлениями от увиденного, а точнее – неувиденного, а потому и непонятого.

МНЕНИЯ   РАЗДЕЛИЛИСЬ
Для чего понадобилось вносить изменения в генеральный план города, пояснил директор по градостроительству института «Гипрогор» Игорь Шнайдер. По его словам, с 2008 года, когда был утвержден генеральный план Ханты-Мансийска, приняты новые программы, постановления, изменившие взгляд на настоящее и будущее города. Нельзя не согласиться с тем, что «особого внимания требует сохранение и возрождение своеобразия исторического облика и общего силуэта исторического села Самарово» – эти слова приведены в «Проекте внесения изменений…». В то же время сам институт «Гипрогор» выступил проектировщиком микрорайона «Иртыш» в Самарово. Да, он всего лишь выполнял задание администрации Ханты-Мансийска, которая наметила построить в этом месте 9-этажные дома. При таких условиях сохранить общий силуэт исторического села Самарово будет очень трудно.

При обсуждении проекта мнения разделились. Одни одобряли новую редакцию генплана,  другие критиковали. В частности, некоторых  горожан не устроила перспектива  доведения численности населения к 2033 году до 155 тысяч человек, под неё придется застраивать город многоэтажными домами. 

Это, как  они считают,  изуродует облик Ханты-Мансийска, который ранее планировался не выше 5-ти этажей. 
Один из участников публичных слушаний прямо заявил, что цифра в 155 тысяч человек ни на чем не основана, так как непонятно: за счет чего будет расти население? Ведь ни о развитии новых производств, других видов деятельности речь не идет. А увеличение за счет мигрантов, судя по настроениям в обществе, не очень приветствуется.
Ошибиться с численностью населения как в сторону снижения, так и увеличения – легко. Так, по первоначальному плану, принятому в середине 90-х годов, к 2012 году в Ханты-Мансийске должны были проживать 77 тысяч человек, а на январь 2013-го зафиксирована 91 тысяча. Что будет через 20 лет, действительно трудно предугадать. 

НА  ПОЕЗДЕ  В… ХАНТЫ-МАНСИЙСК
Проектировщики условно разделили город на девять направлений развития: Центральное, Нагорное, Самарово, Южное, Восточное, Индустриальное, Дачное, Северное, Аэропорт. Индустриальное рассматривается как перспективная площадка для промышленных предприятий, но не все участники поддержали эту идею. Некоторые прямо заявили: производственные базы необходимо перенести на противоположный берег Иртыша и строить там город-спутник. 
Спорным показалось и развитие Северного направления, которое формируется между пойменными территориями реки Оби и Аэропортом – здесь должна пройти железнодорожная трасса на Приобье. 

Много лет назад проектировщики произвольно подобрали место под железнодорожный вокзал, отразив его в старых вариантах генплана, но это не имело никаких реальных последствий.  Теперь же  в Схеме территориального планирования Российской Федерации, утвержденной распоряжением правительства от 19 марта 2013 года, есть указание на необходимость строительства в округе  новых железных дорог. 

На схеме две трассы протянутся от Салыма и Ульт-Ягуна, чтобы сойтись в Ханты-Мансийске, а отсюда далее на станцию Приобье. Как скоро это случится – неизвестно, возможно, пройдет немало лет, но железная дорога рано или поздно придет в Ханты-Мансийск, соединив западную и восточную части округа.
 Но не все горожане  поддерживают этот вариант. Так, члены краеведческого общества обратились к главе города с письмом, в котором просят «исключить строительство железной дороги в северной части города, в пойме Оби, реки высшей рыбохозяйственной категории, в целях сохранения и спасения водных ресурсов и рыбных запасов ценных промысловых пород рыб».
У некоторых вызывает тревогу  застройка юго-восточного сектора города в пойме Иртыша как «нарушающая природный гидрологический режим русла реки с непредсказуемыми последствиями для градостроительных объектов». 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ
Если большинство горожан не проявило  интереса к тому, как будет развиваться город в течение предстоящих 20 лет, то немногочисленная группа (они посещают практически все публичные слушания, высказывают свою точку зрения в соцсетях) подвергла представленный проект критике. Но так ли велика вина института «Гипрогор», который действовал строго в рамках выданного ему администрацией города технического задания? Насколько компетентно оно  составлено?
Директор «Гипрогора» по градостроительству Игорь Шнайдер признал: работа была творческая, но  ограничена теми требованиями, которые заказчик составил, исходя из существующей конъюнктуры. По его словам, институт разработал  альтернативный вариант и пообещал приложить его в «обосновывающие материалы генерального плана». А это означает, что при необходимости можно будет его использовать для более эффективного варианта решения той или иной проблемы.
В каком городе будем жить? От чего следует отказаться, а что надо сохранить? – эти и другие вопросы встают перед жителями. Поэтому один из участников публичных слушаний Юрий Шагут считает, что нужно продолжить обсуждение.  Ханты-Мансийск не просто город, а столица автономного округа. Вопросы его развития в настоящем и будущем должны решаться по-столичному, на высшем профессиональном уровне. Очевидно, что  в таком деле не может быть единомыслия, так как один, к примеру, хочет жить на 25-м этаже, а другой считает, что такие «небоскребы» негативно повлияют на облик исторического города. Кто-то мечтает о железной дороге, а кто-то говорит о вреде, который нанесет строительство рыбным запасам.
Можно ли в таком деле найти «золотую середину»? Наверное, при условии, что тот, кто дает задание на проектирование и кто его выполняет, профессионально безупречны. Тогда их совместный «продукт» будет наивысшего качества, и люди это оценят.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Новогодний подарок из прошлого
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.