Где водятся волшебники?

Автор текста: 
Автор фото: 
05.02.2015

Театр начинается с вешалки… Вот и нет! Хотите узнать, с чего начинается театр кукол и какие премьеры ждут в этом году гостей и жителей столицы Югры? Корреспондент «Новостей Югры» побывала в художественных цехах Ханты-­Мансийского театра кукол, где люди самых разных профессий делают одно общее дело – создают сказку для детей.

Совсем другая атмосфера

Обычный жилой дом и железная дверь со следами старых объявлений, никакой вывески и даже намека на то, что здесь находится мастерская волшебников – иначе людей, переносящих детей на время в сказочный мир оживающих кукол, назвать нельзя. Они невидимые работники, которые всегда остаются за кулисами, – бутафоры, конструкторы, дизайнеры и модельеры, мастера столярного цеха, машинисты сцены.

В темном подвальном помещении на удивление уютно, хотя везде царит рабочий процесс. Мой экскурсовод по театральному закулисью – Александр Иванов, заведующий художественно-постановочной частью. В театр он пришел не так давно, до этого работал на телевидении.

– Здесь совсем другая атмосфера, – с горящими глазами говорит Александр. – Важно, как человек идет на работу, с каким внутренним состоянием. В театре понимаешь, для чего и для кого ты это делаешь, это приносит радость и обогащает внутренний мир.

Поролоновая страна

В пошивочном цехе на большом столе разложены мотки ткани, на полках лежат цветные рулоны – совсем как небольшой магазин! Здесь художник-­модельер Лариса Мосина шьет костюмы для актеров и кукол и элементы декораций. В соседнем кабинете лежит таинственный и подозрительный «гражданин» в широкополой шляпе, из-­под которой торчит огромный нос.

– Это незнакомец из нового спектакля «Азбука безопасности», – поясняет Александр.

Идем в следующий цех, пробираясь через заграждения из больших разноцветных кубиков с буквами и рисунками, как будто сделанных для маленького великанчика. Здесь, в окружении поролоновых грибочков, утюжков, конфет, дорожных знаков и других милых вещиц, трудятся бутафоры Елена Сметанина и Валентина Шишкина. На стене висит чертеж кукол – будущих персонажей нового спектакля.

– Каждый спектакль – это новый образ, поэтому интерес есть всегда. В первый раз у нас почти весь спектакль из поролона, много шьем, вся работа ручная, – рассказывает Елена, продолжая орудовать иголкой. – Бутафор должен уметь все, но каждый художник­-постановщик или режиссер стремится придумать что­-то новое, поэтому мы постоянно развиваемся, осваиваем новые технологии. У каждой куклы свой каркас, своя структура, некоторые нужно изготавливать под конкретного актера, учитывая его размеры. Мы очень ленивые: делаем все сразу хорошо, чтобы потом не переделывать.

В углу в ожидании первой репетиции застыли уже готовые куклы: папа и мама юного пешехода. У них свой секрет оживления, раскрывать который мы сейчас не будем. Премьера «Азбуки безопасности» состоится уже скоро, в начале марта, – придете и все узнаете.

Кукла с секретом

Бутафоры создают внешний вид спектакля и самих кукол. Но сначала над куклой работает художник­-конструктор.

– Моя задача – разработать механику куклы, ее каркас, то есть я создаю условия, чтобы куклы казались живыми, – объясняет Карим Сулямов.

Карим по образованию инженер­-конструктор, разработать действующий механизм куклы для него не проблема, будь то гигантская Тоска Зеленая или маленькая Летучая Мышь, но главный секрет, по его мнению, даже не в механике.

– В каждую куклу нужно вкладывать частичку души. Если без души – самому не нравится, и зрители это почувствуют. Бывают совсем простые куклы – казалось бы, минимальная механика. Но когда кукла готова, видишь, как она играет, – получаешь бесконечное удовольствие.

Конёк-­горбунок и рыба-­кит

– Это столярный цех, где происходит воссоздание декораций: пилится, режется, сверлится. Здесь работают машинисты сцены, столяры. – Александр показывает пустое помещение с огромным столом, на котором застыли столярные инструменты.

– А где все?

– С режиссером, обсуждают новый спектакль «Конек-­Горбунок».

Чувствуя, что ответ на вопрос: «С чего начинается кукольный театр?» – все ближе, спешу принять участие в обсуждении.

За компьютером сидит режиссер и показывает машинистам сцены эскизы декораций. Заглядываю в монитор: в центре сцены изображена конструкция, напоминающая огромную рыбу, по бокам ее стоят сказительницы с посохами. На следующем эскизе рыба уже не рыба, а внутри нее оказывается спрятан маленький мир, населенный куклами ­персонажами.

– Почему именно «Конек-­Горбунок»? Эта сказка мне нравится с детства. Там есть фантазия, юмор, волшебство, стиль. К тому же в этом году Ершову исполняется двести лет, он еще и местный житель, долгое время работал в Тобольске. Пропустить такую дату никак нельзя, – говорит режиссер Павел Овсянников. – Очень хотелось создать два мира: игрушечный, кукольный, где живут царь, братья, воевода, – и мир волшебный, который существует над этим миром обычным. Только Иванушка может этот мир увидеть, попасть туда, пообщаться с волшебными существами. А их там много: Заря-­заряница, Жар-­птица, Рыба-­кит, Месяц Месяцович, Кобылица… Волшебные существа будут сложные, большие, а земные персонажи простые и маленькие.

О будущем спектакле Павел рассказывает эмоционально, с горящими глазами. И я понимаю, что буду ждать премьеру с нетерпением, а состоится она, скорее всего, осенью, с открытием нового театрального сезона.

Большая сказка из маленькой коробки

Режиссер неслучайно обсуждает проект будущего спектакля с машинистами сцены. Именно эти люди выносят вердикт фантазиям и воображению постановщиков – быть или не быть.

– Художник не всегда представляет, как сделать то, что он видит, при этом каждый режиссер старается что-­то эдакое придумать. Приходится доказывать, что так не получится, надо вот так, – смеясь, говорит Александр Захаров.

В театр он, как и многие другие работники художественного цеха, попал случайно. По профессии строитель, работал прорабом. Однажды попросили сделать ширму для первого новогоднего спектакля. Вот так, с ширмы, все и началось.

– На стройке многое на автомате делаешь, а здесь каждый день требует новых решений. Как-­то готовили спектакль ко Дню Победы, надо было изобразить взрыв, никак не мог придумать, как это сделать, а потом вдруг решение пришло… во сне! Или декорация, например, была длиной три метра, а собиралась она в пучок 20 сантиметров диаметром. Секретов у всех хватает. На фестивалях, пока актеры спектакль показывают, мы, работники цехов, опытом делимся. Были на фестивале в Рязани, зашли в столярку, смотрю – мастер работает. Я тоже это делаю, но он в четыре раза быстрее. Спрашиваю: как? Показал, объяснил. А с другой деталью ковыряется – я показал, как можно это решить. В Красноярск ездили с «Гусенком Дорофеем», там нас окружили: оказывается, они ни разу не применяли сборные металлоконструкции из алюминиевых труб. У нас четыре чехла всего, собрали декорацию 3 на 4 метра и высотой 1,7 метра. Вся декорация собирается в течение двух часов.

– Неужели все секреты рассказываете другим? – спрашиваю у Александра Витальевича. Он хитро улыбается в усы, и я понимаю, что не все так просто.

Осенью Ханты­Мансийский театр кукол принимал участие в театральном фестивале в Москве со спектаклем «Кошка, которая гуляла сама по себе». «Замечательный спектакль, приезжайте к нам на гастроли!» – такой отзыв оставили о работе югорчан искушенные московские зрители.

В чем же секрет и с чего все­таки все начинается? Вспоминаю слова Александра Витальевича, строителя по профессии и машиниста сцены по призванию:

– Зритель у нас один, самый родной и любимый, поэтому ему обязательно должно понравиться, чтобы он пришел снова и снова.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.