Андрея Болконского знает всякий

Литературные персонажи стали для нас образцом нравственности.
Автор текста: 
09.02.2015

Нынешний год объявлен в России Годом литературы. Обсудить это событие мы пригласили нашего земляка, известного югорского прозаика Сергея Луцкого.
- Сергей Артемович, как вы относитесь к подобной инициативе власти? И вообще есть ли смысл объявлять каждый год в стране то Годом культуры, то литературы, то еще каким-либо Годом?
- Полагаю, есть. Что греха таить, литература и культура в целом никогда у власти в любимчиках не ходили. А Год литературы все-таки предполагает повышенное внимание к этой сфере культуры, выделение дополнительных средств на ее существование. Хотелось бы сказать «на ее развитие», но это было бы лукавством. Дай бог сохранить хотя бы то доброе, что еще не забито низкопробным чтивом, вроде дамских романов и триллеров.
Подобное положение настоящей литературы мне кажется странным. В одном из своих выступлений Президент говорил о духовных скрепах, объединяющих нацию. Художественная литература, по моему глубокому убеждению, одна из таких скреп, причем важнейших. Русское общество традиционно литературоцентрично. У нас можно не знать большинство космонавтов, других выдающихся людей, но Андрея Болконского, Наташу Ростову, Татьяну Ларину, Пьера Безухова знает всякий грамотный человек. Литературные (по сути – придуманные) персонажи стали для нас образцом нравственности, богатого духовного мира. Они – знаковые фигуры русской цивилизации. 
Хочется думать, что власть поняла их значение для духовного здоровья нации, как и значение литературы в целом. И я надеюсь, Год литературы будет способствовать укреплению в стране принципов, на которых держится нормальное общество.
- Какое место занимает писатель в общем информационном поле – среди разнообразных СМИ: электронных и печатных? Каким образом может говорить о том, что происходит вокруг, о болевых точках общества? 
- На мой взгляд, писатели находятся в лучшем положении, чем журналисты. За исключением, быть может, журналистов, работающих в Интернете. В художественной литературе пока нет цензуры. По крайней мере, официально. А практически у каждого СМИ есть хозяин, с мнением которого вынужден считаться наемный менеджер: руководитель программы (телевидение, радио), главный редактор периодического издания и т.п. 
Одним словом, писатель в своих произведениях может намного свободней говорить о том, что его действительно интересует, откровеннее излагать свою точку зрения. Разумеется, художественными средствами. А они заметно отличаются от средств журналистики. Основная мысль художественного произведения, как правило, «спрятана», читателю до нее нужно еще «докопаться». Для этого необходимо быть литературно образованным, да и просто неглупым человеком. Хороший писатель никогда не высказывается «в лоб». А если это случается, значит, его постигла творческая неудача.
- Изучение литературы в школе зачастую зависело от того, при каком строе мы живем (возможно, из-за среднего уровня учителей). Потому герои произведений рассматривались сквозь призму своего времени. Творчество писателя несет печать времени?
- Разумеется. Как известно, жить в обществе и быть не зависимым от него, невозможно. В том числе и писателю. Но вот ведь какая штука: мы читаем или, скажем, смотрим на сцене Шекспира – и не можем избавиться от ощущения, что он наш современник. А весь этот средневековый антураж – постольку поскольку. 
То же с произведениями Толстого, Шолохова, Булгакова, прозой Пушкина… Их произведения потому и стали классикой, что талантливо говорят о вечном: человеческих страстях, борьбе благородства и низости, добра и зла. И в конечном итоге выходят на глубокие философские обобщения.
Ну а отношение словесников к своему предмету должно стать лучше, профессиональней, ответственней. Меня как-то пригласили в Нижневартовский гуманитарный университет на некое мероприятие учителей русского языка и литературы городских школ. Дали слово и мне. Я принялся рассказывать о прозаиках нашего региона: Викторе Козлове, Николае Коняеве, Еремее Айпине, Николае Смирнове… 
Заставила меня замолчать совершенная пустота в глазах слушательниц. Меня поразило абсолютное безразличие к творчеству югорских авторов. Создавалось впечатление, что здесь собрались домашние хозяйки, все мысли которых о борщах и котлетах. Я совершенно не уверен, что выражение глаз этих милых дам меняется даже тогда, когда они рассказывают школьникам о Гоголе, Лермонтове, Тургеневе и о других наших классиках.
- Вас приглашают участвовать в качестве руководителя семинаров прозы в совещаниях молодых литераторов окружной писательской организации и Ассоциации писателей Урала. Как изменились молодые писатели по сравнению с молодежью вашего поколения времен Литинститута? Какие темы им близки?
- Молодым литераторам постперестроечной поры одновременно и лучше, чем нам, начинавшим в 60-70-х, – и хуже. Лучше тем, что они не ограничены идеологическими табу, писать могут о чем хотят и как хотят. Например, в пору моей молодости не существовало такого вида литературы как фэнтези, разве что в андеграунде. И писать мы не могли, скажем, о Колчаке или жертвах раскулачивания. «В стол» – пожалуйста, но никак не с надеждой опубликоваться на родине.
А хуже нынешним молодым в том, что издать собственную книгу им сейчас тяжелее. В СССР в крупных издательствах существовали специальные молодежные редакции. Их задача состояла в том, чтобы находить и издавать произведения одаренных начинающих авторов. Мой первый сборник, например, был подготовлен к публикации в молодежной редакции московского издательства «Современник». 
Государственных издательств, насколько я знаю, сейчас не осталось. И, чтобы выпустить свою книгу, нынешнему молодому писателю нужно это делать или за собственный счет, или же найти спонсора. Публикация в литературно-художественном журнале или альманахе денег от автора не требует, зато наличие таланта обязательно. Кстати, многие нынешние члены окружного отделения Союза писателей России впервые опубликовались в альманахе «Эринтур».
- Что влияет на замысел книги? О чем та, которая вышла у вас недавно? 
- Жизнь влияет. Постоянная внутренняя работа в голове и сердце писателя, которая подпитывается этой самой жизнью. Свидетельством тому может служить и мой недавний сборник «Пока светло». Он вышел в конце прошлого года в «Тюменском издательском доме» и удостоен диплома в региональном конкурсе «Книга года-2014: Сибирская Иппокрена», номинация «Лучшая художественная книга».
В эту книгу я собрал свою малую прозу: лирико-философские миниатюры и эссе, а также лучшие рассказы. Практически все эти произведения опубликованы в московских и региональных журналах и альманахах. Я признателен нашим землякам, депутатам от ХМАО-Югры в Тюменской областной Думе Сергею Козлову и Евгению Макаренко за финансовую поддержку издания.
А о чем «Пока светло» – вкратце не расскажешь. Для этого книгу надо прочесть. Надеюсь, такая возможность у жителей Нижневартовска вскоре появится. В Государственную библиотеку Югры поступила большая часть тиража моего сборника, который будет распределен по библиотекам округа.
- Что вы сейчас читаете, Сергей Артемович? Есть ли у вас свой блог или сайт? Писатель должен выходить в Интернет? 
- Читаю Чехова, он один из моих любимых писателей. Вернее, не читаю, а перечитываю. Классику вообще с возрастом нужно перечитывать. Многие вещи открываются по-новому. В том числе и в смысле писательского мастерства. Как-то открыл наугад один из томов и наткнулся на полузабытый рассказ «Княгиня». Господи, какой Чехов мастер! Ни слова напрямую не сказал в осуждение героини, но насколько же она получилась у него эгоистичной, самовлюбленной, манерной!.. Высший пилотаж.
Относительно Интернета. Наверно, писатель должен выставлять в Интер-
нете свои произведения. Круг читателей в таком разе значительно расширяется по сравнению с публикацией в журнале или книге.Но всеядность литературных сайтов снижает требование к себе у авторов и портит вкус читателя. Оттого я и предпочитаю публиковаться в литера-турно-художественных журналах или альманахах с хорошей репутацией. Большинство из них еще «держат планку».
- Спасибо за интервью.
Сергей Артемович Луцкий учился в Черновицком индустриальном техникуме, служил в армии, работал на Черновицком машиностроительном заводе фрезеровщиком и инженером-технологом. Закончил Литературный институт имени А.М.Горького, занимался в семинаре прозы у Виля Липатова. 
В студенческие годы публиковался в журналах «Юность», «Советский воин», «Крестьянка», «Октябрь». Спустя время довольно регулярно печатался в журналах «Урал», «Наш современник», «Роман-газета», «Югра», «Мир Севера», «Сибирские огни», в еженедельнике «Литературная Россия», альманахах «Эринтур», «Врата Сибири» и других центральных и региональных изданиях. Выпустил восемь книг прозы
Член Союза писателей России. Дважды был удостоен звания лауреата премии губернатора Югры по литературе (2003, 2010). Лауреат Всероссийской премии имени Мамина-Сибиряка (2006). Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа (2013). Отмечен медалью «За служение литературе». 
С 1994 года живет в селе Большетархово Нижневартовского района. 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Местное время

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Новогодний подарок из прошлого
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.