Геннадий Райшев: о времени и о себе

Автор текста: 
10.02.2015

Как написать о художнике, чье творчество не укладывается в общепринятые рамки? С чего начать разговор?
С этими мыслями я пересекла порог Галереи-мастерской Г.С. Райшева.
Но все сомнения рассеялись, когда меня встретил Геннадий Степанович.

Мы почти два часа гуляли по творческому дому, останавливались у картин, размышляли. И я не переставала удивляться простоте и глубине его мыслей.

Под знаком Нуми-Торума

Первое, что бросается в глаза, это диптих - коллективный портрет Югры. У полотна «Под знаком Нуми-Торума», на котором изображены 50 портретов ханты и манси, много узнаваемых людей: сказительница Анна Конькова, поэт Юван Шесталов, депутат Татьяна Гоголева... И сам Геннадий Райшев. Скромно, в уголке.

- Как вам пришла такая идея? - интересуюсь у мастера.
- Форма коллективного портрета не нова, она многих художников занимала. Помните у Ильи Глазунова коллективный портрет «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию»? А я решил по-местному, по характеру нашей жизни портрет сделать. Представителей коренных народов собрал в лодке, а портреты русских жителей Югры - в кошеве, или, по-русски, в санях (показывает на второй портрет «Под дугой»). И там тоже люди узнаваемы.

- Как выбирали место для своих героев?
- Некоторые сами выбирали место, где-то я сам. Верх картин выполнил давно, лет десять назад, видите, он даже по цвету отличается, в темном ключе. А низ - в светлом. Если бы всё делал в одном цвете, может быть, и не передал всю глубину истории нашего народа. Некоторые уже ушли. Вот Юра Вэлла, я с котиком его изобразил. Поэт Юван Шесталов... Недавно его сына Володю похоронили. Хороший был композитор и музыкант. Я на его последнем концерте был, а назавтра он ушел...
Геннадий Степанович замолкает. Уже позже он признается, что только смерть близких людей выводит его из равновесия.

- Володи на портрете нет, он не заходил позировать.
- Все портреты - реальных людей?
- Да, здесь нет ни одного вымышленного портрета.

Русские корни

Мы переходим к портрету «Под дугой».
- Здесь мои родственники по русской части: вот матушка моя, вот отец, дедушка, бабушка. Вот дядюшка Федя. Гармонист деревенский... А здесь я себя нарисовал, совсем в другом плане.

- Почему у вас два дня рождения?
- Мне 80 лет, даже 81 (улыбается). Родился я 1 ноября 1933 года, а записали - 18 ноября 1934 года. Деревня-то глухая была, отец ездил в сельсовет в деревню Селиярово. Живу, как записали.

- У вас и семья необычная...
- Да, папа - ханты, мама - русская. Бабушка - русская, с цыганской примесью. Понамешано много (улыбается).

- И какой из портретов вам ближе - хантыйский или русский?
- Одинаково значимы. Мне все мотивы интересны, но хантыйский кажется более привлекательным. Потому что присутствует национальная одежда. Если бы у русских сохранилась национальная одежда, был бы другой интерес. Но сейчас внешний облик снивелировался, одежда стала европейской. И поэтому русские люди внешне не отличаются от европейцев. Совсем другое - душа, не зря же говорят, что у русских она загадочная. Поэтому России нельзя торопиться и бежать за Америкой или какой-то другой страной. Она - другая. С другим характером, с другими духовными устоями. У нас мощная держава, богатая страна. А живем бедно. Потому что торопимся и отдаем богатство.

 «Если бы у русских сохранилась национальная одежда, был бы другой интерес. Русские люди внешне не отличаются от европейцев. Совсем другое - душа, не зря же говорят, что у русских она загадочная. Поэтому России нельзя торопиться и бежать за Америкой или другой страной».

Сын «врага народа»

Останавливаемся у портрета отца. На душе становится тревожно.
- Отец в 1937 году расстрелян, по линии НКВД... Это не просто портрет отца, это портрет того времени, сурового и жесткого, - вздыхает Геннадий Степанович.

- Помните его?
- Мне три года было, когда нас разлучили... Но я его помню. У меня с детства хорошая зрительная память.

- Каким он был?
- Добрым. Наш дом всегда был полон людей. Так и говорили: «Приедешь в Сивохребт, на берегу круглый дом, красная дверь, там живет остяк Раиш, он и приютит». Помню на воде множество причаливших лодочек. Отец всем помогал, часто собирал с берега бедных шишкарей. Он был образованным, как особо одаренный ханты окончил церков-но-приходскую школу. Любил читать, в доме всегда книги были. А еще - отличный гармонист. Когда он играл на гармошке, я брал ствол от ружья и изображал себя охотником. Вот такая у нас игра была. А потом пришел с милиционером. Они сидели за столом, отец - на одном конце, милиционер - на другом. Отец читал, видимо, ордер на арест. Очень был удивлен. Затем встал, оделся, попрощался. Вот и всё. Так советская власть, так люди, которые взяли власть над другими людьми, распоряжались жизнями (повышает интонацию, в голосе - боль). Кровавое было время. Люди, которые служили той власти, не достойны называться людьми.

...Казалось бы, столько лет прошло, и боль должна уйти. Но рана, нанесенная в раннем детстве, по-прежнему кровоточит. Такое даже время не лечит...
- Мне потом в интернате часто напоминали, что я «сын врага народа», - читает мои мысли Геннадий Степанович. - Система много раз пыталась меня сломать. Не вышло. Я не системный. Мне даже в партию не предлагали вступать. Более того, открыто говорили, что в партию меня никогда не примут. Потому что с такими взглядами, как у меня, партийный человек быть не может.

- Но ведь в советские времена, если ты не коммунист, трудно было куда-либо пробиться.
- А Пушкину предлагали посты? Он смотрел на этот мир гораздо шире. А меня еще в детстве научила быть гармоничным человеком бабушка. Мама много работала. Она тоже была смелая и независимая. Ушла из колхоза, там же никакого заработка не было. Я ей помогал как мог. После окончания начальной школы несколько лет промышлял, моей добычей были белки и утки. Помню, как шил бродни себе и матери. Дратва до крови врезалась в ладони, плакал, но шил...
Так что воспитывала меня бабушка. Моя замечательная бабушка (эти слова произносит с особой теплотой). Она неграмотная была, полуцыганка. Но такая мудрая! Спасала и от голода, и от отчаяния.

- А что это за история, когда вы карандаш нашли по запаху.
- Обыкновенная история. Однажды заглянул под стол и вдруг чувствую запах карандаша. Он в щелку пола закатился. Кто-то потерял, а я нашел. Простой, с красной облаткой. Вот счастья-то было! В тридцатые годы карандаши были большим дефицитом.

- В одном из интервью вы сказали, что именно бабушка напророчила вам судьбу художника.
- Это было после того, как в четыре года я нарисовал портрет Пушкина. Я долго смотрел на картинку, а потом нарисовал. Бабушка поделилась с учительницей, что мальчик рисует, показала ей моего Пушкина. И учительница под портретом написала красными чернилами: «отлично». А бабушка сказала: «Геша (так меня в детстве звали) будет художником».

Но путь художника был непростым. После института Геннадий Райшев работал учителем рисования, затем - художником-оформителем в кинотеатре в Карпинске (городок на севере Свердловской области). А в свободное от работы время экспериментировал и творил.

Картины мелодичны

...Заходим в зал гравюр. Многие работы знакомы. На них - родная деревня, люди, водные просторы, леса, звери и птицы. Тогда, в 60-х, и проявились основные мотивы творчества Райшева.
- Именно в линогравюре я понял силу и выразительность плоскости, - делится Геннадий Степанович.
Я вглядываюсь в картины. А Геннадий Степанович рассказывает о том, насколько они мелодичны.
- Вот музыка Шостаковича, - показывает на гравюру. - У меня нет музыкального образования. Но мне нетрудно музыку чувствовать. Если бы занимался музыкой, стал бы композитором. Звуковое состояние мира живет во мне. Считаю, что музыка и живопись - из одного плана человеческой деятельности. Человек - это тоже музыка: одежда, состояние, настроение. Ритмика передает самые глубинные состояния. Пейзаж, портрет - всё состоит из ритмов.

Неудивительно, что судьба свела Геннадия Райшева с известным дирижером Валерием Гергиевым.
- Нас познакомила Ирина Болеславовна Ткаченко в один из приездов Гергиева в Ханты-Мансийск. Я ему подарил буклет, он заинтересовался. Валерий Гергиев - глубинный, эмоциональный, и ему просто воспринимать мои произведения. Он мне предложил провести выставку, которая прошла в Мариинском театре два года назад. Выставлялась графика. По той простой причине, что ее проще перевозить.

- Гергиев был в вашей мастерской?
- Нет, но я об этом мечтаю. Хотел бы с ним здесь пообщаться.

- Не думали написать его портрет?
- Пока нет, но я его чувствую, так что сделать это несложно.

Художник, не ремесленник

- У вас на самом деле картины рождаются быстро?
- Да. У меня такой характер - я занимаюсь творчеством, а не ремеслом. А творчество предполагает быстрое и смузицированное решение. Если бы я был ремесленником, давно был бы знаменитым. Но мне это неинтересно. Я пошел по другому пути.

- Понятно, что ремесленников больше понимают и принимают. Но и у вашего творчества много поклонников, особенно детей. Что нужно делать, чтобы состояние детского восприятия, естество сохранялось?
- Нужно иметь большое внутреннее желание, быть самим собой. И тогда естество можно вернуть. Я ведь в свое время все эти состояния прошел. Но они меня не остановили. Потому что я хотел изобразить состояние более широкое, связанное с музыкой, с ритмическим видением. Это достигается только тогда, когда оно внутри непоборимо.

- А как вы сумели его сохранить: ведь вы прошли интернат, советскую школу, много чего...
- Это состояние, которое ты не можешь побороть в себе. Мне нравятся люди, мои картины живые. Каждый портрет требует своего решения. Видите, это новая серия (мы останавливаемся у портрета солдата, который пришел на побывку во время войны, из серии «Женщины и мужчины»). Я его увидел - он весь иной, солнцем прогретый, высвечен. Ушел и погиб... А это Александр Конев, мой дядя. Но на портрете не просто мой дядя, здесь наслоилось несколько характеров, так что он получился более обобщенным.

- А в вашем сегодняшнем понимании: художник - это...
- ...Размышляющий человек, обладающий возможностями изображения. И живущий в гармонии с миром, с пространством, с космосом, с людьми, со всеми зверями, птицами. Я не признаю абстрагированного состояния.

- Художник в тренде, работающий на заказ, - тоже настоящий?
- Бытование связано с материальным... Хотя я убежден, что художник не должен быть богатым. Богатство требует внимания, отвлекает. А художник должен быть свободным. Я живу в обычной квартире, богатств не накопил, а заработанные деньги с удовольствием могу потратить на рыбалку. Это отвлекающий момент, голова работает, но по-другому, переключается внимание. Человеку очень сложно быть в постоянной гармонии.

- Но вы удивительно гармоничный человек. Поэтому так молодо выглядите? За двадцать лет, что я вас знаю, внешне не изменились.
- Тело - тоже носитель творческого состояния, поэтому себя надо поддерживать в форме. Утро я всегда начинаю с зарядки. Совершаю пешие прогулки. Кушаю - по потребности, много пью воды. Водку не употребляю - она обезвоживает, и человек быстро теряет свое нормальное состояние. Я думаю, что люди выглядели бы гораздо моложе, если бы не вели ужасный, узурпирующий образ жизни.

- Что еще вас отвлекает от современного ритма жизни?
- Люди придумали такой ритм для того, чтобы быть занятыми (улыбается). Человек не может работать как машина, он работает какую-то часть, а остальную - только присутствует. Это система. Я же вне системы. Живу в гармонии с природой, пользуюсь тем, что она дала. Сам я мало что в себе открыл. А еще у меня были замечательные учителя. Мы с Валерой Белобородовым (известный краевед) учились у Знаменского, он был широко образованным человеком, философом. Преподавал физику, математику, которую я плохо понимал. Но это было неважно. Самое главное, это был человек, который учил размышлять. Он воспитывал в нас мыслящих людей. И я до сих пор с благодарностью его вспоминаю.

Много света

...Поднимаемся на третий, последний, этаж галереи-мастерской. Там готовится юбилейная выставка. Много света, а на стеклянной крыше - снег. От металла, а здание выполнено в стиле хай-тек, повеяло бы еще большим холодом, если бы не картины - яркие, теплые, солнечные.

- В первой вашей мастерской было уютнее.
- Да, коттедж был из дерева, но мои картины не могли там поместиться. У меня же еще в Карпинске много работ оставалось, которые несколько лет назад привезли сюда, - делится Геннадий Степанович. - А здесь - железо, мощь. И чтобы здание ожило, надо в него душу вдохнуть. Картины я размещаю таким образом, чтобы было больше ярких пятен. Сюда часто приходят музыканты, здесь хорошая акустика. Так что жизнь кипит.

...В мастерской Геннадия Райшева много работ, эскизов. И книг, некоторые с его иллюстрациями.
- Человеку мыслящему без книг нельзя, - читает мои мысли Геннадий Степанович. - Жаль, что люди сейчас мало читают. Многое заменил компьютер. Особенно тревожно за детей, они совсем беззащитны перед техногенным миром. Поэтому я особенно радуюсь, когда в гости приходят дети. Двери моей мастерской всегда открыты.

 «Самые благодарные - дети. Они тонко чувствуют то, что я делаю, для них абсолютно всё понятно. И в этом нет ничего удивительного. Потому что дети идут по своему генетическому коду. Живут тем, что им дано видеть, чувствовать. Они искренни, непосредственны, не зациклены на условностях. Это я про малышей говорю. А вот те, которые побольше, которые уже рисовали и подражали внешним формам, они уже ремесленники».

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Югра

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.