Защитите нас от конкуренции

Югорские аптекари не хотят снижать цены в борьбе с федеральными сетями
Автор текста: 
19.02.2015

Власти округа уже назвали сдерживание роста цен на лекарства важной социальной задачей и ищут выход из сложившейся ситуации.

Некоторые популярные препараты подскочили в цене на половину стоимости. В «Новости Югры» постоянно приходят жалобы граждан на рост цен на медикаменты и их нехватку. А в Торгово-промышленную палату Югры приходят жалобы от фармпредпринимателей на… слишком низкие цены сетевых аптек. Почему фармсообщество округа не любит конкуренцию и так ли выгодны низкие цены простым потребителям – читайте в нашем материале.

Корреспондент «Новостей Югры» посетил заседание недавно созданного делового совета по медицине при ТПП округа, посвященное обращению профессионального сообщества фармации Югры. Президент Торгово­промышленной палаты Югры Альфия Павкина изложила суть обращения для собравшихся.

Суть проблемы – заход в регион федеральных аптечных сетей. Местное фармсообщество видит в этом несколько негативных факторов. Во­первых, эти сети не платят налоги в местный бюджет, при этом изымая денежную массу из региона. Во­вторых – и этот пункт, судя по всему, является главным, – они открываются под боком у аптек­«старожилов». «Получается, что в одном районе расположено от трех до пяти аптек. А где­то в отдаленных районах нет ни одной», – сетуют авторы обращения. И тут же предлагают решение: создать на региональном уровне документ, регламентирующий рациональное размещение аптек не ближе друг к другу, чем 300 метров, в городах с населением менее 1 миллиона жителей.

«Это позволит сохранить все действующие аптеки, повысит инвестиционную привлекательность и подтолкнет участников фармбизнеса к освоению новых территорий», – считает фармсообщество округа.

«Мы не верим, что дискаунтеры (аптеки низких цен. – Авт.) стопроцентно соблюдают лицензионные требования. Основным критерием нашего беспокойства служит подозрительно низкая цена многих лекарственных препаратов. Если у них розничная цена ниже оптовой, это уже повод задуматься, за счет чего она такая. По всей вероятности, там не обходится без фальсификата…

Мы не предлагаем запретить приход на рынок новых аптек­дискаунтеров, но предлагаем установить понятные и равные для всех участников условия цивилизованного ведения бизнеса. Целью дискаунтеров является полное вытеснение местных предпринимателей и государственных аптек. Бороться с такой агрессивной формой ведения бизнеса можно только на государственном уровне, поэтому мы обращаемся к вам и надеемся на помощь», – подводят итог авторы документа.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Югре Ольга Белоножкина подтвердила, что проблема конкуренции с крупными торговыми сетями в округе существует.

– Еще в прошлом году, когда обсуждалась проблема взаимодействия местных производителей и федеральных торговых сетей в Нижневартовске, предприниматели высказывали пожелание, чтобы если уж не запретить – ведь запретить нельзя, – то хотя бы установить какой-то действующий на муниципальном уровне регламент, который будет определять расстояние между торговыми точками, – рассказала она.

Присутствовавшие на заседании представители аптек округа напомнили Белоножкиной о существовавшем ранее законе, который устанавливал норматив в 500 метров между фармточками. Этот закон был принят в 1978 году и отменен в 1999-м.

– Необходимо провести правовую экспертизу возможного документа, посмотреть, на каком уровне он может быть принят – на муниципальном или на уровне субъекта Федерации. И возможно, таким образом установить порядок в торговле. Жалоб действительно очень много, – резюмировала бизнес-омбудсмен.

Ольга Белоножкина пообещала, что этот вопрос будет включен в перечень системных проблем региона и войдет в доклад для уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Впрочем, не все присутствующие оказались на стороне местных предпринимателей. Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Югре Артур Демкин довольно резко высказался по поводу обращения владельцев аптек.

– Это абсолютно голословное, ничем не подтвержденное обращение. По сути, это кляуза. О чем идет речь? О том, что к нам приходят другие субъекты бизнеса и они нам мешают работать. Но это абсурд. Конкуренция для того и существует: пришел кто-то рядом – будь добр, снижай цены, если это возможно. У недавно зашедшего дискаунтера доля рынка – ноль процентов. Поэтому с точки зрения антимонопольного законодательства какие-то санкции возможны только в том случае, когда он будет занимать более 50 % на рынке. Пока же никаких оснований об этом говорить нет, – заявил Демкин. И тут же добавил, что, по его мнению, «чем больше аптек, тем лучше».

– Нет! – воскликнул в ответ на последнее заявление антимонопольщика один из представителей аптечного сообщества.

– Это не абсурд, это крик души! – вторили ему уже несколько возмущенных голосов. – То есть вы считаете, что рациональное распределение аптек в городах – это абсурд?

– Хорошо, что вы открываете аптеки там, где они нужны, – ответил на выпады предпринимателей Артур Демкин. – Но заставить кого-то это сделать в рамках действующего законодательства невозможно. Как и запретить открывать аптеку, где хозяйствующий субъект захочет ее открыть.

– Мы не считаем обращение профессионального сообщества фармации «кляузой», – отметила Альфия Павкина. ТПП Югры выступила в поддержку обращения предпринимательского сообщества. Для этого региональное ведомство обратилось с просьбой к бизнес-омбудсмену для проведения юридической экспертизы о возможности размещаться аптекам на расстоянии до 300 метров друг от друга.

Учредитель ООО «Югра-Фарм-Сервис» (Ханты-Мансийск) Георгий Кочков рассказал, что подозревает сетевиков, открывшихся под боком у его аптеки, в реализации недоброкачественного товара.

– Рядом с нами недавно открылась аптека-дискаунтер. Мы заметили, что они привозят основную массу лекарств на своих «газелях», а частично заказывают у нормальных поставщиков. Иногда водители ошибаются, так как в доме несколько аптек, и заносят свой товар к нам. Мы воспользовались ситуацией: оказалось, что они заказывают ходовые лекарства в маленьких количествах. Основную массу возят на своих машинах из других регионов. Это о чем-то говорит! – многозначительно воскликнул Кочков, намекая на то, что маленькие партии качественных лекарств нужны для проверок, а основная масса «левых» медикаментов сбывается потребителям.

Представители аптек горячо обсуждали эту проблему и вспоминали аналогичные случаи, когда покупатели жаловались на качество «соседских» препаратов. Впрочем, данные экспертиз, выявивших недолжное качество лекарств конкурентов, никто предъявить не мог. Ехать в Екатеринбург и платить за исследование предпринимателям, очевидно, невыгодно.

Собравшиеся владельцы аптек предложили представителям исполнительных органов власти чаще осуществлять проверки дискаунтеров. Но это предложение было отвергнуто. Политика государства, наоборот, предусматривает бизнес «не кошмарить».

– В округе работает более 800 аптечных пунктов, а контроль осуществляется всего четырьмя специалистами, – рассказала начальник отдела лицензирования фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Югры Галина Чарлина, – и почти каждая третья проверка заканчивается протоколом «административное правонарушение». Но эти нарушения встречаются одинаково часто и у сетевиков, и у обычных аптек.

В заключение беседы заместитель директора департамента здравоохранения Югры Александр Владимиров призвал жителей округа быть бдительнее и отправлять подозрительные лекарства на экспертизу. Для этого необходимо сохранить упаковку и товарный чек.

Исполнительный директор некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия» (Москва) Елена Неволина считает, что ситуация складывается неоднозначная и в поиске подходов к ее решению нужно руководствоваться прежде всего интересами потребителей:

– У нас есть государственная поддержка малых предприятий – они получили льготу по страховым взносам. Что касается крупных предприятий, в том числе федеральных аптечных сетей, то они получают бонусы от поставщиков и производителей за большие объемы, за размещение в прикассовой зоне и так далее. То есть у них есть маркетинговые инструменты, позволяющие держать низкие цены. Так что система поддержки есть и у тех, и у других.

С другой стороны, как считает эксперт, когда приходит аптека и открывается «дверь в дверь», – это неправильно. Крупный игрок таким образом выдавливает одиночную аптеку с рынка. Конечно, ведь он может себе позволить делать цены ниже.

Однозначную оценку обращению югорского фармсообщества дать очень сложно. С одной стороны, по мнению антимонопольной службы, большое количество аптек – это только к лучшему, ведь у населения будет выбор, а цены будут снижаться. С другой стороны, для кого-то аптека является делом жизни и наступление федеральных сетей приводит к тому, что этот маленький бизнес будет вынужден закрыться. А крупные сети, заняв эту точку, вполне вероятно, не будут и дальше держать цены низкими. Когда конкурентов нет, цену можно и повысить.

Кроме того, в местных аптеках бывают отделы по обеспечению наркотическими обезболивающими препаратами. Уход их с рынка поставит в невыгодное положение людей, которые пользовались этой функцией аптек. По мнению Елены Неволиной, население в такой ситуации явно не выиграет.

Как сообщила Альфия Павкина, в настоящее время Торгово-промышленная палата Югры выступает за создание соответствующего нормативного акта регламентирующего расстояние между аптеками для ТПП РФ.

 

Анастасия ФЕДОТОВА, заведующая аптечным пунктом «Аптека от склада», Сургут:

– «Партнерство Шаврин и Годовалов» представляет собой два основных звена: оптовое и розничное. «Аптека от склада» – это розничное звено холдинга. Компания через собственные электронные площадки закупает лекарственные препараты напрямую у производителей. Прямая работа с производителями, большой товарооборот – все это дает возможность сохранять низкую наценку на лекарственные препараты и весь ассортимент аптеки в целом.

Перед поставкой в аптеки весь ассортимент подвергается сложному, многоступенчатому контролю качества. Соблюдается так называемая холодовая цепь для медикаментов, требующих особых температурных условий транспортировки и хранения.

При этом система закупок и поставок отлажена таким образом, чтобы полностью исключить присутствие в цепочке «производитель – покупатель» каких бы то ни было посредников. Это позволяет избежать лишних расходов и свести к минимуму транспортные затраты.

Привести вовремя нужный товар и в нужном количестве – это еще не все. Часто приходится искать редкие новые медикаменты. Именно в такие моменты на первый план выходят человеческие ценности и значимость работы каждого сотрудника.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Продолжая добрые традиции
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.