Платежи покажи. И тарифы тоже

Рост есть, но всё познается в сравнении
Автор текста: 
14.04.2014

Если раньше мы получали от государства к новому году «подарок» в виде повышения тарифа на коммунальные услуги, то уже третий год этого не происходит.

НЕ ВЫШЕ УСТАНОВЛЕННОЙ ПЛАНКИ
Изменение тарифа теперь приурочено к лету, и очередного повышения следует ожидать с 1 июля. Но заметил ли кто-нибудь, не из экономистов, а простых жителей, какая наметилась тенденция? При неизменном росте тарифов происходит снижение их «процентной ставки», если можно так выразиться. Непонятно? Давайте разбираться. В качестве эксперта мы привлекли первого заместителя руководителя Региональной службы по тарифам Алексея ВЛАСОВА.
– До 2010 года государство не фиксировало предельно допустимый уровень платежей за коммунальные услуги, а в тот год впервые была определена планка – не выше 25 %, – начал разговор Алексей Владимирович. – Но уже в 2013 году эта цифра должна была составить 6 %. Чувствуете разницу? Из чего складывается платеж? Из утвержденного тарифа и объема потребляемой услуги. Да, тарифы ежегодно растут. Но относительно к предыдущему году их рост снижается. К примеру, по теплу предельный рост тарифа, который устанавливается для нашего региона приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ), в прошлом году составил 11,1 %. А Региональная служба по тарифам (РСТ) установила с 1 июля 2013 года рост в среднем по округу 8,6 %, что, согласитесь, гораздо меньше разрешенных 11,1 %. Фактически же за год ежемесячный рост составил 3,9 %. Аналогичную картину мы наблюдаем по водоснабжению и водоотведению (канализации). Данные, поступившие от ФСТ, ограничивают рост тарифов с 1 июня 2014 года, к примеру, по теплу не выше 4,4 %, по воде – 4,3 %, водоотведению – 4,3 %.
Параметры роста платежей (не путать с тарифом!) на 2014 год еще не доведены до регионов, они пока прорабатываются, округ получит их ближе к лету. Но очевидно, что с принятием закона об ограничении уровня платы за коммунальные услуги рост будет на уровне инфляции.

Тарифы, установленные приказами Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа, в разрезе организаций, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, размещены на ее официальном веб-сайте (www.rst.admhmao.ru), сервис (баннер) «База тарифных решений РСТ Югры», и в разделах «Регулирование цен и тарифов» и «Цены и тарифы».

ЧТОБЫ НЕ ОСТЫЛИ БАТАРЕИ 
То, что тенденция роста тарифов сохраняется, это закономерно – дорожает топливо, запчасти, коммунальщики нуждаются в повышении заработной платы, которая одна из самых низких в стране, но в то же время очевидно, что государство прилагает усилия к тому, чтобы «коммуналка» не разорила население, чтобы люди были способны заплатить за потребляемые услуги, а предприятия не свернули бы работу, иначе коммунальный комплекс попросту остановится: в квартирах остынут батареи, станут сухими краны.
В марте вышло в свет распоряжение правительства автономного округа «Об итогах государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги и плане мероприятий по недопущению необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда, на территории Ханты-Мансийского автономного округа на 2014 год». 
Следует напомнить, что государство регулирует тарифы на шесть видов коммунальных услуг: из них четыре услуги – в компетенции Региональной службы по тарифам: это теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение.

НИЖЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФСТ
По словам заместителя руководителя РСТ Алексея Власова, в среднем по округу рост с 1 июля 2014 года составит: по теплоснабжению – 4,1 %, холодному водоснабжению – 3,8 %, водоотведению – 3,7%, что ниже рекомендованных Федеральной службой показателей. С учетом того, что с января по июль население платит по тарифам 2013 года, то в среднем за 2014 год показатели будут выглядеть так: теплоснабжение – 1,8 %, холодное водоснабжение – 1,9 %, водоотведение – 1,9 %.
Что касается тарифов на природный и сжиженный газ для населения с 1 июля 2014 года, они пока не установлены в связи с отсутствием утвержденных ФСТ России составляющих конечного тарифа. Эта цифра будет озвучена позже, но уже определен предельный рост не выше чем на 4,2 %. По электроэнергии тарифы для нашего региона устанавливает Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. С 1 июля тариф на электроэнергию должен вырасти на 3,9 %, в среднем за год эта цифра составит 1,8 %. 
Вышеприведенные тарифы, утвержденные Региональной службой, отражают средние показатели по округу. Средние они и по муниципальным образованиям, к примеру, самый низкий в Белоярском районе: 1 027,5 руб. за одну гигакалорию, а самый высокий в Кондинском районе – 3 504,4 руб. И это усредненный показатель, так как внутри каждого муниципального образования тарифы у поставщиков тепла разнятся. Чем вызван такой разброс цен?
– Все зависит от затрат, какие несет предприятие на выработку одной гигакалории тепла, – пояснил Алексей Власов. – На комиссии в РСТ мы всесторонне анализируем работу каждого предприятия, а всего их 173, которые предоставляют коммунальные услуги по теплоснабжению, подаче воды, водоотведению. Учитываются все составляющие: цена топлива, состояние оборудования, много других факторов. Борьба идет за каждую десятую процента в тарифе. Сегодня нельзя просто прийти в РСТ и заявить: тариф надо поднять до максимальной величины. Каждую цифру надо доказывать. У нас работают квалифицированные эксперты, которые все подвергают тщательному анализу.
Главное – уложиться в предельно допустимый рост, который рекомендован Федеральной службой по тарифам. Меньше – пожалуйста, больше – нельзя.
Необходимо также отметить, что утверждаемый РСТ тариф, его величина – отражение существующей технологии, типа, вида, загрузки оборудования, которое было построено в муниципальных образованиях. На основании нормативных затрат на содержание производственных мощностей и формируется тариф, учитывающий эти особенности. Отсюда разница в величине тарифов у потребителей разных муниципальных образований.

Из плана мероприятий по недопущению необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда, на территории Ханты-Мансийского автономного округа на 2014 год.

  • Ежемесячно проводить мониторинг тарифов и платежей граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям, а также мониторинг платежей граждан за услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда. 
  • При рассмотрении обращений граждан, связанных с порядком определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также с порядком перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, в случае выявления фактов, нарушающих законные права граждан, обеспечить принятие мер реагирования, в том числе направление сведений в уполномоченные органы.
  • Обеспечить своевременную выплату гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа. 

НЕ ВЫШЕ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ
В округе 22 муниципальных образования, в каждом в итоге государственного регулирования тарифов результаты разные, хотя, казалось бы, большой разницы между Белоярским и Кондинским районами нет. Оба характеризуются как отдаленные, со слабо развитой транспортной сетью. Но так случилось, что через Белоярский район в советское время была построена газотранспортная система страны. Вырабатываемое для своих нужд тепло газотранспортники подают по низким ценам в свои же поселки при компрессорных станциях. Даже при том, что в районе имеются сельские населенные пункты, где топливо достаточно дорогое, тем не менее в среднем по Белоярскому району тариф низкий по сравнению с другими территориями.
А в Кондинском районе нет мощной газотранспортной системы. Котельные работают на привозном угле, нефти, древесине, оборудование зачастую устаревшее, неэффективное – вот и приходится населению платить по высоким тарифам за тепло. Частично расходы предприятий покрываются за счет местных бюджетов, что позволяет платить меньше.
Да, тарифы и плата за коммунальные слуги – разные величины, поэтому актуальным является вопрос: будет ли доступна для граждан прогнозируемая плата за коммунальные услуги по тарифам, установленным на 2014 год? По мнению специалистов РСТ, ежегодное снижение предела допустимого роста платежей соответствует уровню инфляции. 
– При утверждении тарифов, – говорит Алексей Власов, – обязательно оценивается их доступность, а также платежей в целом, то есть способны ли граждане оплатить «коммуналку»? Вывод специалистов таков: да, в нашем округе тарифы и платежи доступны для большей части населения, тем более что повышение запланировано на достаточно небольшие проценты по всем видам услуг. Тем, чья платежеспособность на низком уровне, государство предоставляет субсидии, которые можно получить через социальную службу. Этот механизм уже достаточно хорошо отработан на местах.

ТРИ ГОДА БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ
28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон № 147-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В чем его суть? С целью ограничения темпов роста правительство страны будет утверждать предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на долгосрочный период, пока не менее чем на три года, начиная с 2014-го. На уровне округа будут утверждены предельные индексы для муниципальных образований, а введут их уже с 1 июля нынешнего года. 
Забота государства об ограничении темпов роста платы за коммунальные услуги – это хорошая новость на фоне не очень радостных новостей в политической и экономической жизни страны. Как этот механизм будет работать, скоро узнаем.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Продолжая добрые традиции
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.