Налимьи чудеса

Лидия Алясова – единственная мастерица в Югре, которая шьёт одежду из налимьей кожи
Автор текста: 
05.03.2015

Мастерица из Ханты-­Мансийска взялась за многотрудное дело – возрождение традиционной технологии изготовления национальной одежды и обуви. В том, что понятия «рыба» и «одежда» совместимы – убедилась наш корреспондент.

Рыбацкие традиции

Коренные жители Севера и особенно Дальнего Востока испокон веков использовали кожу некоторых рыб вместо стекол в избушках, для изготовления одежды, обуви, хозяйственных мешков. Сейчас «рыбья» традиция постепенно уходит в историю. Но еще в тридцатых годах такая одежда была распространена.

К примеру, известно, что аборигены сшили бродни из осетровой шкуры Васильеву – основателю первого в Югре заповедника по сохранению бобровой популяции на Малой Сосьве. На некоторых стойбищах и сейчас еще можно увидеть старые бытовые предметы из кожи щук и налимов. Некоторые современные мастерицы­-прикладники и сегодня используют этот материал, но для небольших вещей – сумок, футляров, – потому что крупные требуют кропотливого ручного труда.

Лидия Алясова – единственная женщина в Югре, которая взялась за это трудное дело.

Дочь оленевода

Родилась она в Амдерме, есть такой поселок на берегу Карского моря, в большом ненецком роду Валей.

– Отец пас оленей на острове Вайгач, в Большеземельской тундре. Белых-­то медведей мы насмотрелись, их тогда было очень много. Недалеко стояла воинская часть, так они и туда забредали, – вспоминает Лидия Александровна. – Бабушка и мама воспитывали детей, вели домашнее хозяйство и, конечно же, шили кисы, малицы. У нас их называют парками, они шились не только из оленьих шкур, но и рыбьих. Вы бы видели, насколько красива одежда из шкуры семги, она переливается волнами. А вот платья из этого материала не делали. Я наблюдала за шитьем женщин, но сама за него не бралась. Отец настраивал нас хорошо учиться, чтобы потом получить высшее образование, профессию. Я решила, что буду учиться танцевать, и поехала в Салехардское культпросветучилище. В 1973 году окончила его, как раз тогда был создан первый ненецкий ансамбль «Серасэв» («Снежинка») существующий и поныне, я была в нем танцовщицей. Направление мне дали в Ханты­-Мансийский автономный округ.

Югра стала второй родиной

В большом городе должности хореографа молодому специалисту не предложили. Лидия стала работать пионервожатой в школе, потом – рядовым культпросветработником Дома культуры в хантыйском поселке Кышик, затем – его директором. Замуж вышла, родила пятерых детей. Ребятишки, можно сказать, выросли в Доме культуры, где Лидия Александровна проводила репетиции, организовывала праздничные вечера по торжественным датам, встречи с участниками Великой Отечественной войны. Андрей Вагатов, Василий Должин, Александр Черушников… Они охотно приходили на встречи, особенно с молодежью, понимая, что на их примере надо воспитывать патриотические чувства в мальчишках и девчонках.

– Это были такие замечательные люди, испытавшие много лишений в жизни, особенно на войне. Были и ханты­-фронтовики, их я ценила не только за фронтовое прошлое, но и глубокие знания фольклора. Вот тогда я увидела старинные хантыйские танцы, старалась изучить и передать их очарование молодым исполнителям, – вспоминает Лидия Александровна.

«Крёстная» мастерицы

– Вы именно тогда заинтересовались использованием рыбьей кожи? – спрашиваю свою собеседницу.

– Скорее, к этому меня подтолкнула директор окружного центра ремесел Ольга Бубновене. Я даже помню, как в 2002 году она проводила первый семинар по возрождению забытых ремесел. Я тогда осознала, что изготовление отдельных сувениров, даже самых изысканных, не является настоящим возрождением утраченных ремесел. Так что благодаря Ольге Дмитриевне я занялась изготовлением национальной одежды.

Сейчас Лидия Алясова живет в Ханты­-Мансийске. Мне не раз приходилось видеть в различных экспозициях вещи, вышедшие из ее рук. Запомнилось, как во время фольклорного фестиваля в 2014 году образцы «рыбьей» одежды, обуви и многочисленные сувениры: футляры, куколки, украшения – удивляли многочисленных гостей. Они не верили, что все сделано из кожи налима. «Сколько ушло налимов на платье? «Куда девается мясо, кости?» «Чем сшиваете детали?» Вопросов оказалось так много, что Лидия Александровна устроила настоящий ликбез с мастер-­классом. Огромным сюрпризом для нее стало общение с земляками из Ненецкого округа. Они, потерявшие навыки шитья из рыбьей кожи, старались с помощью Лидии Александровны хоть что-­то усвоить. А еще звали возвратиться на родину.

Налим – основа рыбьих раритетов

Лидия Александровна продолжала заниматься ремеслами, расширяя сферу своей деятельности. Кроме шитья, постепенно возвратилась к национальной хореографии.

– Танцы коренных северян отображают их быт, копируют поведение животных. Вот несколько житейских сценок: женщины собирают ягоды, олень бежит, запрокинув рога, птица в полете крылышками трепещет. Это ведь элементы национальных танцев. Сама изучаю различные танцевальные методики, привлекаю студентов Ханты­-Мансийского колледжа. И все же использование рыбьей кожи меня увлекает все больше, – признается она.

– Вы имеете в виду расширение ассортимента изделий?

– Не только. Раньше из рыбьей кожи даже жилки готовили, крепкие и тонкие, как нитки. Как их делать, я знаю пока только теоретически, но надеюсь, что научусь.

Процесс приготовления рыбьей кожи очень трудоемок. Надрезают рыбину вокруг головы и снимают кожу как чулок, совсем как со щуки, готовя ее к фаршированию, только дальше процесс уже другой. Сырую кожу выворачивают, очищают от жира и мяса, несколько раз моют, растягивают и сушат на стекле, чтобы не сморщилась. Только на обработку кожи тратится больше восьми часов. Потом уже идет раскрой и пошив изделия.

К примеру, на изготовление хантыйского халата Алясова тратит сорок налимов, на платье – чуть меньше. Одежду она украшает национальным орнаментом.

– От того, что работа с рыбой трудоемкая, стоимость эксклюзивного «налимьего» наряда достигает более ста пятидесяти тысяч рублей, – замечаю с видом знатока и не удерживаюсь от следующего потребительского вопроса – А мясо, нежная печень – макса куда уходит?

– Неужели не знаете: мясо налима вкусное, бескостное – превосходная начинка для пирогов. Позвонки использую на бусы, другие украшения. Так что налим – рыба безотходная. (Улыбается.)

Лидия Александровна не выбрасывает даже мелких обрезков налимьей кожи, используя на футляры, сумочки, сувениры. Некоторые мастерицы делают небольшие вещи из щучьей кожи, но она имеет свойство лохматиться и со временем желтеть. Лидия Алясова предпочитает работать с налимом, его кожу можно облагородить, выкрасив натуральной краской из коры лиственницы или настоем чаги.

Руки Лидии Александровны аристократическими при всем желании не назовешь, это – руки фанатичного трудоголика, заскорузлые, сильные. Сейчас у нее мечта – сшить штаны из налимьей кожи по всем национальным канонам. Корякские, ительменские рыбаки на Дальнем Востоке и сейчас носят такую удобную одежду, но современная швейная промышленность вытесняет ее, предлагая не менее практичные непромокаемые образцы.

Мы долго рассуждаем о пользе натурального сырья, данного природой, и я поражаюсь глубине и обширности знаний мастерицы. Она меня буквально огорошила, заявив, что о коренных жителях читает много, но ей этого все равно недостаточно. «Вот бы поучиться использовать рыбью кожу у дальневосточных мастериц», – мечтает она. Может, когда­-нибудь и получится перенять старинный опыт аборигенов. Сейчас она работает в национальной общине «Обь». Изготавливает различного рода сувениры, шьет национальную одежду из меха и рыбьей кожи.

А еще Лидия Алясова убеждена, что без фольклорного ансамбля и родного языка ни одна община не может существовать, принимать туристов, и никакие национальные блюда не смогут придать ей настоящий аборигенный колорит.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.