Не бюджетом единым. Власти на местах делятся рецептом работы со спонсорами

05.03.2015

Экономический спад уже сказался на бюджете многих муниципальных образований Югры. Однако некоторые из них знают, как уменьшить зависимость от окружной казны и найти вне бюджетные средства на решение проблем своего населения. Подробности – в материале «Новостей Югры».

Ответственный бизнес

Как отметила губернатор округа Наталья Комарова, главная задача всех уровней бюджетной системы нашей страны сегодня – это оптимизация и повышение эффективности. А значит, особую ценность в непростых политических и экономических условиях приобретает работа властей на местах со спонсорами и инвесторами.

Как пояснил в беседе с корреспондентом «Новостей Югры» директор департамента экономического развития Югры Павел Сидоров, округ всегда активно взаимодействовал с крупнейшими предприятиями региона.

– Конечно, прежде всего, это нефтегазовые компании, но есть и предприятия, работающие в сфере строительства, коммуникаций, энергетики и других. В этом отношении наш круг интересов весьма широк. Хотя самые крупные по объему финансов соглашения подписываются именно с добытчиками черного золота, – отмечает Сидоров.

Правительство Югры ежегодно привлекает более шести миллиардов рублей из средств крупного бизнеса на реализацию мероприятий социально-­экономического развития автономного округа. Эти финансы идут на строительство социальных объектов в муниципальных образованиях Югры, приобретение оборудования для учреждений здравоохранения, образования, проведение мероприятий различного рода, содержание и строительство дорог. Компаниями проводится большая благотворительная работа: они оказывают поддержку детским домам и так далее.

– Бизнес очень ответственно подходит к реализации социальных проектов по соглашениям с правительством региона. Отмечу, что в сегодняшних сложных экономических условиях особенно важно повысить уровень отношений между государством и бизнесом. Мы призываем компании активнее сотрудничать с правительством, администрациями муниципальных образований. Да и сами предприятия, понимая всю важность социальной ответственности, активно откликаются на наши предложения, поэтому правительство уже заключило ряд соглашений с некоторыми компаниями на 2015 год, – поясняет директор депэкономразвития.

– Что касается лидеров среди муниципалитетов по привлечению внебюджетных средств, то таковых я назвать не могу. Их деятельность в этой области очень трудно оценивать – все зависит от конкретной ситуации на конкретной территории. Все муниципалитеты активно работают и стараются выстраивать взаимовыгодные отношения с крупным бизнесом, практически у всех это получается.

Моноблаготворительность

Интересным опытом подобной работы может поделиться один из моногородов Югры – Когалым. Именно этому муниципалитету удалось в 2014 году привлечь к благоустройству города не только большинство местных предприятий, но и частных лиц.

– На эти цели в прошлом году мы собрали более 100 миллионов рублей. Инициатива исходила от президента «Лукойла» Вагита Аликперова, – рассказывает мэр Когалыма Николай Пальчиков. – Он же перечислил первые средства на спец-счет, который мы открыли для благотворительных целей.

Но только нефтяной компанией дело не ограничилось, по словам главы города, официальные письма с просьбой поучаствовать в акции были направлены на все предприятия, которые уже много лет работают в городе.

– Конечно, были некие юридические тонкости, над которыми пришлось поработать. Ведь средства благотворительного счета должны были быть потрачены только на определенные цели, – поясняет Николай Николаевич. – Все досконально прописывалось в соглашениях, каждый момент оговаривался с предпринимателями. Мы публично отчитались за каждый рубль, чтобы наши благотворители видели, куда ушли деньги.

На эти средства мы покрасили 37 домов, отремонтировали фасады зданий. Работы были сделаны с оговоренным гарантийным сроком, так что мы уверены, город еще долгое время будет хорошо выглядеть, – делится успехами мэр Когалыма.– Недавно правительство Югры и «Лукойл» подписали договор о сотрудничестве, где также предусмотрено выделение средств на благоустройство Когалыма.

Такое разное спонсорство

А вот руководители другого югорского города – Нижневартовска – считают, что ограничивать спонсорство определенными целями не стоит.

– Спонсорство – это не обязательно прямые денежные вложения. Если предприниматели держат цены на определенном уровне, о котором мы договорились, то это первое значимое направление в спонсорстве, – отмечает сити­-менеджер Алла Бадина. – Мы еще в начале года провели встречу с предпринимателями – победителями конкурса по поставке продуктов питания в детсады и школы. В итоге на сегодняшний день Нижневартовск – один из немногих муниципалитетов, где не выросла плата за питание в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

Кроме того, на спонсорские средства в Нижневартовске были закуплены детские игровые и спортивные площадки. Правда, закупка произошла в декабре, поэтому оборудование будет установлено лишь весной.

– Мы ежегодно подписываем соглашения о социальном партнерстве с крупным и средним бизнесом. В прошлом году нам удалось в рамках социально­-экономических соглашений привлечь примерно 400 миллионов рублей, –отмечает Алла Бадина. – Причем мы предлагаем развивать совершенно разный перечень направлений: спорт, оказание адресной помощи ветеранам, общегородские мероприятия, фейерверки, День Победы. Предприятие вправе выбрать, на что потратить свои средства.

Ставка на инвесторов

Окружная столица идет третьим путем. Ханты­-Мансийск – город, привлекательный для инвесторов, в нем создается инфраструктура, которая должна способствовать притоку частных средств.

– Мы в большом количестве готовим земельные участки для предоставления под застройку, в том числе и жилищную, – рассказывает мэр города Василий Филипенко. – Участвуем в региональной программе, используем финансовую помощь округа при строительстве жилья и социальных объектов. При этом стараемся еще и технические условия готовить удобные для застройщика.

На сегодняшний день в окружной столице ведется застройка на 54 гектарах микрорайонов Иртыш­1, Иртыш­2. В планах строительство не менее 100 тысяч квадратных метров жилья в год.

– Мы сегодня стремимся сократить количество бюрократических преград на пути бизнеса. Работа в этом направлении ведется достаточно активно, – делится рецептом успеха Василий Александрович. – Помогаем с подводкой сетей, инженерной инфраструктурой.

В итоге городским властям удается привлечь внебюджетные инвестиции. По словам главы города, здесь заключены соглашения с инвесторами на более чем 12 миллиардов рублей, благодаря чему в Ханты-­Мансийске идет постоянное строительство социальных и бизнес-­объектов, жилья.

 

400 млн рублей безвозмездно
Еще у одного муниципалитета Югры – Нефтеюганска, есть собственный рецепт привлечения внебюджетных средств.

Нефтеюганск вошел в десятку победителей конкурса и стал единственным городом в УрФО, который выиграл грант Международного банка реконструкции и развития в рамках федерального проекта «Реформа ЖКХ в России». Порядок стимуляции регионов, которые хотят перемен в коммунальной сфере, был разработан в Министерстве регионального развития. Муниципалитет на тот момент имел все, чтобы первым включиться в процесс: достиг необходимых показателей, а на руках был готовый проект, прошедший все экспертизы. В итоге Нефтеюганск получил 240 миллионов рублей на замену 1 600 метров самой старой и изношенной теплотрассы по ул. Жилая. В 2014 году работы закончены полностью. Выиграв грант МБРР, по словам первого замглавы администрации города Сергея Сивкова, город получил возможность произвести реконструкцию за счет средств безвозвратного займа, сэкономив благодаря этому значительные средства. В этом году новый, уже второй грант МБРР, позволит произвести замену пяти километров водопроводных сетей.

– В 2014 году город потратил на подготовку к зиме около 210 миллионов рублей. Это полностью жилищный фонд и коммунальный фонд, газ, электричество, водоотведение. Министерство же выделило 240 миллионов только по одному направлению – теплоснабжению, – делится Сергей Сивков. – Второй раз мы выиграли грант на 180 миллионов рублей, которые будем осваивать этим летом: обеспечим качество воды.

 

По словам жительницы Когалыма, о специальном счете знали практически все:

– Я слышала, что собираются средства на благоустройство Когалыма – об этом много говорилось, но сама я не участвовала, – рассказывает Надежда Токмокова, корректор печатного издания. – Были некоторые опасения, что наши средства уйдут в чей-­нибудь карман, а теперь вижу: результат есть, и он, как говорится, на лицо. Покрашено множество домов, в основном они расположены по периметру города. Сейчас – это яркие пятна, привлекающие к себе внимание. Если подобная акция пройдет и в этом году, то я поучаствую пусть и небольшой суммой, потому что нужно облагородить и другие дома, чтобы Когалым еще больше расцвел.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Нефть мира
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.