Нужна ли государству четвёртая власть?

Автор текста: 
Автор фото: 
12.03.2015

«Есть госзаказ на гражданина, и средства массовой информации играют важную роль в воспитании патриотизма». «Власть не понимает, зачем ей вообще нужны СМИ». Такие диаметрально противоположные мнения прозвучали в ходе общественных слушаний «Региональные СМИ: проблемы и перспективы развития», проходивших в Челябинске.

Как отмечают эксперты, выживание региональных и местных СМИ невозможно без помощи государства.

Первое высказывание принадлежит заместителю секретаря Общественной палаты России Вячеславу Бочарову. Второе – члену научно­-консультативного совета при Общественной палате РФ Кириллу Дыбскому.

Слушания были организованы Общественной палатой России. В них приняли участие представители региональных и федеральных СМИ, некоммерческих организаций и органов власти Челябинской области. Говорили об экономическом положении масс-­медиа и социальной роли газет и телевидения. В частности, о том, что без помощи СМИ ни власть не сможет донести до народа свои планы и проекты, ни народ достучаться до власти.

Оба названных выше докладчика солидарны в том, что российские СМИ переживают сейчас тяжелые времена. В качестве подтверждения Кирилл Дыбский привел прогноз Минкомсвязи, что в этом году с медиарынка уйдет около половины печатных изданий и электронных информационных ресурсов.

Но если ветеран афганской и чеченских войн Вячеслав Бочаров сделал акцент на социальной значимости СМИ, то руководителя издательского дома «7 дней» Кирилла Дыбского в первую очередь волнуют проблемы выживания средств массовой информации в условиях, как он выразился, «экономической неопределенности». Дыбский выделил несколько проблем: гибель общероссийского института подписки, медленное вымирание киосковой сети, свертывание рекламного рынка, а также снижение профессионального уровня журналистских кадров.

Кадровой проблеме он уделил особое внимание:

– Это касается как региональных, так и федеральных СМИ. Притом, что федеральные СМИ всегда «пылесосили» регионы, забирая наиболее талантливых и перспективных в столицу.

Одной из причин падения профессионального уровня Кирилл Александрович считает низкое качество журналистского образования.

– В большинстве крупных СМИ выпускника журфака воспринимают как прокаженного, – говорит он. – Ситуация усугубилась после того, как журфаки перешли на бакалавриат. Сейчас студентам за четыре года пытаются вдолбить то, на что раньше уходило пять с половиной лет.

В целом в нынешних бедах российских СМИ Дыбский склонен винить не столько внешние факторы, сколько внутрикорпоративные проблемы:

– За двадцать лет у нас так и не сложилась сильная монолитная корпоративная организация. Каждый сектор СМИ выживает в одиночку.

А власти, по его мнению, если и можно в чем-­то упрекнуть, так только в непонимании того, «зачем государству вообще нужны СМИ?»

В то же время Кирилл Александрович обратился к представителям региональной власти, присутствовавшим в зале, с призывом поддержать СМИ.

– И не только тех, кто вас хвалит, но и тех, кто критикует, – добавил он.

Иную точку зрения на влияние власти на состояние масс-­медиа высказал сотрудник департамента общественных и внешних связей Югры Александр Быстров:

– Вы говорите о том, что все плохо, что половина СМИ уйдет с рынка, а другим придется как­-то выживать. Взлетела в цене бумага, типографские расходы, доставка, снизилась самоокупаемость. И решить эти вопросы можно только на государственном уровне.

Разделяет эту точку зрения и глава представительства ГИПП в УрФО, директор филиала ФГБУ «Редакция «Российской газеты» Сергей Салыгин:

– Проблема решается, конечно, не здесь. Если самый высокопоставленный чиновник, отвечающий за средства массовой информации, говорит студентам журфака УрФУ, что продажа пива и продажа газет – это один и тот же процесс, это чистый бизнес, то о чем речь?

Салыгин высказал сомнение по поводу существования «госзаказа на воспитание гражданина и патриота». «Я этого не вижу», – сказал он. И попросил внести в резолюцию по итогам общественных слушаний предложения читателей и издателей, полученные в ходе опроса, проведенного «Российской газетой»:

– К федеральной власти: наладить работу «Почты России» и пересмотреть тарифы на доставку прессы с учетом ее социальной значимости. К региональной власти, выпускающей собственные СМИ: не делать их бесплатными, так как это корежит медиа-рынок. К местной власти: не уничтожать киоски Роспечати, а помочь печатным изданиям зайти в торговые сети.

– Доверие наше к общественной палате будет складываться из того, будут ли эти предложения донесены до государственной власти и какие меры будут приняты, – подытожил Салыгин.

Модератор слушаний – первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Светлана Яремчук заверила, что все высказанные участниками слушаний предложения будут учтены в резолюции. В том числе касающиеся качества подготовки журналистских кадров в вузах. А также предложение Кирилла Дыбского сформировать дорожную карту комплексной господдержки региональных СМИ в кризисный период – «когда они играют колоссальную государственную роль и при этом испытывают наибольшие финансовые трудности».

 

В рамках публичных слушаний говорилось о взаимодействии некоммерческих организаций и СМИ в реализации и освещении социально значимых проектов.

Александр Быстров продемонстрировал в своем докладе результаты тесного сотрудничества СМИ и НКО в Ханты-Мансийском автономном округе. Он рассказал, в частности, как при помощи прессы и телевидения были увековечены имена героев-югорчан, отдавших жизни при исполнении воинского долга. Воинам-афганцам на собранные с помощью СМИ средства установлен памятник. Кирилл Дыбский назвал такие проекты ценными и важными и сказал, что федеральным СМИ не мешает взять на вооружение опыт регионов.

– Каким бы важным и добрым ни было дело, без информационной поддержки о нем узнает только очень узкий круг людей, – отметил Вячеслав Бочаров. – Государство выделяет на социальные гранты для НКО большие деньги. В этом году в бюджете запланировано порядка пяти миллиардов рублей. И люди должны знать, на реализацию каких проектов пойдут эти средства.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Все на поиски кристалла
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.