Один из главных мотивов привлечения коренных народов к «белому» предпринимательству - необходимость снижения вероятности рецидива ямальской ситуации. Напомним, что в прошлом году в Ямало-Ненецком автономном округе впервые за 75 лет произошла вспышка сибирской язвы, которая начала поражать оленей. В результате эпидемии погиб 12-летний ребенок из числа ненцев.
- Продукция КМНС, которая попадает на рынок, должна проходить санитарный контроль, чтобы избежать повторения ямальской ситуации. Чем мы помогаем? Прежде всего, объясняем реалии XXI века и стараемся вовлечь их в среду малого и среднего предпринимательства. К сожалению, полностью ограничить торговлю КМНС на дорогах или в поселениях – невозможно. Многих заготовителей из числа коренных народов не устраивает цена, которую предлагают оптовые закупщики. Поэтому коренному жителю проще выехать на трассу, – рассказал Олег Стипанюк.
По его словам, заготовки продуктов не вызывают большого интереса у коренных народов для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Интереснее для аборигенов возможность заниматься этнотуризмом в Сургутском районе. Тем более что на него есть спрос.
- Мы стараемся понять, чем хотели бы заниматься коренные народы. И высокий спрос показывает этнотуризм. Им (коренным жителям) самим интересно общаться, кроме того, Сургутский район часто посещают иностранцы. Таким видом деятельности может заниматься каждая отдельная семья со своими традициями и укладами, – отметил чиновник.
Однако пока количество предпринимателей из числа КМНС не особенно велико. Четыре человека находятся под патронажем администрации района для регистрации их деятельности в качестве юридического лица. Еще трое за последние полгода проявили интерес к созданию ИП, но не до конца понятно, выйдут ли они на рынок в качестве юридических лиц. Учитывая, что на сегодня в районе проживают около двух с половиной тысяч человек из числа коренных малочисленных народов, цифра в семь человек не выглядит особо внушительной.
Что касается уже традиционной темы - об отношениях природопользователей и коренного населения района, то в администрации отмечают только положительные настроения. По их утверждению, больших конфликтов не происходит, а все непонимания стараются уладить за круглым столом.
- Чаще всего за теми коренными жителями, которые пытаются устроить большой шум, стоят третьи лица. Им нет дела до сохранения традиционного образа жизни. С представителями КМНС, которые постоянно живут в лесу, гораздо проще договориться за круглым столом. Они адекватнее покажут и расскажут, почему тот или иной объект недропользователей ограничит их сферу хозяйствования. Сейчас дела в районе обстоят очень хорошо. Возникают иногда ситуации, когда мы подключаемся. Но не скажу, что у нас есть нерешенные конфликты, – уверен Олег Стипанюк.
Отметим, что на территории Сургутского района также действует система субсидирования для представителей коренного населения. За последнее время более тридцати стойбищ получили поддержку на развитие традиционного хозяйства.
Опубликованных комментариев пока нет.