×
Общество
0

Александр Косяков: «Север кует особую породу людей – здесь естественный отбор»

Есть такая профессия – мостовик: неброская, не именитая, но всемирно распространенная с незапамятных времен. Александр Косяков посвятил этому красивому и нужному людям делу всю свою жизнь.

В энциклопедии мост определен как сооружение, прокладывающее путь над препятствием. Препятствием считаются не только реки, но и овраги, горные ущелья, морские заливы с проливами и встречные дороги, с которыми желательно пересекаться на разных уровнях.

Если посмотреть на нашу землю с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что вся она изрезана тонкими лентами рек, нитями речушек, ручьев, проток и оврагов. Им несть числа, и потому бесконечно движение вод на земле. Так же бесконечно и движение людей, стремящихся осваивать пространство. Где человек – там дороги, а где дороги – там мосты как символы преодоления препятствий. Символы соединения пространств и времен, единения сердец. Ведь неслучайно молодожены навешивают на перила моста замок, а ключ выбрасывают в воду, в знак нерушимости союза.

Постигая азы
В большой семье Косяковых Сашка был самым младшим, одиннадцатым. Настоящая футбольная команда. Впрочем, два брата и сестра умерли в раннем детстве. Тогда это не было редкостью: порой в большой семье из 12–14 детей выживала только половина. Старший брат ушел из жизни несколько лет назад.

Родители – простые деревенские люди, однако понимали: без образования в современном мире никуда, и делали все, чтобы дети учились. Александр после десятилетки быть мостостроителем и не мечтал, главное – диплом получить, а там как сложится. А потому недолго думая пошел по стопам старшего брата, который на тот момент уже учился в Омском техникуме транспортного строительства.

Александр учился в спецгруппе, где парням давали отсрочку от службы. Зато распределение по окончании техникума было обязательным. Так в 1974 году Александр с пятью одногруппниками прибыл в Сургут. Здесь в те годы полным ходом шло строительство железнодорожного моста, открывавшего дорогу в нефтяное Приобье. Это был один из крупнейших среди подобного рода объектов в Европе и третий по протяженности в СССР. Строительство моста через Обь уже тогда называли стройкой века.

Начинал Александр простым монтажником. Молодому специалисту и его сокурсникам повезло: парни пришли в коллектив, где работали настоящие асы своего дела, опытные профессионалы.
– Среди них был именитый мостостроитель Юрий Петрович Гончаров – наверное, слышали про такого? Я у него и у других мастеров набирался ума-разума, осваивал азы профессии. Это были настоящие трудяги! Нас, молодых, они гоняли так, что присесть было некогда. Могу сказать, что я прошел отличную трудовую школу, – помолчав, продолжает Александр Яковлевич. – Жаль только, что не смог проработать на объекте до его открытия: в армию призвали.

Только Сургут!
После демобилизации, в семьдесят седьмом, Александр вернулся домой, в родное село Иртыш. Родители надеялись, что сын отдохнет, а там, глядишь, и осядет на малой родине. А как иначе, рассуждали они, – человек ведь где родился, там и сгодился. Но, как пел известный бард, на жизнь засматривался Александр уже самостоятельно. Хлебнув однажды северного ветра и суровой романтики, он ни о чем другом и думать не мог: если работать, то только в Сургуте.
– Я считал, что там настоящая жизнь, настоящие люди. Север кует особую породу людей – здесь естественный отбор. Если выдержал первый год, не сбежал, то Север тебя уже не отпустит. Бывало немало случаев, когда люди, отработав несколько лет, уезжали, но через пару месяцев возвращались. Не могли там, на Большой земле, вписаться в жизнь. Все другое – люди, работа, отношения. Когда я после армии вернулся домой, отец стал уговаривать остаться: «Зачем тебе этот Север? И тут работа найдется». Но я и слушать ничего хотел – только в Сургут.
На последние двадцать пять рублей Александр купил билет на самолет и с тремя рублями в кармане прилетел в Сургут. Молодость беспечна и самонадеянна, скажет кто-то сегодня осуждающе. Но надо знать, какие это были времена, каких людей отбирал Север. Парень ни минуты не сомневался: его друзья, работавшие в «Мостоотряде-29», подставят свое плечо, поддержат до первой зарплаты.

Сургут семидесятых – это молодость, энергия, энтузиазм и… шесть всесоюзных ударных комсомольских строек! Город кипел, бурлил, что ни неделя – то свадьба! Создавались семьи, рождались дети, Сургут строился, рос вширь и в высоту, строками дорог и пунктирами мостов стремился за пределы округа, дальше – на Север, и на Большую землю. Можно без преувеличения сказать, что в каждом километре дорог, мостов и переходов есть частица труда людей удивительной профессии – мостовиков.



Надежные люди строят мосты
Мост – уникальное мирное сооружение, это такой же честный трудяга, как и люди, строившие его. В биографии Александра Косякова было множество мостов. Но есть особенный: краса и гордость Сургута – вантовый автодорожный мост через Обь. Он стал новой вехой в его судьбе:
– Если бы был конкурс красоты мостов, первое место я отдал бы нашему, сургутскому. Там все было впервые: автоматическая сварка, надвижка, самый длинный в мире центральный пролет – более 400 метров.
Говорят, случайностей в жизни не бывает: каждое событие, каждая встреча – это логический, предопределенный итог наших желаний и действий. Если бы старший брат не поступил в техникум транспортного строительства, не случился бы в судьбе Александра Косякова Сургут, не было бы мостов, дорог, не было бы рядом людей, о которых сегодня он говорит только в превосходной степени.
С особым чувством Александр Яковлевич рассказывает о своем первом руководителе Валентине Солохине.
– Как профессионал я многим обязан Валентину Федоровичу. Это была уникальная личность, таких людей сегодня редко встретишь. Человек несгибаемой воли – глыба! Он не пасовал перед трудностями, всегда шел вперед, навстречу новому. Умел подбирать кадры, умел настаивать на своем! Мы, молодые руководители, прошли хорошую закалку. Если бы не Солохин, вантового моста в Сургуте могло и не быть. Нет, мост, конечно, построили бы, но не такой!
Мостовик – профессия конкретная: ее суть в преодолении препятствий. Построили мост – и пошли дальше, до следующей преграды. Так и шагал по жизни Александр Косяков от моста к мосту: от Ямала до Керченского пролива, преодолевая преграды и соединяя берега. Как в песне:
Мы строим мосты, мы надежные люди.
Нам жизнь ничего не подносит на блюде,
И наши подряды предельно просты:
Бог создал преграды – мы строим мосты!
…Знал ли сельский мальчишка из омской глубинки, что вся его жизнь будет посвящена необыкновенно красивому делу – строительству мостов? Даже и не подозревал. Но сегодня, оглядываясь с высоты прожитых лет, Александр Яковлевич признается: если бы жизнь дала ему второй шанс, он вновь выбрал бы эту дорогу.

Награды
Орден Почета, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени; почетное звание «Заслуженный строитель России», знаки «Почетный строитель России», «Почетный транспортный строитель», «Строительная Слава»; медали «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», «За развитие транспортной системы Крыма»; знак «За заслуги перед округом», почетное звание «Заслуженный строитель ХМАО»; знак «За заслуги перед Сургутским районом», звание «Почетный гражданин Сургутского района»; благодарность председателя Совета Федерации, почетная грамота губернатора Югры.

Объекты, построенные ТФ «Мостоотряд-29» под руководством Александра Косякова: 
  • автодорожный вантовый мост через Обь; 
  • мост через Иртыш (Ханты-Мансийск); 
  • транспортная развязка «Восточный объезд Ханты-Мансийска»; 
  • развязка «Подъезд к аэропорту» (Ханты-Мансийск); 
  • мост через реку Юганская Обь (Нефтеюганск); 
  • двухуровневая развязка на пересечении дорог «Северный обход Сургута» и Сургут – Нижневартовск. 
«Мостоотряд-29» участвовал в строительстве Крымского моста через Керченский пролив.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии