– Давайте продолжим заполнение заявки. У вас один вклад? – спросил «представитель банка» по ту сторону телефонной линии.
– А вы знакомы со 159-й статьей Уголовного кодекса? – неожиданно спросила его собеседница.
– Повторите…
– Вы знакомы с Уголовным кодексом Российской Федерации, статья 159-я? – переспросила она.
Последовала долгая пауза.
– Припоминаю, да…
– Сколько там пунктов?
– Две части, насколько я помню.
– Вот откройте Уголовный кодекс и еще раз уточните. Еще есть вопросы?
– По второй части статьи 159-й к уголовной ответственности привлекаются лица, – звонивший быстро оправился от неожиданности и сам уточнил, квалифицировав то, чем он в тот момент занимался, – совершившие мошенничество группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба собственнику или иному владельцу имущества…
– Так вот, вы оказывается не только банковский сотрудник, вы еще и в юридических аспектах разбираетесь, – похвалили его.
– Верно. У меня Уголовный кодекс лежит на столике, – похвастался тот. Похоже, у «сотрудника банка» было игривое настроение, и он еще раз предложил «продолжить заполнение заявки для финотдела».
В процессе «разработки клиента» в качестве доказательства мошенники позвонили ей по второй линии с номера +88005555... Внимание: с префиксом +8, а не +7. Если что, это очень похоже на номер горячей линии Сбербанка. Но это совсем не Сбербанк, а Бангладеш. Надо ли говорить, что на самом деле звонивший по второй линии, скорее всего, физически находился совсем не в этой далекой стране.
– Проблема дистанционного мошенничества продолжает оставаться очень актуальной, – считает оперуполномоченный уголовного розыска ОМВД России по Ураю Екатерина Груздева. – Только на позапрошлой неделе урайцы перевели мошенникам почти миллион рублей. А всего с начала года – около пятнадцати.
Екатерина Алексеевна специализируется на расследовании мошенничеств, совершенных с использованием IT-технологий, то есть через интернет, телефон и прочее.
– По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение числа преступлений данной категории, что мы связываем с успехами профилактики, – отмечает она. – Практически до каждого тем или иным способом и не раз доводилась информация по поводу мошенничеств, мы знакомили людей с наиболее распространенными схемами и рассказывали о том, как обезопасить себя.
В результате урайцы уже реже попадаются на уловки мошенников. Например, игнорируют звонки от «сотрудников банков» и лжеполицейских. Но все большее распространение получают интернет-заказы на сайтах-двойниках, продажа акций на мошеннических сайтах, «игра на бирже» через лжеброкера.
В двух последних сценариях, как правило, суммы ущербов значительны и общий материальный ущерб, причиненный жителям города, заметно выше. За весь прошлый год он составил порядка 14 миллионов.
– Какие схемы обмана наиболее распространены сейчас?
– Звонки по-прежнему остаются одной из самых распространенных схем. Позвонив, мошенники представляются сотрудниками банка, полиции, следственного комитета, прокуратуры – кем угодно, утверждают, что в отношении потенциального потерпевшего производятся мошеннические действия. Чтобы их якобы пресечь, необходимо перевести денежные средства в безопасную ячейку или на безопасный счет. Понятно, что они потом вернутся, утверждают мошенники, но сейчас «вам необходимо себя обезопасить, а нам – поймать мошенника», настаивают они.
Люди начинают верить, отправляют свои денежные средства на счет, который называет звонивший. В результате деньги уходят мошенникам и не возвращаются.
Еще один сценарий, связанный со звонками, – расширенная версия предыдущего. Под предлогом поимки мошенников звонящий говорит, что от имени жертвы прямо сейчас пытаются оформить кредит и, чтобы поймать злоумышленника, человек должен оказать содействие.
«Пожалуйста, вместо мошенника сами оформите на себя кредит, – просят мошенники. – Для этого нужно прийти в банк. Ведите себя спокойно, не паникуйте, никому ничего не говорите. Мы за вами следим, у нас везде видеокамеры. А затем идите к ближайшему банкомату и переведите денежные средства в резервную ячейку, – настаивают они. – Конечно, эти деньги вам вернутся. Но мы увидим, кто из сотрудников банка сливает информацию мошенникам, и разоблачим всю цепочку».
– Непонятно, как в это можно поверить…
– Звонящие представляются государственными служащими, сотрудниками следственного комитета, начальниками УМВД – кем угодно, чтобы внушить доверие. «Вы участвуете в спецоперации, вы нам нужны, чтобы изобличить мошенников», – утверждают они.
Среди потерпевших есть и пожилые люди, и молодежь, и люди с высшим образованием, и даже специалисты финансовой сферы. Все говорят: все было как в тумане, как будто под гипнозом.
В процессе обычно целой серии звонков на них оказывали психологическое давление. Если человек в какой-то момент пытался отказаться, его начинали запугивать: «Вы помните об уголовной ответственности в случае отказа от сотрудничества? Вы уже начали оказывать нам содействие. Если вы сейчас откажетесь, будет хуже!» Они постоянно удерживают человека на телефоне и что-то говорят, говорят, говорят, так что он не имеет возможности отвлечься и подумать: а что я вообще делаю?
Психологическое давление, угрозы – всё работает на то, чтобы человек согласился сделать то, на чем настаивает мошенник. Главное – не отпускать его, не прекращать звонить.
– Почему-то злоумышленникам достаточно многое о нас известно. Как минимум имя и фамилия, часто – отчество и телефон, а также многое другое. Откуда?
– Возможный источник – базы данных коллекторских служб, которые знают о нас абсолютно всё, включая родственные связи.
Жирный и уверенный цифровой след оставляют сами пользователи интернета. Если вы где-то что-то регистрировали, оставили свой адрес, все это есть в интернете. Существуют определенные базы, где собирается информация со всей сети. И мошенники этим пользуются.
Программных средств сейчас много, и подчас по одному только абонентскому номеру можно узнать фамилию, имя, отчество человека, его адрес, набор соцсетей и аккаунты, которыми он пользуется, даже не выходя из дома, на своем мобильном телефоне.
Соответственно, лучше прекратить разговор в самом начале. Обычно советуют блокировать номера. Но смысла в этом немного, потому что мошенники часто используют ip-телефонию. Там номера не привязаны к какой-либо конкретной симке, к региону, для звонка можно выбрать любой номер, и их бесконечное количество. Вам могут позвонить с номера управления МВД или с номера вашего родственника, если подробно осведомлены о ваших родственных связях. Поэтому блокировать их смысла нет, нужно немедленно прекращать разговор.
Если вы не бросили трубку сразу и, выслушав мошенников, начали волноваться: а вдруг все и вправду так, – все равно прекратите разговор. Перезвоните на горячую линию того же банка, номер которой обычно указан на банковской карте. Убедитесь в том, что все в порядке, что никто на ваше имя не оформляет кредит, не списывает ваши деньги и они находятся в целости и сохранности.
– Деньги переводятся со счета на счет, при этом их переводит сам потерпевший. А что с ними происходит дальше? Подозреваю, что в «безопасной ячейке», на «безопасном» или «резервном» счете они не задерживаются?
– Эта целая система мошеннических действий. Причем неважно, переводятся ли деньги на номера телефонов или по реквизитам счета. Эти счета и абонентские номера могут быть открыты на иностранных граждан, на подставных лиц. И, если средства переведены, они почти моментально направляются на следующий, следующий и следующий счет. Создается большая цепочка, где-то в самом конце получатель, который обналичивает средства, распоряжается ими уже по своему усмотрению.
– Каковы перспективы расследования таких дел?
– Не такие уж и красочные. Ввиду запутанности, использования подставных номеров, отследить мошенников очень и очень тяжело. Другая категория преступлений, например мошеннические действия под видом продажи-покупки товаров через доски объявлений вроде «Авито», «Юлы», взломы социальных сетей, имеют большую перспективу к раскрытию.
– Но сами банки, а также сайты объявлений, соцсети как-то идут на сотрудничество, помогают полиции?
– Банки, я скажу, очень хорошо помогают. Начиная с того, что в любом случае банковский сотрудник интересуется у клиентов о цели получения денежных средств.
Особенно это касается пенсионеров. Впрочем, мошенники об этом знают и просят жертву в качестве цели кредитования называть расходы на лечение. Сотрудник банка не имеет права отказать в выдаче кредита.
Банки также размещают у себя в офисе памятки с разъяснением типичных схем мошеннических действий. Если они видят, что кто-то, оформляя кредит, при этом непрерывно «висит» на телефоне, сотрудники банка, заподозрив неладное, могут сами сообщить в полицию о том, что возможно совершаются преступные действия в отношении этого гражданина.
Сами банки заинтересованы в сотрудничестве с нами, потому что в ряде случаев денежные средства граждан могут быть застрахованы. В этом случае банк будет обязан вернуть похищенные средства и сам понесет убытки.
Что касается интернет-платформ: у сотрудников полиции с ними налажен контакт в плане запросов по электронной почте. У крупных площадок также имеются сотрудники служб безопасности, которые оказывают содействие в получении информации, например, о том, кем могло быть совершено преступление, каким могло быть движение денежных средств и так далее.
К слову, у нас совсем недавно был один случай. Жительница Урая, решив продать личную вещь, разместила объявление в нескольких местных группах в соцсети «ВКонтакте». Ей написали, высказав намерение приобрести эту вещь. Сообщили, что якобы попытались перевести ей денежные средства, но у них не получилось. В доказательство этого отправили скриншот. Как выяснилось впоследствии, это был фотомонтаж.
«Давайте я вам сейчас ссылку отправлю, перейдите, заполните реквизиты банковской карты, чтобы я смогла перевести деньги». Пострадавшая, недолго думая, перешла по ссылке, заполнила реквизиты, и в итоге у нее списали около 19 тысяч рублей.
– А насколько активно криминальное «творчество» мошенников. Как часто появляются новые сценарии?
– Не так уж и часто. Помните старую историю с эсэмэсками вроде «Мама, я попал в беду…». Так вот, даже такие схемы до сих пор используются. Мошенники понимают, что этим уже никого не обманешь, но продолжают действовать по инерции.
– То есть их интеллектуальные способности не стоит преувеличивать.
– К примеру, представляясь теми или иными должностными лицами, они часто путают должности и звания. Например, называют себя следователем уголовного розыска (в системе уголовного розыска работают не следователи, а оперуполномоченные – прим. ред.).
Порой уму непостижимо, насколько они не разбираются в той или иной сфере. Знаете, в интернете можно найти материалы, включая видеосюжеты о задержании групп мошенников и раскрытии подпольных кол-центров.
Зачастую организатор таких групп – один человек, который более или менее знает, как все работает. Он набирает, как правило, ничем не озабоченных молодых людей и предлагает им заработать. Многие соглашаются, потому что делать ничего особенно не надо, кроме того, как просто сидеть и звонить. Да, эти преступления сложно раскрыть, и само расследование таких уголовных дел отнимает много времени, поскольку и потерпевших много, и живут они по всей территории России. Но все доказуемо.
– То есть мошенничество на звонках – настоящая индустрия. А одиночкам есть место в криминальном «бизнесе»?
– Что касается прозвонов, то одиночки там скорее исключения. Они специализируются больше на покупках-продажах и действуют через доски объявлений и соцсети.
– В такой ситуации все-таки как себя вести, чтобы не попасться на их уловки?
– Чтобы не стать жертвой мошенничества, нужно знать основные правила безопасности при работе в интернете, общении по телефону, обращении с банковскими картами, соцсетями, мессенджерами. Например, в случае телефонных звонков мошенники используют различные сервисы для подмены номеров. Они, например, могут позвонить, как это зачастую бывает, с номера дежурной части управления МВД по Югре.
Не верьте им. Нужно помнить о том, что сотрудники полиции, следственного комитета, прокуратуры и банка не позвонят вам, если вы ранее не обращались с заявлением. Настоящих должностных лиц никогда не будут интересовать ваши финансы, и они никогда не будут просить вас в поимке какого-либо преступника. Сотрудник полиции вообще не может знать о том, что на вас «пытаются оформить кредит».
В случае если вам позвонят, представляясь сотрудниками банка, лучше всего положить трубку, даже не начиная разговор.
Самое оптимальное, что можно сделать, – не отвечать на звонки с незнакомых номеров, особенно с московских, которые начинаются с префикса 499, 495.
Также я советую устанавливать программное обеспечение, которое определяет, откуда идет звонок. Например, если вам звонят из другого города и вы точно знаете, что оттуда никто позвонить не может, просто не отвечайте, сбрасывайте звонок. Кроме того, на многих мобильных устройствах есть функция игнорирования определенных номеров, возможность редактировать черный и белый списки. Этим тоже можно воспользоваться.
Что касается сети «Интернет», то там одна из частых схем – мошенничество через заказ товаров на сайтах-двойниках. Когда вы ищете тот или иной товар в поисковике и находите его на каком-то ранее неизвестном ресурсе, стоит досконально изучить этот сайт и почитать отзывы о нем. Не на самом сайте, а использовав тот же поисковик. Отзывов в интернете сейчас достаточно, и, если вы найдете хотя бы один или пару комментариев о том, что это сайт мошенников, что-либо покупать там не стоит.
Что касается, например, сайтов финансово-кредитных учреждений, тех же банков, то всегда необходимо обращать внимание на адресную строку. Если вы увидите какие-либо лишние символы (адрес сайта похож, но чем-то чуть-чуть отличается), то это сайт-двойник. Ни в коему случае не следует вводить там или при переходе с этого сайта на какую-либо платежную систему реквизиты своей банковской карты.
При покупке через «Авито», «Юлу» или по объявлениям в соцсетях ни в коему случае не переводите предоплату. Если вы общаетесь с продавцом или покупателем, который живет в вашем городе, лучше увидеться и передать деньги из рук в руки и не осуществлять переводов по реквизитам карт – как при продаже, так и при покупке.
Что касается мессенджеров и социальных сетей, если знакомые, друзья или родственники просят перевести деньги, необходимо перезвонить и уточнить, действительно ли они в них нуждаются – взломы аккаунтов сейчас происходят довольно часто.
Пользуясь мессенджерами, не стоит открывать ссылки, присланные незнакомыми людьми, откликаться на предложение о розыгрыше призов. В основном это уловки мошенников.
Всплывающая реклама, например, о продаже дешевых вещей и суперакциях в 99 % случаев ведет на сайт мошенников. Ни в коем случае не переходите по таким ссылкам. В противном случае на ваш телефон или компьютер будет внедрен вирус-мошенник, который похитит личную информацию, что в последующем может быть использовано против вас.
В любом случае знайте главное – вы сами можете противостоять попыткам мошенников. Главное – не паниковать и следовать простым советам.
Фото автора
Опубликованных комментариев пока нет.