По мнению производственников, инвестиции и ставка на нефтяное оборудование дают не только экономические, но и экологические дивиденды.
Основное отличие его от других заводов-изготовителей заключается в том, что вся продукция на 95 процентов производится в Радужном, - говорит исполнительный директор «Алмаза» Руслан Салихов. - Предприятие занимается производством и сервисом электропогружного оборудования для добычи нефти, активно внедряет самые современные разработки и владеет мощной производственной базой.
В рамках Петербургского международного экономического форума состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Министерством экономического развития РФ и предприятием. В настоящее время завод успешно конкурирует с такими всемирно известными производителями погружного оборудования, как Schlumberger, Baker Hughes, московская производственная компания «Борец», «Новомет-Пермь», группа компаний «Ривьера», «БЭНЗ» и многими другими. Сегодня «Алмаз» успешно сотрудничает с партнерами в Ираке, где уже работают полнокомплектные установки, ведет переговоры о поставке оборудования во Вьетнам, провел презентацию в Сербии.
Вчера и сегодня
Предприятие основано 2 июля 1993 года. В 2018 году оно отметило 25-летие. Основными ее заказчиками являются такие нефтяные компании, как «Варьеганнефтегаз», «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие», «Самотлонефтегаз», «Юганскнефтегаз». Из удаленных партнеров свою продукцию «Алмаз» реализует «Оренбургнефти», «Самаранефтегазу», «Ставропольнефтегазу», «Уватнефтегазу», «Славнефть - Мегионнефтегазу».
А начинал он свой путь с переработки списанного кабеля.
Дальнейшая история предприятия связана с реализацией вспомогательных направлений, таких, например, как изготовление собственными силами ванн для испытания готового кабеля. Было приобретено оборудование для волочения проволоки и оснастка на те сечения медных жил, которые требовались. Когда появилось огромное количество остатков изоляции, которые надо было использовать, родилось смежное производство по изготовлению колпачков, упаковочных крышек для погружного оборудования. Какое-то время выпускали ширпотреб: вазочки для цветов, плечики, вешалки.
Потом занимались текущим ремонтом погружных установок, двигателей. Применяли много разработок и отмечали слабые стороны заводов-изготовителей, которые тогда гремели на весь Советский Союз, а позже СНГ.
Вспоминая 2003-2005 годы, Руслан Салихов назвал то время золотым: появилось шесть реально незапланированных производственных площадок. На одной из площадок в 2005 году было принято решение производить металлообработку: точить заготовки, концевые детали будущих ЭЦН, резать корпусные трубы, из прутков делать валы, шлицевые части, канавки, кольца, нарезать отверстия на валах двигателей. В этот период широкое развитие получил механико-инструментальный цех.
Ноу-хау «Алмаза»
В 2006-2007 годах серьезное внимание обратили на работу конструкторско-технологического отдела. Инженеры завода придумали новый надежный и прочный вариант кабеля с фторопластовой изоляцией, а для насосов - ступени из нержавеющей стали. «Алмаз» - единственное в мире предприятие, которое применяет такую технологию в погружных насосах. В зависимости от размеров эксплуатационной колонны скважины можно подбирать подходящий по габаритам насос. В настоящее время линейка по насосным ступеням очень широкая: от 15 до 1250 кубических метров в сутки.
Научились собирать параметрические двигатели, которые позволяли осуществлять плавный пуск насоса, без рывков, а в 2010 году придумали асинхронный электродвигатель с повышенным напряжением, отличающийся высокой надежностью и простотой в обслуживании.
Через год «Алмаз» изготовил прибор модульного исполнения, что было связано с частыми отказами гидрозащит, вибрацией, поломкой валов, перегревом двигателей. Новая разработка позволила комплектовать из имеющегося набора блоков большое число моделей, отвечающих различным аналитическим задачам.
- Одной из последних наших значимых разработок является новинка 2016 года, - подчеркнул Руслан Салихов. - Мы создали погружную колонку и составили конкуренцию пермской фирме «Новомет».
Тогда пермяки поставляли такую продукцию, ни у кого не получалось ее изготовить, а «Алмаз» - второе предприятие, которое смогло сделать аналогичный продукт. В 2017 году завод внедрил третий сверхмалый габарит для эксплуатации установок в боковых стволах 102 мм с внутренним диаметром 88,9 мм, где обычные погружные насосы пятого габарита в скважине не позволяют делать освоение и производить добычу нефти.
Совсем недавно разработали погружной двигатель 130 габарита: 130-миллиметровое статорное железо, а снаружи - 140 мм - это изобретение специалистов «Алмаза» для скважин, в которых у обычного двигателя недостаточно охлаждения. Сейчас, по словам разработчиков, в Нижневартовском нефтегазодобывающем предприятии их применяют, отслеживают наработку. Все получается.
- Выживать в наше время непросто, но мы стараемся соблюдать условия добросовестной конкуренции, - поясняет позицию руководства завода Руслан Салихов. - Считаем, что стратегия развития нашего предприятия правильная, ориентирована на высокие наработки, на качество, на соответствие продукции требованиям нефтяников. Есть у нас сильные стороны и достаточно высокий потенциал для
развития.
Трудности закалили
В 2013-2014 годах заводу пришлось пережить трудности, спасло лишь то, что у «Алмаза» сменился учредитель. С 16 апреля 2015 года предприятие возглавил бывший работник «Лукойла» Игорь Васильев.
- Мы освоили множество технологических процессов, научились многим интересным машиностроительным тонкостям, обошли конкурентов и, что важно, делаем все под ключ, - делится Руслан Нурисламович.
Сегодня сотрудники «Алмаза» активно занимаются поиском путей выхода на зарубежные рынки. Им интересны Белоруссия, Казахстан, участвовали на выставке в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты). Сейчас занимаются получением сертификата соответствия так называемому API - американскому стандарту нефти и газа. Без этого нельзя законно реализовать продукцию за рубежом.
В то же время завод плотно работает с отечественными вузами, в их числе и Югорский госуниверситет. Когда что-то не получается, специалисты завода не стесняются позвонить ученым светилам, задать вопрос, посоветоваться и проконсультироваться.
Деловые связи
- Отрадно, что за последнее время у нас дважды побывала глава Радужного Наталья Гулина. Вместе с директором Игорем Васильевым она побывала на производственной базе. Мы нашли взаимные точки сотрудничества. Договорились, что Радужнинский колледж будет готовить выпускников по нашим профессиям, чтобы они смогли у нас трудоустроиться, - поделился Руслан Салихов. - Многое нам дали и встречи с губернатором Югры Натальей Комаровой. Как правило, всякий приезд Натальи Владимировны открывает перед нами возможность налаживания связей, контактов.
- Мы - сервисное предприятие и испытываем все сложности жесткой конкурентной борьбы, поскольку занимаем не более пятой части рынка и явно недозагружены, - сетует Руслан Салихов. - Мы изначально в проигрыше, так как платим работникам северную надбавку, и то, что мы выдерживаем конкуренцию, - это наш колоссальный труд. Мы занимаем менее пятой части рынка и явно недозагружены.
И тем не менее за последние три года предприятие шагнуло не только за пределы Югры, но и успешно работает на международном рынке. За это время суммарный фонд обслуживаемых скважин увеличен заводом вдвое, в производство внедрено свыше двадцати новинок. Также компания намерена принимать самое активное участие в жизни Радужного, участвовать в реализации ряда социально значимых проектов для горожан.
Наталья Комарова, губернатор Югры:
- Импортозамещение - одно из ключевых направлений развития нефтегазового комплекса автономного округа, непременное условие как выхода на промышленную эксплуатацию трудноизвлекаемых запасов, так и реализации государственной экономической политики. Активным участником этой политики является и группа компаний «Алмаз».
Коротко. Если в 2015 году на обслуживание у «Алмаза» было 2800 - 3000 скважин, то сегодня более 9000. Численность персонала увеличилось с 1600 - 1800 человек (конец 2014 года) до 3000 человек.
Опубликованных комментариев пока нет.