×
Общество
0

Альтернатива нефти

Читать «Новости Югры» в

Руководитель фонда «Мой бизнес» – о том, что такое креативные индустрии и зачем они нужны нашему региону


Югра стала первым регионом страны, оказывающим особую поддержку креативному бизнесу. Для ученых, художников, дизайнеров, рекламщиков, даже поваров – если они проводят мастер-классы – правительство округа сейчас пытается создать буквально тепличные условия. Собственную экосистему. Предполагается, что эти старания окупятся уже скоро. Конечно, пока не в тех объемах, что дает региону нефтяная отрасль, но лиха беда начало! Может быть, именно это направление и станет альтернативой для нашего региона добыче углеводородов – не хлебом единым ведь жив человек. 

О том, как развивается это направление экономики на территории Югры, какие меры поддержки ему оказывает округ и кто в принципе может относить себя к креативным предпринимателям, рассказал директор фонда «Мой бизнес» Роман Колупаев. 

Конкурент энергетическим производствам

 Что такое креативная индустрия? 
– Есть два подхода к этому определению – азиатский и европейский. Но есть объединяющее начало: это вид предпринимательства, в основе которого лежит интеллектуальная собственность. Сейчас один из мировых трендов заключается в том, что интеллектуальная собственность, продукт команды людей зачастую конкурирует по стоимости с производственными мощностями крупных энергетических компаний. 

 Как так получилось?
– Это востребовано. Продукты креативных предпринимателей мы используем каждый день. Самый простой пример: еще два–три года назад время ожидания такси в Сургуте могло составить час и даже больше. Сейчас мы заказываем такси через приложение–агрегатор, которое собирает для нас комфортные по цене предложения, сигментируют их по уровню качества услуг и к тому же показывают нам на телефоне, как будет проложен маршрут, какие пробки могут встретиться на пути, сколько времени займет поездка и так далее. Это изменение произошло потому, что так захотели мы – потребители. И предприниматели дали нам этот продукт. По данным последних исследований Агентства стратегических инициатив, от 2,5 до шести процентов ВРП (в зависимости от региона, можно посмотреть в Атласе агентства) приходится на креативные индустрии. В мире этот показатель уже более десяти процентов. И рост продолжается.

 То есть, у нас есть потенциал?
– Да. И ориентиры тоже. Кстати, Югра стала первым регионом страны, где появился собственный закон по поддержке креативных индустрий. За основу мы брали классификацию, принятую Организацией Объединенных Наций. В ней тринадцать направлений: дизайн, маркетинг, цифровые технологии и все, что с ними связано. Художественные промыслы, архитектура, туризм. Образование.

 Там тоже креатив?
– Конечно! И с использованием технологий, в том числе – дистанционной системы обучения, креатив в этом направлении будет только усиливаться. 


С собственной экосистемой

 Какой показатель ставила себе Югра в отношении креативных индустрий?
– В скромный один процент. Мы все же промышленный регион – доля предпринимательства составляет 14 процентов. Но уже сегодня атлас АСИ показывает, что четыре процента бизнес–субъектов могут считаться креативными предпринимателями. Сейчас мы объединяем эти компании в единый реестр.

 Решили просто посчитать или что–то еще?
– Главное – создать для них экосистему: по–настоящему эффективные меры поддержки.

 Какие меры поддержки приняты в округе для таких предприятий?
– Первая по важности – образовательная. Потому что именно для этой отрасли очень важны не помещения и оборудование, а человеческий капитал. Вторая – консультационная. Ты вроде понимаешь, как и что тебе надо делать, но свежая информация хотя бы о том, где взять финансирование, какой продукт востребован или будет востребован, лишней точно не будет. Где взять грант? Как его взять из федеральных источников, как из региональных, как привлечь внебюджет – эту информацию мы систематизируем и предоставляем предпринимателям. 

 А финансовая поддержка?
– Здесь мы работаем по нескольким направлениям. Подробно ознакомиться с ними можно на портале бизнесюгры.рф. Плюс – имущественная поддержка. Особенно она востребована у IT–кластера. Мы помогаем им найти площадки, где они могли бы реализовывать свои проекты. Одно из последних решений на уровне правительства Югры – создание арт–резиденций в Сургуте, Нижневартовске, Белоярском, Нягани, Ханты–Мансийске, куда можно прийти творческому человеку и попытаться реализовать свой потенциал. Кроме того, мы привлекаем внешних специалистов, которые помогают нашим предпринимателям расширить рынок сбыта своей продукции.

 Как получить эти меры поддержки?
– Обратиться в фонд «Мой бизнес» – можно через  сайт  бизнесюгры.рф или www.instagram.com/moybiznesugra. Рекомендую также подписаться на рассылку новостей и анонсов мероприятий. 
 
Это не игрушки

 А зачем Югре, нефтяной провинции России, какие–то креативные индустрии? 
– Отвечу от обратного. Нефтегазовый сектор – это самый передовой агрегатор современных технологий. Именно он основной потребитель продуктов, которые считаются креативными. Например, наши ключевые недропользователи сегодня создают ключевых двойников добычи нефти, что позволяет им сэкономить миллионы рублей уже на входе в проект по разработке скважины. Без цифры это сделать было бы нельзя. 

 То есть креатив, можно считать если не новым золотом, то хотя бы новой нефтью?
– Поживем – увидим. Но в той же Корее креативная экономика, как мы сейчас видим, взрывается целыми кластерами, причем сектора создаются с чистого листа. Например, Дорамы  (новый вид телесериалов, сегодня – с очень высоким рейтингом в России) – корейский продукт. Ну, и еще один важный момент: запустить шоу проще и дешевле, чем построить ту же электростанцию или разработать месторождение.

Специальные меры поддержки для креативных индустрий:

• маркетинговое продвижение своей продукции через онлайн-витрины фонда «Мой Бизнес»
• помощь в размещении своих товаров и услуг на торговых электронных площадках;
• доступ к обучающим видеокурсам в сфере креативного предпринимательства;
• подбор программ на получение грантовой поддержки;
• товарный знак «Сделано в Югре!»


Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен, Viber.
Фотографии сюжета / 1 фото

Автор текста: Маргарита Стройнова   Автор фото: Ирина Швец

Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте