– Настя, как добывала медали?
– Очень тяжело!
– Ну, рассказывай.
– Боюсь, что не хватит диктофонного времени. (Смеется.) Первая победа была неожиданной для меня. Я рассчитывала на медаль, но не на золото. Знала, что у меня сильные конкурентки – рекордсменка мира из Канады и чемпионка мира из Нидерландов. Выходила на старт своего финального заплыва и понимала, что у меня есть только один шанс. Один!
– Сложно представить, что было у тебя внутри!
– У меня все бурлило! Близкие говорят: «Ты такая спокойная выходила», а меня трясет, мне плохо. Старт я проворонила и позже всех прыгнула в воду. И вот когда плыла последние метры, видела свою соперницу на третьей дорожке. Я смотрю: она плывет впереди меня. И просто сцепила зубы. Последние метров десять я так молотила по воде, что просто вырвала победу. Хотя думала, что приплыла второй. Смотрю на табло – я первая, и поверить своим глазам не могла. И до сих пор не верю.
– Серебро ты тоже фантастически добыла.
– Это вообще отдельная история. В нашу команду никто из тренерского состава не верил. Мы действительно были просто «солянкой»: никогда раньше вместе не плавали. Девчонки вообще приехали накануне. Плыли мы по крайней дорожке, и на нас вообще никто внимания не обращал. Но я полностью выложилась в заплыве, вышла из воды, легла и просто смотрела вверх. Мне было очень плохо, устала. И тут наши доплывают вторыми! Слезы счастья, радости!
– Ты же еще и с травмой плыла?
– У меня была травма плеча с первого месяца сбора. Мне помочь не могут, потому что у меня металлоконструкция в позвоночнике, а врачи там делали только физиопроцедуры. Так что меня лечили компрессами и обезболивающими. Я выпила обезболивающее и поплыла.
– Кто первым получил СМС от паралимпийской чемпионки Насти?
– Я никому написать первая не успела. Я доплыла, и мне говорят: «У тебя через 15 минут награждение и допинг-контроль». На связь с близкими вышла только через час. Мне там все уже звонят, беспокоятся: куда пропала? Но первому по видеосвязи я позвонила тренеру, показала медаль, а потом уже и всем остальным.
– У твоих медалей есть имена?
– Свои победы я посвятила всем близким, не кому-то одному, потому что это наша общая победа. Каждый меня поддерживал. Если бы не близкие, я бы с ума сошла. Тысяч десять на связь потратила. Звонили мама, парень, бабушка, дедушка, потом мои дорогие подписчики – сургутяне. Все записывали истории, как болеют за меня: «Настя, давай, рви!» Я смотрела – и плакала, и смеялась…
– Почему было так тяжело?
– Из дома я уехала в июне. Последний этап подготовки был в Южно-Сахалинске. Там другой часовой пояс. И мы три месяца просидели в комнатах в изоляции. Ездили только в бассейн на тренировки на автобусе.
– И в Токио было то же самое?
– Олимпийская деревня, где мы жили, была закрытым объектом. Это искусственно созданная среда для спортсменов: много-
этажные домики для сборной каждой страны. Сейчас эти квартиры уже будут сдаваться, и там будут жить обычные люди. Бассейн и стадион расположены за городом. Мы садились в автобусы, их запечатывали наклейками, ну, мало ли в багажник кто-то залез и выбежал потом по дороге, чтобы на Токио посмотреть. (Смеется.) Мы приезжали – наклейки снимали. И шли тренироваться. Сам Токио мы не видели, по нему перемещались только на автобусе.
– И вы там так все сдружились…
– Атмосфера была дружелюбной. Паралимпийские и Олимпийские игры – это праздник для всех спортсменов. Там забываются какие-то недомолвки, вражда и политика. Мы обменивались значками. Там всем выдается три вида значка, и российский был самый крутой и большой. Все хотели его заполучить. Я там наобменивалась значками с американцами…
– Смотрю, ты уже совсем не боишься камер. Много интервью дала по пути домой?
– Уже так привыкла, правда, и еще после Кремля… Там были, кажется, миллион камер… Все аплодируют, что-то кричат. В одном из интервью я даже призналась, что плакала, когда услышала, что мой заплыв комментирует Дмитрий Губерниев. Я его обожаю… Он так классно передавал все эмоции. Я его записи пересматривала потом много раз, и сейчас в самолете. И я сказала об этом журналистам «Матч ТВ», и Губерниев потом у себя на страничке выложил это интервью. А потом еще и подписался на меня. Если Дмитрий Губерниев это увидит, я повторю еще раз для него: я вас люблю.
– Настя, расскажи, как тебе Путин орден вручал.
– Это было очень приятно и волнительно. Мы долго ждали президента. Сидим… А потом он резко заходит – и ты понимаешь, что перед тобой президент страны, и он сейчас будет называть твои имя, фамилию. И думаешь, главное – не напутать ничего: красиво взять букет и все такое. Он мне сказал, что рад меня видеть, и поздравил.
– Что привезла с собой, кроме медалей и ордена?
– На мне футболка, на которой расписалась вся наша сборная. Здесь все-все – все призеры и чемпионы. Эту футболку подарю тренеру. Вот Настя Диодорова, двукратная олимпийская чемпионка, написала девиз олимпиады 2008 года: «Один мир, одна мечта, одна любовь». Это нельзя стирать.
– Какие теперь у тебя планы?
– Сразу лягу спать. Я не спала больше суток. Дома ждет любимый гороховый суп от мамы. Ближайшая неделя расписана по часам. Плюс будет еще одна поездка в Москву на фотосессию. Рада, что перед каникулами успела закрыть сессию на «хорошо» и вернуть себе стипендию. Теперь хочу отдохнуть, намечается поездка на море. Впереди меня ждет мировой рекорд. Мне не хватило до него совсем немножко. Это моя новая цель.
Мамина радость
– Я ни минуты не сомневалась, что дочь станет чемпионкой. У нее такой характер. Она не пропустила ни одной тренировки, при этом хорошо закрывала сессию. Она учится в СурГУ на «Лечебное дело», но, может быть, еще пересмотрит свои планы, так как очень творческий человек. Настя красиво рисует и фотографирует, – рассказывает мать Анастасии Наталья Гонтарь.
– Всю подготовку Настя проходила в составе сборной, и меня не привлекли по ковидным ограничениям. Было очень волнительно – все время на связи. Постоянные переписки, разговоры, обсуждения, слезы, радость – и все по телефону. Условия не всегда были суперкомфортными, плюс травма плеча. У нее же есть свои болезни, и были тяжелые нагрузки. Все это сказалось на здоровье. Много проблем было с мышцами, – вспоминает тренер Сергей Граматикополо. – Настя у меня первый такой спортсмен с выдающимся достижением. Полтинник. Кроль. Почти мировой рекорд! Это высокое достижение. Ее заплывы застигли меня во время тренировок, я болел по телефону. Я верил в нее.
Опубликованных комментариев пока нет.