Последние новости

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

21:15

Президент Путин по вопросу возврата смертной казни высказывался однозначно

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

21:09

В Югре 16-летний подросток ответит за ложное сообщение об акте терроризма

20:37

СКР: исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле» финансировали с Украины

19:47

Школьник из Сургута выиграл конкурс по истории пожарной охраны России

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

18:35

В Югре в ходе профилактического рейда выявили 76 незаконно находящихся мигрантов

18:19

В Югре запустили бесплатный цифровой гид для туристов

17:50

В ЮГУ стартовал финал кейс-чемпионата «#Я_НЕФТЯНИК»

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости

Анатолий Навалихин: «В те годы я верил, что мама, папа живы и после войны заберут меня»

Истории всех детей войны похожи, но в тоже время совсем разные. И рассказывают они их по-своему, с особым трепетом. Ugra-news.ru публикует воспоминания ветеранов УМВД из Нижневартовска.

С постоянным чувством голода и холода


Татьяна Раева:

– У нас была большая семья, папа, мама и нас 8 ребятишек. Я, Таня Раева, родилась в 1937 году в деревне Малиновка Новосибирской области. Тогда о войне никто даже и не думал. В один из летних дней 1941 года, потом уже мы запомним эту дату – 22 июня, всю нашу деревню собрали возле дома управления, маму вместе с другими работниками привезли с полей и по радио сообщили, что в стране началась война. Для нас было непонятно, что это такое, но по лицам взрослых мы догадывались: произошло что-то страшное. Мужчин из деревни забрали на фронт, папа был отправлен на оборонный завод, его не взяли в бои из-за здоровья. Мама целыми днями трудилась в колхозе. Мы, впятером, под командованием старшего брата Василия летом косили траву, заготавливали сено для коровы, которая была единственной на всю нашу большую семью.

Помню, как каждый день нам приходилось тереть картошку, по три ведра на самодельной тёрке, сделанной из подручного материала. Наши детские маленькие ладошки были содраны в кровь, мы старались помочь взрослым хоть как-то. 

Не забывали и про учебу, сложно было, не хватало ни бумаги, ни учебников, ни даже одежды – но в школу ходили, тянулись к знаниям. В нашей деревне была 4-х летка, дальше пришлось учиться в соседнем селе, что находилось в 4,5 километра. Мама будила нас рано, еще затемно мы собирались, пили разбавленное молоко с сахаром, бывало съедали немного хлеба и отправлялись в путь. Тогда уже были послевоенные годы, голод ощущался еще сильнее, но мы держались. Дорога в школу была настоящим испытанием – на улице темно, снег, холод, сугробы по колено, вокруг лес, в котором водились волки, и мы с трепетом в сердце и дрожью во всем теле, гурьбой бежали, преодолевая страх, лишь бы дойти целыми и невредимыми. Отец вернулся домой в 1947.
Пройдут годы, я окончу среднюю школу, индустриально-педагогический колледж. Покину родные пенаты, проработаю ни один десяток лет по распределению технологом в Копейске в колонии №6. Создам семью, свяжу свою жизнь с органами внутренних дел. Перееду на Север, в Нижневартовск, где буду трудиться в городском РОВД (теперь УМВД) начальником отдела кадров, в звании подполковник милиции. По выслуге лет я уже давно на заслуженном отдыхе, но каждый день вспоминаю свое детство. Те военные годы, нам было тяжело, но мы справились и все вместе одержали Победу.

Маленький, да удаленький


Иван Пожиленков:

– Сейчас в моей жизни есть всё, о чём когда-то мечтал: семья, жена, внуки, дом, дача, я уже на пенсии. Много лет своей трудовой деятельности посвятил службе в милиции, был майором, работал и в дежурной части, и на руководящих должностях тогда ещё РОВД города Нижневартовска, хотя начинал когда-то со стройки, плотником в Копейске.

Родом я из Курганской области, деревни Малиновка. В 1938 году в семье Пожиленковых родился 3-й ребёнок, родители были рады мальчишке и назвали меня старинным русским именем Иван. В 41-м в семье появится младшая сестрёнка, но прожила она совсем немного, всему виной были голод и разруха. Мать наша работала в колхозе пастухом, отец в числе первых ушёл на фронт и вскоре без вести пропал. 

Я в свои три года, из 1941-го мало, что помню, но зато знаю, что в пяти летнем возрасте я был уже за взрослого. Тогда считалось, что если умеешь ходить и тебе больше 5-ти, то можешь идти в колхоз помогать. Но я в основном был дома, на хозяйстве: ставил квашню. Ни муки, ни дрожжей ничего этого не было – хлеб пекли из чего придется, корешков и травок различных. Ели всё, что находили. Частенько нас, маленьких мальчишек брали на подмогу в колхоз, старшие сено косили на быках, а мы подбирали, то на прополку пошлют, то колоски собирать.

Никогда не забуду, как к нам в деревню приносили письма с фронта, похоронки, бабы со всей округи собирались и причитали. Этот крик навсегда остался в моей памяти. Но были и счастливые яркие моменты, уже в послевоенные годы, к нам приехали врачи ставить прививки, а мы сорванцы испугались, убежали кто в лес, кто в сарае притих, думали, отлежимся. И медики решили выманить нас – каждому, кто согласится на укол, давали ложку сахара, вот мы все и повылазили. Страшно было, но отведать сладкого уж очень хотелось. Всякое бывало, военные годы закалили нас, мы быстро повзрослели и возмужали.

Под пристальным вниманием фашистов

Аркадий Байгер:

– В сентябре 1941 года немцы оккупировали Винницу, на близлежащей территории создали гетто и военные концлагеря. Жители всех населенных пунктов были в подчинении врага. Я родился в 42-м году, в посёлке Шпиков, нас было трое братьев – я самый младший, Аркадий Байгер. Мать в то время пыталась всеми силами прокормить семью, рядом с домом был маленький огород, и мы выращивали овощи. Отец ушел на фронт в 1941, а в 44-м году пришла похоронка, погиб.

Маме приходилось не просто, одной воспитывать трех сыновей. Она оберегала нас, как могла. Немцы в то время были рядом, жили по соседству. Частенько они ходили по дворам, издевались над нами, русскими. Как-то раз наведались и к нам в гости, матери пришлось нас спрятать – под матрасом, фашисты не заметили и покинули дом. В те годы все близлежащие населенные пункты были заполнены врагом. В 1944 году немцы отступили, но наступили тяжёлые голодные годы. Запасов не хватало, выращенные овощи быстро заканчивались, летом еще спасали лесные богатства: грибы, ягоды, корешки. 

Помню, как-то набрали грибов, были рады такому большому «улову», хотели маму удивить и угостить. Довольные приготовили и накормили всю семью и только потом поняли, что это были мухоморы. Спасибо врачам, что тогда оперативно помогли и спасли всех нас.

Еще многому научили меня те времена, не раз столкнули с трудностями, которые тогда казались непреодолимыми. Сейчас мне уже за 80, я много лет служил в органах внутренних дел, всегда был честным, прямым и смелым сотрудником, таким, каким меня воспитала моя мама и то непростое военное детство.

Мое взрослое детство


Анатолий Навалихин:

– Мое детство прошло в детских домах, расположенных в Кировской области. Я родился в мае 1939 года, мама была учитель немецкого языка, папа служил в НКВД. Это я знаю из документов, которых сохранилось совсем мало с тех времен. В начале 40-х годов меня маленького мальчишку Толю Навалихина, в детдом привёз дедушка Иван Навалихин, в связи с чем и как – неизвестно. Возможно, мои родители погибли на фронте или без вести пропали, но это лишь теперь мои догадки. Спустя время я пытался найти хоть какую-то информацию о них, о родственниках, но всё безуспешно.

В военные годы я верил, что мои мама и папа – живы, и как только всё завершится они заберут меня. С этой мечтой я просыпался и засыпал, с надеждой слушал сводки, которые передавали каждый день по утрам и вечерам из радиоприёмника, что стоял в кабинете у директрисы детского дома. Вот соберёмся всей толпой, дети, взрослые, и притаившись с замиранием сердца слушаем, как обстоят дела на фронте. 

В тылу было спокойнее, но не легче. Изо дня в день мы работали на огородах, собирали дикоросы, заготавливали дрова. Пошлют нас на поля собирать колоски, выстроят в одну линию несколько человек, подадут тряпичные мешки, и мы тщательно каждый сантиметр изучим, чтобы не пропустить ничего лишнего и побольше наполнить свои поклажи. Бывало и лён теребили, и за животными ухаживали. За каждым из нас был закреплён жеребенок, и мы должны были кормить, поить, убирать и присматривать за ним. Я тогда воспитывал Матроса.

В мае 1945 года, в один из дней, мы в очередной раз собрались вокруг радиоприемника и услышали «Великая Отечественная война победоносно завершилась», в тот момент радости не было предела. Наши воспитатели стали кружить нас, подкидывать к потолку и ликовать, слезы счастья – это был один из самых лучших тогда дней в жизни каждого. В 46-м постепенно наши ряды воспитанников редели, у мальчишек и девчонок возвращались родители и забирали их домой. Я тоже ждал своего часа, но, к сожалению, так и не дождался.

Но не стал отчаиваться и решил заняться своим образованием, хотел закончить десятилетнюю школу, пришлось перейти из одной в другую, благодаря своему упорству и тяге к знаниям, я окончил институт, работал в школе преподавателем. Затем меня пригласили в милицию, много лет я отдал службе в органах, в звании подполковник милиции УВД города Нижневартовска по выслуге лет ушел на заслуженный отдых. В 2000 годах мне присвоено звание «Почетный житель Нижневартовска». Я считаю, что эта не только моя заслуга, но и заслуга нашего поколения, тех, кто вместе со мной работал, кто показывал отличные результаты.

Мое детство выпало не в самые лучшие годы для страны, мы дети войны ощутили на себе все тяготы, но это все становится неважным и невзрачным, когда я вспоминаю тот день, 9 мая 1945 года, праздник самый важный для всей моей семьи.

Вот так просто и неожиданно 22 июня 1941 года война изменила жизнь каждого, кто жил в те времени и в наши дни. Весь советский народ встал на защиту своей Родины, многие не вернулись домой, погибли, пропали без вести… Победа была за нами, но какой ценой.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

21:15

Президент Путин по вопросу возврата смертной казни высказывался однозначно

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

21:09

В Югре 16-летний подросток ответит за ложное сообщение об акте терроризма

20:37

СКР: исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле» финансировали с Украины

19:47

Школьник из Сургута выиграл конкурс по истории пожарной охраны России

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

18:35

В Югре в ходе профилактического рейда выявили 76 незаконно находящихся мигрантов

18:19

В Югре запустили бесплатный цифровой гид для туристов

17:50

В ЮГУ стартовал финал кейс-чемпионата «#Я_НЕФТЯНИК»

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости