В течение года мы внимательно следили за попытками Сургутской торгово-промышленной палаты и ее сторонников снизить налоговое бремя для сургутских бизнесменов. Пока не удалось. Но эта инициатива — только часть большой нормотворческой работы организации. О достижениях и несостоявшихся задачах уходящего года «Сургутской трибуне» рассказала генеральный директор СТПП Анна Чурманова.
«Сюрпризы» будут позже
— Анна Анатольевна, назовите самый яркий результат вашей работы в 2019 году.
— Этот год прошел под флагом проведения оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости. Процесс длился с середины 2018 года и практически весь этот год. И мы приняли в нем активное участие, информируя бизнес-сообщество обо всех этапах проведения этой работы. Сейчас можно с уверенностью сказать, что на территории Югры оценены все объекты недвижимости, за исключением земли.
— Насколько в среднем изменилась кадастровая стоимость помещений?
— Переоценка кадастровой стоимости всегда ведет к ее росту. В среднем увеличение стоимости составило около 50%. Многим предпринимателям при этом удалось повлиять на оценку своих объектов и в разной степени снизить их цену. Мы активно оповещали их об этой возможности, и в итоге было подано более 7 тысяч замечаний. Уменьшение стоимости объектов составило от 10% до 80%.
— То есть, в этот раз сюрпризов по сумме в налоговых уведомлениях не будет?
— Новая кадастровая оценка вступит в силу с начала 2020 года. И все «сюрпризы» будут только в последнем квартале 2021 года, когда будет рассчитан налог за предыдущий год. Те, кто не участвовал в этом процессе и все-таки не уточнил характеристики своих объектов, могут все же сильно удивиться, получив расчетку.
Прорывное соглашение
— Были ли какие-то законодательные победы в этом году?
— К таким победам можно отнести то, что проект ограничений для работников-мигрантов, трудоустроенных в пекарнях, кондитерских и кулинариях, был снят с рассмотрения. В начале года в автономном округе традиционно разрабатывают ограничительные меры для иностранных работников в различных видах деятельности. Это полномочия субъекта. Сейчас эти ограничения действуют примерно в десяти видах деятельности. В этом году предлагалось установить дополнительные условия для приезжих работников в кондитерских, пекарнях и кулинариях. Мы выступили категорически против этих ограничений, аргументируя это тем, что в прошлом году уже было установлено ограничение на привлечение иностранных работников в общественном питании. В итоге отклик властей был для нас положительным.
— В этом году произошел прорыв во взаимодействии наших товаропроизводителей с федеральными сетями. Как оцениваете это заключение деловых соглашений городских и районных властей с «Лентой»?
— Это действительно значимое достижение, ведь работа по этому вопросу велась не один год. На первых порах наладить взаимодействие с федеральными гипермаркетами оказалось сложно, потому что у них достаточно жесткие требования к упаковке, маркировке товара, ко времени его доставки и многому другому. Небольшие производители, как мы знаем, оказались не готовы к выполнению этих требований. То есть у многих из них товар высокого качества, но оформить его в соответствии с законами рынка они не могут.
В итоге пошли по другому пути: не запускать местных бизнесменов на полки наравне с другими внешне привлекательными товарами, а выделить для них отдельное пространство, благодаря которому покупатель будет знать, где он может купить местный продукт.
Не кнутом, а пряником
— Теперь о том, что не удалось. Ваша инициатива по налоговой льготе в части коммерческой недвижимости так и не нашла отклик. Можно ли назвать эту работу главным разочарованием 2019 года?
— Да, пока изменений в действующее законодательство в отношении налогов не будет. И учитывая, что прошел год, как мы внесли инициативу, скепсис в этом отношении также силен. Но надежда, что нас услышат, все же есть, потому что за это время наше предложение нашло поддержку у всех общественных организаций, защищающих права предпринимателей. Возможно, нам предложат скорректировать наше предложение, и мы готовы пойти навстречу. Например, варьировать ставку в зависимости от функционального назначения имущества, от территории и т. д. Мы настаиваем на том, что поддержка малого и среднего бизнеса должна выражаться не в раздаче, условно говоря, трехсоттысячных грантов десяти предпринимателям, а в поддержке действующих предпринимателей налоговыми льготами. Если предприниматель работает, то эта налоговая льгота ему только поможет. А если он не работает, то вы его хоть какими налогами обложите, он платить не будет. У него просто нет дохода. И увеличение налога для него не стимул.
— Какие стимулы наиболее эффективны?
— Местные власти должны предпринимать максимум мер поддержки, которые зависят от них. Предприниматели это обязательно оценят. Условия бизнеса, как я уже говорила, нужно улучшать не только для молодых и начинающих предпринимателей, но в особенности для действующего бизнеса, который занимается производством и увеличением рабочих мест. У нас поддержка, к сожалению, сосредоточена на начальном этапе деятельности и социальных предпринимателях. Действующий бизнес, на мой взгляд, остается без какого-либо внимания. Власти считают, что эти предприятия уже состоялись и должны справляться сами. И к слову о том, что они должны: выплатить зарплату, заплатить налоги, нести социальные обязательства, обеспечивать северные льготы. Все это отражается в стоимости продукции и услуг. Об этом, к сожалению, мало кто задумывается. В итоге предприятия нередко закрываются.
Не создавать новых, а спрашивать с действующих
—А есть ли новые предприятия, которые привлекли ваше внимание в этом году?
— У меня осторожный подход к новым видам бизнеса. Я считаю, что о бизнесе можно судить только по прошествии трех лет его работы. Даже если он принес большой доход в первый месяц, полгода или год — это еще не значит, что он пойдет дальше.
На самом деле ведение бизнеса сейчас изменилось. Если раньше человеку достаточно было быть профессионалом в своей области, то сейчас молодежь занимается не теми видами бизнеса, где они что-то умеют, а теми отраслями, которые могут принести доход. Здесь работает принцип «Я не умею, но научусь».
— Если продолжить тему новых бизнесменов, как считаете, выйдут ли самозанятые из тени?
— В качестве серьезного прорывного шага, ведущего к тому, что все самозанятые граждане выйдут из тени и станут платить налоги, я этот режим не рассматриваю. Законодательной мотивации для этого не вижу. В тех четырех регионах, которые в рамках эксперимента пробовали этот режим в 2019 году, половина — это те, кто зарегистрирован впервые, а другая половина — бывшие индивидуальные предприниматели. Для них, наверное, в этом смысл есть. Налогообложение в новом режиме более выгодное.
— А какая мотивация зарегистрироваться у той половины, кто раньше не относился к ИП?
— Возможно, люди регистрируются для того, чтобы попробовать себя в качестве предпринимателя. Здесь необходимо сразу же оплатить госпошлину за регистрацию, выбрать систему налогообложения, вести хоть и простую, но отчетность, оплачивать налог, делать взносы в пенсионный фонд и фонд социального страхования. Для самозанятых эти процедуры гораздо проще, и регистрация в этом качестве — это своего рода проба сил в бизнесе. В ходе этого процесса человек может понять, насколько он готов к расширению бизнеса и работе в этом сегменте.
В любом случае, более эффективной мотивацией стало бы усиленное налоговое администрирование. Необходимо увеличивать тот же показатель собираемости налогов, который в Югре на сегодня недостаточно высок.
Антирейтинг законодательных изменений 2019 года в сфере бизнеса в России от Анны Чурмановой:
-
Повышение НДС.
-
Упразднение сниженных страховых взносов.
-
Переход на расчет имущественного налога на коммерческую недвижимость по кадастровой стоимости.
-
Повышение пенсионного возраста и обязанность работодателей переучивать предпенсионеров.
-
Введение маркировки более чем на сто товаров.
Опубликованных комментариев пока нет.