В Сургуте в рамках кинофестиваля состоялся специальный показ художественного фильма «No comment». Фильм - участник конкурсной программы XXVI открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» (г. Сочи). Режиссер фильма - Артем Темников, это его дебютная полнометражная игровая картина. Начинал режиссер как кинодокументалист, в 1990-е годы снимал в горячих точках России и на Ближнем Востоке. Корреспондент «СТ» встретился с Артемом Темниковым и побеседовал.
Вышел из андеграунда
- Артем, расскажите, как вы пришли в кино? Ведь вы изначально закончили Калужский государственный педуниверситет, то есть о кинематографе вы не думали…
- Не думал. С детства я мечтал об археологии и начиная с четвертого по десятый классы постоянно участвовал в археологических раскопках. Мои родители в свое время закончили МГУ (философский факультет), поэтому я после школы пытался поступить туда же. Но не добрал баллов и подался в педагогический, куда всех пацанов принимали даже с тройками. Мужчин-педагогов в школе всегда не хватало, поэтому парням при поступлении была хорошая скидка (смеется). Поступил, отучился год и ушел в армию. Служил два года в морской пехоте, получил иной жизненный опыт. Я ведь воспитывался бабушками, меня родители с четырех месяцев подкинули им, и детство у меня было прекрасным, добрым, безоблачным. А после армии я лишился розовых очков, и появилось желание не только литературным языком изложить свое видение жизни, но и показать.
- То есть у вас уже был некий опыт писательства?
- Можно и так сказать. Я вышел из советского андеграунда. До армии я, как сейчас говорят, тусовался в литературном рок-кабаре «Кардиограмма», в то время это было уникальное явление. Там начинали свой путь многие литераторы и музыканты: Виктор Цой, Майк Науменко («Зоопарк»), Юрий Шевчук («ДДТ»), Александр Башлачев, Вадим Степанцов, создатель Ордена куртуазных маньеристов и музыкальной группы «Бахыт-Компот» Борис Гребенщиков. Собственно, оттуда все и начиналось, там состоялась проба пера, там я вступил в Союз писателей России, и помню, как неохотно принимал Михалков-старший нашу компанию, как отказывался принимать Вадика Степанцова, считал его матерщинником, но не сатириком. Но все-таки принял, и уже следом приняли всех нас.
- Но вернемся к кино…
- Да, тогда же я решил поступить во ВГИК, но не поступил и почти год работал осветителем, кстати, вместе с другими, сегодня известными кинематографистами. Некоторые пацаны старались проникнуть во ВГИК через учебную студию осветителей, а девчонки - через бухгалтерию, чтобы хоть как-то устроиться и познакомиться с нужными людьми. Когда нет кинематографической родни, приходится проникать в кино через черный вход (смеется). А когда уже знакомишься с мастерами, они видят, что ты умеешь, к чему тянешься, в чем силен. Я же через год поступил к Владимиру Наумову, проучился у него один год. На съемках познакомился с француженкой Элен Лоран, влюбился, и мы уехали в Париж. Через полтора года я перебрался в Бельгию, там с Катрин Монтон мы также сняли фильм. Когда я вернулся в Россию, меня уже отчислили, и я доучивался у Ростислава Ростоцкого. Но это уже был не ВГИК, а ВИППК - высшие курсы при ВГИКе
с теми же преподавателями.
- Итак, вы по образованию режиссер игрового кино, однако долгое время снимали документальное кино.
- Так сложилось, что я действительно много лет занимался документальным кино, и это была телевизионная документалистика. Я работал на первом и втором российских каналах. А потом с Михаилом Кожуховым реализовывал интересный проект. Кожухов в бытность президентства Ельцина работал в Кремле пресс-секретарем. Общий язык с Борисом Николаевичем Миша нашел легко (показывает характерный жест), все было хорошо, но пришел другой человек, Владимир Владимирович, и с ним контакт не заладился. Миша любит поучать, и так случилось, что в один прекрасный момент лимузин не подъехал к его подъезду. Кожухов остался без работы и уже через две недели он сидел на площади Тахыр, чистил ботинки всем прохожим, а мы это снимали. Так начался новый проект на российском канале «В поисках приключений», затем появились другие - «Вокруг света», «Далеко, еще дальше». Мы с ним в поисках приключений объехали более 90 стран мира. Я получил очень интересный, богатый опыт.
Войну издали не снимают
- Что запомнилось больше всего в этих поездках?
- Ой, сложно ответить однозначно. Впечатления менялись калейдоскопично… Запомнились папуасы, очень интересное общение было с бразильскими индейцами, запомнилась и полюбилась Сирия. До войны это была великолепная страна, сказочно богатая. И Дамаск и Алеппо - потрясающей красоты города! В Алеппо были километровые подземные торговые золотые ряды. Представляете ряды, сплошь увешанные золотыми изделиями высотой на вытянутую руку взрослого мужчины и протяженностью несколько километров. Сейчас просто больно смотреть, во что превратились эти города, и что осталось от былого великолепия. Когда начались боевые действия в Сирии, я сразу понял, что это начало большой войны, и не с арабами, а с нами. И встречать войну надо не на пороге своего дома, как было в сорок первом, а там, на Ближнем Востоке.
- Вы снимали в горячих точках, и в Ираке, и в Чечне. Что было самым сложным для вас во время съемок? Ведь документальное кино, впрочем, как и война, диктует свои условия…
- На войне сложно все. И она действительно диктует свои условия. Но главное - войну не снимешь откуда-то издали, ты должен там жить… Иначе ты не будешь понимать, что, собственно, хочешь донести до зрителя. Вообще, война, по сути, всегда бессмысленна для тех, кто на ней воюет и погибает. Особенно в наше время. Те, кто имеют свой интерес, не сидят в окопах, они глядят на мир из окон роскошных бронированных лимузинов, вот в чем дело. А воюют наивные романтики… И влюбленные, как мой герой.
- Фильм «No comment» вы относите к жанру авторского кино…
- Это действительно так, фильм заставляет зрителя задуматься и самому найти ответ. Свой. А режиссеру авторское кино дает возможность экспериментировать, искать новые творческие решения и формы. И не только поиск форм, но и содержания, в котором задаются сложные вопросы бытия. В обычной жизни мы сталкиваемся с этими вопросами в самые сложные и порой трагические моменты: в чем смысл жизни и смерти, ради чего нужно жить и ради чего мы идем на смерть… Эти вечные вопросы до появления кино были главными в классической европейской и русской литературе, и сегодня они все так же актуальны, как и сто лет назад.
- Как пришла идея снять этот сюжет?
- Идея вынашивалась долго. Хотелось найти реальную историю, и однажды, несколько лет назад, когда я делал фильм по заказу российского телеканала, мне принесли целую кучу кассет, на которых были реальные съемки, видеоотчеты боевиков, найденные в блиндаже после боя в самом конце Чеченской войны. Когда я начал отсматривать кассеты, услышал за кадром немецкую речь. На этих записях появлялся рыжеватый юноша. Его история меня захватила: как он туда попал? Я попытался разобраться, как экстремистам удается вербовать молодых людей из благополучной, сытой Европы, почему они становятся террористами? Где глубинные причины этого явления, как люди попадают под влияние экстремистов с чуждой европейской культуре ментальностью?.. Увидев удивленный взгляд юного немца и его нелепую фигуру среди этих черных бородачей, я понял: вот оно, то, что я так долго искал. И написал сценарий. Вот, собственно, и все. Смотрите фильм (улыбается).
- Артем, ваш первый игровой фильм нашел свое признание и своего зрителя. Что бы еще вы себе пожелали?
- Побольше съемочных смен. И чтобы удалась следующая картина.
Артем Темников закончил Калужский государственный педагогический университет (КГПУ) и Всероссийский государственный институт повышения квалификации работников кино при Госкино России (ВИППК). В 2009-2012 гг. - преподаватель Института массмедиа Московского государственного университета культуры и искусств (режиссура, драматургия), мастер-классы в КГУКИ, «СИНЕМОУШН», «Медиа-школа АиФ». Режиссер-постановщик док. фильмов: «Поезд Москва - Грозный», «Покушения на вождей», «Тайны кремлевских пациентов», «Спецназ ГРУ. Волкодавы», «Дорога шести струн», «Дидюля» и других.
Опубликованных комментариев пока нет.