×
Общество
0

Артем Темников: «Желаю побольше съемочных смен»

Об авторском кино и «Кардиограмме», о смысле жизни и бессмысленности войны


В Сургуте в рамках кинофестиваля состоялся специальный показ художественного фильма «No comment». Фильм - участник конкурсной программы XXVI открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» (г. Сочи). Режиссер фильма - Артем Темников, это его дебютная полнометражная игровая картина. Начинал режиссер как кинодокументалист, в 1990-е годы снимал в горячих точках России и на Ближнем Востоке. Корреспондент «СТ» встретился с Артемом Темниковым и побеседовал.

 

Вышел из андеграунда


- Артем,  расскажите,  как вы пришли в кино? Ведь вы изначально закончили Калужский государственный педуниверситет, то есть о кинематографе  вы не думали…
-  Не думал.  С детства я мечтал об археологии и начиная с четвертого по десятый классы постоянно участвовал в археологических раскопках. Мои родители в свое время закончили МГУ (философский факультет), поэтому я после школы пытался поступить туда же. Но не добрал баллов и подался в педагогический, куда всех пацанов принимали даже  с тройками. Мужчин-педагогов в школе всегда не хватало, поэтому парням  при поступлении была хорошая скидка (смеется). Поступил, отучился год и ушел в армию. Служил два года в морской пехоте, получил иной жизненный опыт. Я ведь воспитывался бабушками, меня родители с четырех месяцев подкинули им, и  детство у меня было прекрасным, добрым, безоблачным. А после армии  я лишился  розовых очков,  и появилось желание не только литературным языком изложить свое видение жизни, но и показать.
- То есть  у вас уже был некий опыт писательства?
- Можно и так сказать. Я вышел из советского  андеграунда. До армии я, как сейчас говорят,  тусовался в литературном рок-кабаре «Кардиограмма»,  в то время это было  уникальное явление.  Там начинали свой путь многие литераторы и музыканты:  Виктор Цой, Майк Науменко («Зоопарк»), Юрий Шевчук («ДДТ»), Александр Башлачев, Вадим Степанцов,  создатель Ордена куртуазных маньеристов и музыкальной группы «Бахыт-Компот»  Борис Гребенщиков.  Собственно, оттуда все и начиналось, там состоялась проба пера, там я вступил в Союз писателей России, и помню, как неохотно принимал Михалков-старший  нашу компанию, как отказывался принимать Вадика Степанцова, считал его матерщинником, но не сатириком. Но все-таки принял, и уже следом приняли всех нас.
- Но вернемся к кино…
- Да,  тогда же я решил поступить во ВГИК, но не поступил и почти год работал осветителем, кстати, вместе с другими, сегодня известными кинематографистами.  Некоторые пацаны старались проникнуть во ВГИК через учебную студию осветителей, а девчонки - через бухгалтерию, чтобы хоть как-то устроиться и познакомиться с нужными людьми. Когда нет кинематографической родни, приходится  проникать в кино через черный вход (смеется). А когда уже знакомишься с мастерами, они видят, что ты умеешь, к чему тянешься, в чем силен. Я же через год поступил к Владимиру Наумову,  проучился у него один год. На съемках познакомился с француженкой Элен Лоран, влюбился, и  мы уехали в Париж. Через полтора года я перебрался в Бельгию, там с Катрин Монтон мы также  сняли фильм. Когда я вернулся в Россию, меня уже отчислили, и я доучивался у Ростислава Ростоцкого. Но это уже был не ВГИК, а ВИППК - высшие курсы при ВГИКе 
с теми же преподавателями. 
- Итак, вы по образованию режиссер игрового кино, однако долгое время снимали документальное кино. 
-  Так сложилось, что я действительно  много лет занимался документальным кино, и это была  телевизионная документалистика.  Я работал на первом и втором российских каналах.  А потом с Михаилом Кожуховым  реализовывал  интересный проект.  Кожухов  в бытность президентства Ельцина  работал в Кремле пресс-секретарем.  Общий язык с Борисом Николаевичем  Миша нашел легко (показывает характерный жест),  все было хорошо, но пришел другой человек, Владимир Владимирович, и с ним контакт не заладился. Миша любит поучать, и так случилось, что в один прекрасный момент лимузин не подъехал к его подъезду. Кожухов остался без работы и уже через две недели он сидел на площади Тахыр, чистил ботинки всем прохожим, а мы это снимали. Так начался новый проект на российском канале «В поисках приключений», затем появились другие - «Вокруг света», «Далеко, еще дальше».  Мы с ним в поисках приключений объехали более 90 стран мира. Я получил очень интересный, богатый опыт.
 


Войну издали не снимают


- Что запомнилось больше всего в этих поездках?
- Ой, сложно ответить однозначно.  Впечатления менялись  калейдоскопично…  Запомнились папуасы, очень интересное общение было с бразильскими индейцами, запомнилась и  полюбилась Сирия. До войны это была великолепная страна, сказочно богатая. И Дамаск и Алеппо - потрясающей красоты города! В Алеппо  были километровые  подземные торговые золотые ряды. Представляете ряды, сплошь увешанные золотыми изделиями высотой на вытянутую руку взрослого мужчины и протяженностью несколько километров. Сейчас просто больно смотреть, во что  превратились эти города, и что осталось от былого великолепия. Когда начались боевые действия  в Сирии, я сразу понял, что это начало большой войны, и не с арабами, а с нами. И встречать войну надо не на пороге своего дома, как было в сорок первом, а там, на Ближнем Востоке.
- Вы снимали  в горячих точках, и в Ираке, и в Чечне. Что было самым сложным для вас во время съемок?  Ведь  документальное кино, впрочем, как и война,  диктует свои условия…
- На войне сложно все. И она действительно диктует свои условия. Но главное - войну не снимешь откуда-то издали, ты должен  там жить…  Иначе  ты не будешь понимать, что, собственно, хочешь донести до зрителя. Вообще,  война, по сути, всегда бессмысленна для тех,  кто на ней воюет и погибает. Особенно в наше время. Те, кто имеют свой интерес,  не сидят в окопах,  они глядят на мир из окон роскошных  бронированных лимузинов, вот в чем дело. А воюют наивные романтики…   И влюбленные, как мой  герой.
- Фильм  «No comment»  вы относите к жанру авторского кино…
- Это действительно так, фильм  заставляет зрителя задуматься и самому найти ответ. Свой.  А режиссеру  авторское кино  дает возможность экспериментировать, искать новые творческие решения и формы. И не только поиск  форм, но и содержания, в котором  задаются сложные вопросы бытия. В  обычной жизни мы сталкиваемся с этими вопросами в самые сложные и порой трагические моменты:  в чем смысл  жизни и смерти,  ради чего нужно жить и ради чего мы идем на смерть…  Эти вечные  вопросы до появления кино были главными в классической европейской и русской литературе,  и сегодня  они все так же актуальны, как и сто лет назад.
- Как пришла идея снять  этот сюжет?
- Идея вынашивалась долго. Хотелось найти реальную историю, и однажды, несколько лет назад, когда я делал фильм по заказу российского телеканала, мне принесли целую кучу кассет, на которых были реальные съемки, видеоотчеты боевиков, найденные в блиндаже после боя в самом конце Чеченской войны. Когда я начал отсматривать кассеты, услышал за кадром немецкую речь. На этих записях появлялся рыжеватый юноша. Его  история меня захватила: как он туда попал?  Я попытался разобраться, как экстремистам удается вербовать молодых людей  из благополучной, сытой Европы, почему  они становятся террористами? Где глубинные причины этого явления, как люди попадают под влияние экстремистов с чуждой европейской культуре ментальностью?..  Увидев удивленный взгляд юного немца и его нелепую фигуру среди этих черных бородачей, я понял: вот оно,  то,  что я так долго искал. И написал сценарий. Вот, собственно, и все. Смотрите фильм (улыбается).
 
- Артем, ваш первый игровой фильм нашел свое признание и своего зрителя. Что бы еще вы себе пожелали?
- Побольше съемочных смен.  И чтобы удалась следующая картина.

Артем Темников закончил Калужский государственный педагогический университет (КГПУ) и Всероссийский государственный институт повышения квалификации работников кино при Госкино России (ВИППК). В 2009-2012 гг. - преподаватель Института массмедиа Московского государственного университета культуры и искусств (режиссура, драматургия), мастер-классы в КГУКИ, «СИНЕМОУШН», «Медиа-школа АиФ». Режиссер-постановщик док. фильмов: «Поезд Москва - Грозный», «Покушения на вождей», «Тайны кремлевских пациентов», «Спецназ ГРУ. Волкодавы», «Дорога шести струн», «Дидюля» и других.

Теги статьи: #Авторское кино

Автор текста: Галина Батищева   Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии