В минувшую среду в нашей стране отмечался День штурманской службы ВВС. Обстоятельства сложились так, что ураец Александр Баранкевич осваивал азы этой профессии в СССР, а свои навыки применял в братской Белоруссии. Однако вряд ли кто-либо поспорит с тем, что этот человек – безоговорочный виновник торжества, которому все мы желаем здоровья и благополучия теперь уже на заслуженном отдыхе.
Сам он потомственный авиатор. В военно-воздушных силах СССР служил его отец. Все детство Александра Анатольевича связано с авиацией. И вне ее он себя не видел. Правда, на пути Баранкевича к мечте перед ним возникло препятствие. Неидеальная острота зрения не позволяла стать летчиком-истребителем. И все же он вошел в профессию через другую дверь, посовещавшись с родителями и решив стать штурманом. В 1985-м семнадцатилетний Александр выдержал серьезную конкуренцию (пять человек на место) и поступил в Ставропольское высшее военно-авиационное училище. Первый широкий шаг по дороге, ведущей к мечте, был сделан. Этот ныне расформированный вуз высоко котировался в СССР. Его выпускников называли голубой кровью и белой костью авиации.
– У нас были очень требовательные командиры рот и взводов, – вспоминает Александр Баранкевич. – Мы опасались, что с третьего курса, когда началось освоение дисциплин, непосредственно связанных с авиацией, трудности станут и вовсе запредельными. Однако все оказалось наоборот. Занятия вызывали у нас повышенный интерес. Желание узнать новое способствовало быстрому и качественному осваиванию материала. На базовом самолете МИГ–23 мы овладели навыками не только штурмана, но и пилота, стрелка-радиста. Выпускники нашего училища едва ли не в совершенстве знали аэронавигацию и автоматизированные системы наведения.
Все это помогло молодому выпускнику сразу после окончания вуза. Когда его распределили в авиационный полк, перед ним поставили задачу просчитать маршруты учебно-тренировочных полетов на средних высотах и объем необходимого для этого топлива. Выполнить ее было нелегко. О компьютерах в те годы даже мечтать не приходилось. И все-таки Александру удалось выдержать это испытание.
Способность Баранкевича быстро осваивать новый материал и успешно применять полученный опыт на практике подвигли высоких авиационных начальников обратить на перспективного штурмана внимание. И уже вскоре его определили в гораздо более сложную структуру – единую систему организации воздушного движения, базировавшуюся в Минске. В ней Александр Баранкевич отработал 13 лет. Эта организация взаимодействует между военными и гражданскими воздушными судами. Интенсивность полетов в годы существования СССР была высокой, и свободного места в воздухе порой не хватало. В задачу специалистов входило предотвращение столкновений самолетов и отправка «заблудившихся» по нужным маршрутам. Потому как экипажи на бортах не могли знать полную текущую обстановку вокруг себя.
– Бывало, что какой-то полк начинает выполнять полеты, работая по своим стандартным маршрутам, – вспоминает Александр Анатольевич. – А в то же время на его пути может оказаться гражданский «кукурузник», опыляющий колхозные поля, или же пассажирский авиалайнер. К счастью, пока я служил, авиакатастрофы не происходили.
Однако нештатных ситуаций в карьере Баранкевича было хоть отбавляй. Однажды «вертушка» пошла по перелету и в какой-то момент исчезла с радаров. А вскоре она появилась на территории военного полигона в тот момент, когда там начались стрельбы. В другой раз из-за технического сбоя исчезли с радаров сразу два борта, летевших в стратосфере с бешеной скоростью. Вернуть их «на точки» удалось исключительно благодаря расторопности молодого лейтенанта Александра Баранкевича. Оба самолета потом приземлились с минимальным запасом топлива. Малейшее промедление было чревато гибелью людей. Но и груз ответственности и связанное с ним нервное напряжение давили на этого человека колоссально. Снимая стресс, он выкуривал по две пачки сигарет в день. Лишь на пенсии бросил эту вредную привычку. А службу Александр Анатольевич закончил в должности помощника начальника оперативного центрального командного пункта Белоруссии и в звании подполковника.
– Чему она меня научила? – переспрашивает он и тут же отвечает: – Не давать напрасных обещаний и не бросать слов на ветер. Я стал дотошным, пунктуальным и скрупулезным человеком. Любая работа должна выполняться внимательно и аккуратно и исключать ошибки. Авиация их не прощает.
В Урай Александр Баранкевич приехал шесть лет назад. После двухмиллионного Минска с его вечной суетой и сверхнапряженной работы он наслаждается тишиной, покоем и красотами нашего маленького города.
Фото из архива Александра Баранкевича
Опубликованных комментариев пока нет.