×
В Югре
0

Автозимник как связь с миром

Почти две с половиной тысячи километров составила протяженность зимних маршрутов в Югре. С осени и до начала весны они связывают между собой некоторые муниципалитеты. Как сделать отдаленные поселения округа доступнее, нашим корреспондентам рассказали на предприятии «Северавтодор».


Для «отрезанных» от цивилизации
Подобные дороги зимой – единственная возможность для жителей некоторых небольших населенных пунктов добраться в районные центры и в окружную столицу. В основном такие поселения находятся по берегам рек, и в летний период спасает навигация. А с конца октября и до конца декабря они практически отрезаны от цивилизации: действует только воздушное сообщение. И чем скорее дорожники введут зимники в эксплуатацию, тем быстрее люди получат связь с другими населенными пунктами.
АО «ГК «Северавтодор» – генеральный подрядчик по строительству и содержанию в округе всех автозимников и ледовых переправ межмуниципального значения.
Ежегодно перед коллективом стоит задача – обеспечить безопасность на зимних автомобильных дорогах и ледовых переправах, это в том числе установка дорожных знаков, сигнальных вех, постов регулирования движения и пунктов контроля. Причем более трети всех работ компания выполняет своими силами. Субподрядчиков привлекают к устройству и содержанию автозимников и ледовых переправ на конкурсной основе.
– Критерии отбора субподрядчиков строги, – рассказывает директор филиала № 5 (Ханты-Мансийск) Игорь Кравец. – Нам важно наличие соответствующей техники, квалифицированных сотрудников, перевалочных баз на отдаленных территориях и опыт работы на автозимниках.
Поддерживать зимники в рабочем состоянии сложно, для этого нужна не только современная автотехника, но и профессиональные кадры, а главное – опыт.
– Все сотрудники, которые у меня работают, очень ценны для предприятия, уже много лет они со мной, я уверен в их профессионализме, – говорит руководитель субподрядчика «Северавтодора», ООО «Луговское ЛПК» Андрей Киреев.
В их обслуживании более 135 километров зимних дорог от Ханты-Мансийска до Урманного и три ледовых переправы через Обь. Они много лет работают в этой сфере.
– Теплая зима всегда трудная, – продолжает Андрей Киреев. – Представляете, что такое – по болоту построить дорогу? В теплую погоду сложно поддерживать проходимость, но мы делаем все возможное.
Как устроен зимник
Зимники отличаются от обычной автомобильной дороги: это сезонный путь. Его обустройство – сложный технологический процесс, это не просто пройтись и промять снег. Зимник – объект дорожной инфраструктуры, его тоже строят по проекту, есть определенные требования: по скоростному режиму, по ширине, по грузоподъемности и так далее.
– Строительство автозимника начинается во второй половине октября с обследования территории, – объясняет Игорь Кравец. – Далее идет технологическая проминка вездеходной техникой. Цель операции – продавить замерзшую корку на болотистых участках: это ускоряет процесс промерзания. На следующем этапе проходит тяжелая гусеничная техника для выравнивания покрытия. И при формировании устойчивого снежного покрова этой же тяжелой техникой уплотняем дорогу. Это важная процедура, от нее потом зависит качество проезда.
Ширина зимника по контракту должна составлять девять метров. По краям нарезают снегозащитные полосы, препятствующие заносу дороги снегом, устанавливают дорожные знаки. И уже после межведомственной комиссии его вводят в эксплуатацию. Автозимники во всей Югре должны быть устроены до 25 декабря, а эксплуатироваться они могут вплоть до 25 апреля, но так бывает не всегда.



У природы нет плохой погоды?
Подобная дорога зависима от климатических факторов, в этом году это особенно заметно. Поздняя осень, относительно теплая зима и ранняя весна влияют на процесс. Несмотря на это, все зимние автодороги ввели в эксплуатацию вовремя, но из-за высоких температур возникли проблемы с потерей несущей способности автозимников. Это колеи, разрушение, выбоины, с которыми постоянно нужно бороться.
– В этом сезоне мы пережили уже четыре оттепели, буквально несколько дней назад пришлось понизить грузоподъемность до 15 тонн на некоторых автозимниках Югры. Три и вовсе закрыты для тяжелого вида транспорта, – говорит главный инженер АО «ГК «Северавтодор» Артур Нюдь. – С ней мы справляемся – поддерживаем с помощью технических средств. Иногда применяем крайние меры – перекрываем дорогу для большегрузов.
Дорожные службы ведут активные работы по восстановлению проезда по зимникам. С 12 марта, в связи с установившимися положительными температурами, на части зимних дорог в Октябрьском и Березовском районах ввели ограничения на движение всех транспортных средств, за исключением регулярных пассажирских автобусов и специализированного транспорта. В Кондинском, Октябрьском, Белоярском и Ханты-Мансийском районах введены ограничения до пяти тонн. Два участка зимников закрыты для движения полностью: с 14 марта – участок дороги Куминский – Нижняя Тавда, с 16 марта – ледовые переправы через Обь и Чехломей: Нижневартовск – Вампугол – Былино. На зимниках Сургутского района введено ограничение до 10 тонн.

Ледовые переправы
Это сложные сооружения, и требования по безопасности к ним предъявляют достаточно серьезные. В период строительства дорожники производят намораживание льда для увеличения его толщины.
– Наши сотрудники выходят на замерзшую поверхность рек, расчищают ее от снега, водяными помпами наливают сверху воду, которая промерзает, – рассказывает Артур Нюдь. – После того как толщина льда достигает определенных значений, инспекторы ГИМС производят замеры и, в зависимости от его толщины и структуры, определяют грузоподъемность переправы. Потом устанавливаются соответствующие дорожные знаки и посты регулирования дорожного движения со шлагбаумами, вагонами для обогрева, туалетами, мусорными контейнерами, спасательными средствами, связью. Причем на каждой переправе постоянно находится дежурный, следящий за ограничениями грузоподъемности.
По контракту грузоподъемность ледовых переправ – 30 тонн, на отдельных направлениях, там, где перевозят оборудование нефтяных компаний или большие объемы грузоперевозок, – до 60 тонн. После окончания эксплуатации, во избежание трагедии, посты регулирования еще какое-то время не убирают. Загораживающие средства применяют и при строительстве, пока толщина льда не позволяет допускать движение.
В этом году в связи с погодными условиями сохраняется вероятность раннего закрытия зимников, но, несмотря на климатические аномалии, дороги должны быть безопасными для югорчан. И на предприятии это понимают и делают все необходимое для того, чтобы жители отдаленных территорий не оказались без столь необходимого средства связи с внешним миром раньше времени.

Справка



В зимнем сезоне 2019/2020 годов на территории Югры введено в эксплуатацию 56 зимних автомобильных дорог межмуниципального значения общей протяженностью 2 352,6 километра, в том числе 60 ледовых переправ на 22,4 километра. Постами регулирования движения оборудованы 52 переправы на реках шириной свыше 100 метров.

   Наталья КОМАРОВА губернатор Югры
- В Югре в настоящее время сохраняются температурные показатели выше среднегодовых. В этой связи необходимо определить, какие проектные решения по строительству зимних дорог, ледовых переправ нужно применять, чтобы усилить их несущую способность, возможности для эксплуатации. Нужно провести аналитическую работу, оценить состояние дел с доставкой продукции и товаров в населенные пункты. Очевидно, что нужно учитывать в работе меняющиеся климатические условия.

   Валерий ФОМАГИН генеральный директор АО «ГК «Северавтодор»
- «Северавтодор» к вопросу устройства зимников и ледовых переправ подходит очень ответственно и начинает планировать свою деятельность еще с конца весны. Разрабатываются соответствующие планы мероприятий по подготовке техники, документации, средств технической организации дорожного движения, сотрудников. Благодаря подобной работе в этот зимний период удалось сдать зимники и ледовые переправы в установленные государственным контрактом сроки – до 25 декабря 2019 года. В 2020 году мы еще тщательнее подойдем к планированию, и есть основания полагать, что уложимся в сроки.

Теги статьи: #Зимние дороги #Северавтодор

Автор текста: Оксана Шуман

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии