В Югре назначен новый заместитель губернатора. Азат Ислаев курирует направления комфортной городской среды и пространственного развития региона, вопросы строительного, коммунального, дорожного и транспортного секторов. До этого он занимал должность заместителя главы администрации Владивостока. Наш корреспондент выяснил, какие задачи в первую очередь стоят перед ним.
— Расскажите, какие у вас задачи в регионе?
— Изначально Наталья Владимировна Комарова пригласила меня в регион для реализации задач пространственного развития и архитектуры, развития городских агломераций, учитывая мои компетенции и опыт работы. После первого собеседования губернатор решила дополнительно передать мне блок транспорта и дорожного хозяйства. Для меня это было неожиданностью, но я готов к выполнению задач. Это был некий аванс доверия от руководителя.
Что касается задач, хочу отметить следующие приоритетные проекты.
Один из крупномасштабных проектов в Югре — строительство мостового перехода через реку Обь в районе Сургута. Регион приступил к строительству моста, контракт заключен 3 мая 2022 года. Объект станет частью перспективных федеральных транспортных коридоров Тюмень – Тобольск – Сургут – Новый Уренгой – Надым – Салехард и Пермь – Ивдель – Ханты-Мансийск – Сургут – Нижневартовск – Томск. Они, в свою очередь, являются значимыми звеньями направлений Арктика – Азия и «Северный широтный ход». Таким образом, новый мост будет иметь стратегическое значение не только для Югры, но и для страны.
В целом, в отношении дорожной сферы деятельности считаю, что мы должны поставить более амбициозную задачу — строить дороги и приводить их в нормативное состояние нужно не только в крупных городах и агломерациях, а повсеместно, развитие транспортной инфраструктуры необходимо на сельских территориях.
Следующий очень важный для региона вопрос — обновление пассажирского транспорта. Мы совместно с Минпромторгом России и АО «Северречфлот» уже начали работу по реновации пассажирского флота с применением механизма льготного лизинга. Результатом этой работы будет приобретение 4 судов на подводных крыльях нового поколения типа «Метеор», которые максимально адаптированы для пассажирских перевозок в Обь-Иртышском бассейне. Первый «Метеор» уже вышел в рейс по маршруту Ханты-Мансийск – Урманный. Поставка остальных «Метеоров» планируется в октябре 2022 года.
Что касается жилищно-коммунального хозяйства и строительство — блоки для меня понятные, я всем этим занимался на муниципальном уровне, но теперь задачи более масштабные. В первую очередь — завершить строительство проблемных объектов. Это серьезная социальная задача, тянуть время нельзя — люди и так измучены ожиданием. Мы с губернатором договорились о новых подходах, о перезагрузке отрасли.
Наталья Владимировна очень конкретна в своем видении и целях. В этом наши подходы к работе едины: в любой вопрос нужно тщательно погружаться и тогда будут результаты.
— Какими результатами можете поделиться на данный момент в строительном блоке?
— Мы оживили сложные объекты-долгострои, которые много лет в силу разных обстоятельств не были завершены.
Например, ускорили строительство Нижневартовской больницы. Если в марте на площадке работали около 100 человек, то сегодня 450–500. Нам удалось в непростой ситуации, связанной с санкциями, решить все логистические задачи по поставке оборудования иностранного производства. Разработали четкий план достройки и понимаем, какую помощь нужно оказать подрядчику, чтобы в этом году завершить этот объект, ввести в эксплуатацию.
Еще один долгострой — железнодорожный вокзал в Нягани. Ранее подрядчик отчитывался, что на площадке работают четыре человека, а на самом деле мы видели только охранников. Сроки сорваны. Поэтому переориентировали руководство на переезд в Нягань. Сегодня на участке работают 25–30 человек. Опережающими темпами провели электричество, и до конца июня перед подрядчиком стоит задача полностью закончить второй этаж. К октябрю предстоит завершить этот объект в полном объеме.
Также перезагрузили стройку больницы в Урае. Подрядчик бездействовал на месте. Работы не велись. На данный момент работают не менее 60 человек. Это первый шаг в направлении того, чтобы сократить сроки строительства и не допускать затягивания.
— Вы внедрили какие-то новые подходы к работе?
— Каждый объект индивидуален, и задача властей — быть максимально вовлеченными, небезучастными, не перекладывать ответственность только на подрядчика. Хотя это идеальная модель, и люди, которые берут на себя ответственность, должны сами все выполнять. Но если этого не происходит, безучастно смотреть со стороны мы не имеем права. Это мой принцип. Я практически ежедневно отслеживаю ситуацию по сложным объектам. Нельзя допускать, чтобы мы боролись с последствиями. Нужно правильно распределять силы и работать на опережение. У нас жесткая позиция к подрядчикам, спуску им точно не будет.
Мы всем даем возможность даже на сорванных объектах исправить ситуацию, но определяем на это конкретное время, помогаем. Если нет действий — путь один: расторжение контракта и внесение в реестр недобросовестных подрядчиков. Региону нужны «крепкие» партнеры, люди, которые берут на себя ответственность. Я готов брать на себя ответственность и такого же отношения требую со стороны исполнителей. Думаю, с такими подходами в ближайшее время сформируется пул добросовестных организаций по реконструкции и строительству всех объектов.
Нам удалось выстроить эффективное межведомственное взаимодействие. Мы существенно сократили сроки прохождения различных согласований — снизили административные барьеры. Вовлекли абсолютно всех глав в процесс строительства независимо от того, окружной это объект или муниципальный. Люди, которые работают на местах, должны принимать активное участие в создании инфраструктуры для жителей своего муниципалитета. Если раньше главы не всегда могли участвовать в контроле, то сегодня это их ответственность.
— В чем миссия нового департамента пространственного развития и архитектуры?
— Миссия департамента — улучшить качество жизни людей. Его задача — работа с документами территориального планирования, градостроительной документацией, разработка регламентирующих документов, концепций развития территорий, архитектура, в том числе комплексные и концептуальные работы — от мощения и цветочного оформления до торгового уровня зданий, от фасадов до визуального восприятия целостной архитектурной среды города. Свет, цвет, фасады, арт-объекты, малые архитектурные формы, знаки адресации, информация и инфографика — все средовые элементы должны работать для комфорта и безопасности жителей.
Речь идет о градостроительной политике, архитектурном облике территорий, разработке и внедрении дизайн-кода, который включает в себя полный комплекс и комфортной городской среды, и комплексного развития территорий.
Если уйти от профессиональных терминов и ответить на вопрос, что изменится в жизни людей, —городской уют, озеленение, комфортный вход и выход из дома, дорожки, свет — таких значимых «мелочей» очень много. И все это очень важно.
В идеале мы должны создать или переформатировать наши города так, чтобы человек в 15-минутной шаговой доступности мог получить все социальные блага. Дом, работа, магазин, библиотека, культурные центры должны быть на комфортном расстоянии. Сегодня процессы глобализации активизируются и города конкурируют между собой за человеческий капитал. Люди вправе выбирать, где им жить и трудиться. Наши города должны быть конкурентоспособными по качеству жизни. Мы должны создать для людей условия, чтобы привлечь их сюда жить, удержать, обеспечить необходимой инфраструктурой, дать возможность строить планы на будущее, комфортно жить и работать, развивать новые сферы экономики. Необходимо спланировать, наполнить смыслом и задать тенденции надолго каждому городу. Нужно прилагать максимальные усилия и делать все возможное для развития территорий сегодня, конечно, концентрируясь на ближайшей перспективе и думая о будущем.
Необходимо в любой экономической ситуации и состоянии бюджета этим заниматься, и подход должен быть комплексным.
Кстати
Недавно Азат Ислаев победил в конкурсе управленцев «Лидеры России». Все суперфиналисты получили образовательный грант на миллион рублей. Наставниками победителей станут выдающиеся управленцы страны.
— Я нестандартный участник конкурса «Лидеры России», немножко двоечник, потому что не готовился к конкурсу, а заявку на участие отправил буквально за несколько минут до окончания приема. Для меня «Лидеры России» — это возможность испытать себя и узнать, насколько ты конкурентоспособен среди лучших управленцев страны. Я вошел в проект вице-мэром Владивостока и после победы в финальных треках понял, что готов к новому этапу в карьере управленца. Это и произошло в процессе конкурса — меня назначили заместителем губернатора Югры. Дальше самый масштабный вызов в профессиональном плане, и я приложу максимум усилий в решении поставленных задач.
Опубликованных комментариев пока нет.