Вступил в силу новый федеральный закон №167-ФЗ «О противодействии хищению денежных средств». Теперь кредитные организации обязаны вести работу по защите средств клиентов от кибермошенников, отчитываться перед Банком России о зафиксированных кибератаках и возвращать украденные деньги.
С ростом популярности банковских карт и электронных средств платежа (он-лайн банк, терминалы оплаты услуг и т.д.) растет и активность мошенников. В 2017 году в результате несанкционированных операций со счетов граждан было похищено около 1 млрд. рублей, в первом полугодии 2018 г. – уже около 700 млн. рублей. Цель нового закона – защитить деньги клиентов от кибермошенников. Теперь все банки в обязательном порядке должны вести работу по антифроду, т.е. противодействию кибермошенничеству, и сообщать в Банк России о хакерских атаках в отношении как физических, так и юридических лиц, а также, на какую сумму покушались злоумышленники, какую сумму удалось похитить, какую удалось сохранить, и главное – какую сумму в итоге удалось вернуть клиенту.
Важный момент: закон обязывает банки возвращать клиенту деньги, похищенные в результате несанкционированного списания, если клиент сам не сообщал мошенникам свои персональные данные, необходимые для хищения. Также документ определяет действия банков при выявлении подозрительной операции, совершаемой от имени клиента. По новому закону банк может до списания средств со счета клиента приостановить исполнение подозрительной операции на срок не более двух рабочих дней. Затем банк должен немедленно связаться с клиентом, чтобы подтвердить такую операцию. Никаких длительных процедур разблокировок и проверок законом не предусмотрено. Клиент просто должен подтвердить своё согласие способом, определенным в договоре с банком. Поэтому, чтобы избежать неудобств, лучше всегда оставаться на связи, особенно за границей.
Если клиент подтвердил операцию – банк незамедлительно продолжает исполнение платежа. Если же связаться с клиентом не удалось, банк должен исполнить операцию по истечении двух рабочих дней после совершения всех описанных действий.
При этом блокировка карты или средств не производится. Речь идет о приостановке именно подозрительной платежной операции до получения подтверждения от клиента. Банк может заблокировать и банковскую карту (или он-лайн банк), но для этого нужны серьезные основания – как правило, заявление клиента или нарушение условий договора. Чтобы избежать проблем, необходимо предупредить банк о предстоящей поездке за границу или другой нетипичной операции, например, о переводе необычно крупной суммы.
Для справки
Признаки или критерии подозрительности операции определяются по многим параметрам. Например, по одной и той же карте расплачиваются в отдаленных друг от друга местах через короткий промежуток времени. Другие примеры – необычная для клиента сумма транзакции, множество переводов с одной карты на другие счета, причем одновременно и на большие суммы. Для банка это повод задуматься о том, что операция совершается без согласия клиента.
Банк России, с учетом информации, полученной от банков, формирует базовый набор критериев подозрительных операций и публикует его на своем официальном сайте.
Совет: Чтобы уберечь себя от мошенничества, никогда не сообщайте незнакомым людям данные своей карты (ее номер, коды, срок действия, кодовое слово и т.д.), даже если они представляются работниками банка или госструктур. Если вас под любым предлогом просят сообщить данные о вашей банковской карте – это мошенники. Банк никогда не запрашивает такую информацию.
Если Вам предлагают какие-то призы, выплаты, компенсации, сообщают о блокировке карты или ошибочном списании денег, а затем предлагают помочь решить эту проблему, проявите бдительность и не забывайте, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. При любых сомнениях обязательно перезвоните в свой банк по телефону, указанному на оборотной стороне вашей карты, и уточните ситуацию.
Опубликованных комментариев пока нет.