Когда мы приходим в храм, нас поневоле охватывает душевное волнение, трепет, желание плакать легкими слезами и чувство освобождения от земных печалей и бед. Словно попадаешь в другое измерение, где есть покой и тишина. Таинственный сумрак храма, мерцающие свечи, печальные, проникающие в душу глаза на ликах святых, благозвучные песнопения, запах ладана...
И всем этим неземным великолепием незримо управляет Господь - конечно, через священника. Стать священнослужителем не так-то просто. Для этого не существует никаких барьеров, но есть одно главное условие - глубокая вера, то, без чего невозможно служить Богу и людям. Поэтому священник должен быть человеком авторитетным, иметь безграничное терпение, силу убеждения, уметь сопереживать и приводить людей к вере. Именно такими редкими качествами обладает иерей Николай Силин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что в микрорайоне нефтяников.
Откуда пошел род Силиных
Первые Силины - казаки - появились на Сургутском Севере еще во времена Ермака, ну, может, чуть позднее. Прапрадед отца Николая - Михаил Силин - был купец: торговал «мягкой рухлядью» - пушниной, а еще рыбой, мясом оленьим, орехом кедровым и прочими дарами изобильного края. У него был дом в Сургуте, где он жил, а еще один в Тобольске, куда он привозил свои товары, как только устанавливался санный путь.
Дед отца Николая, которого все звали дядя Петя-медвежатник, влюбился в каторжанку. С каторжанами запрещалось даже общаться, а Петр пошел против воли отца ради суженой, женился на ней и уехал на остров Банный, что на высоченном берегу Оби, километрах в тридцати от Сургута. Банный тогда окружала густая тайга, и молодую семью донимали медведи. Вот Петр - здоровый, крепкий мужчина - за один только сезон убил десятка три этих свирепых хищников. Обширнейшие угодья - охотничьи, рыбные, сенокосные - позволяли жить безбедно и даже приторговывать главе семьи, у которого народилось 12 детей.
Как-то Петр поспорил с купцами, что сможет втащить на крутояр мельничный жернов, и выиграл спор. Однако вскоре заболел и скончался. Подросшие сыновья разобрали отцовский дом и спустили его по Оби до Сургута, где бревна выловили и поставили дом заново. Там он и стоял до той поры, пока не снесли Старый Сургут подчистую - уже при советской власти.
Иван Петрович Силин, один из сыновей Петра-медвежатника и отец Николая Силина, всю жизнь проработал в Сургутском леспромхозе водителем, имел большую семью, однако рано потерял свою верную спутницу-жену. Потому и женился второй раз на овдовевшей сургутянке Марии Пономаревой, у которой были свои дети.
После окончания школы Николай Силин поступил в Сургутский нефтяной техникум, получил профессию техника-нефтяника. Служил в армии, в погранвойсках. Вернулся в родное УБР-2, в бригаду Юрия Гертнера, что разбуривала Солкинское месторождение. Бездорожье, вахтенный метод работы - семья практически не видела дома отца и мужа.
Десять лет пролетели, как один день. В непростые 1990-е получил приглашение поработать на Сургутском заводе стабилизации конденсата. Нашлось время для продолжения учебы - теперь уже в Тюменском нефтегазовом университете по профессии «экономика и управление в отраслях ТЭКа».
Выбор пути
С возрождением Русской Православной Церкви в 80-х годах прошлого века Николай Силин принял крещение вместе с огромным числом сургутян, окрещенных первым священником города протоиереем Виктором Райшем. В конце 1997 года настоятелем Никольского храма в Сургуте стал отец Зосима (сегодня - архимандрит, духовник Тобольско-Тюменской епархии). Он-то на исповеди вполне убежденно и сказал кающемуся Николаю Силину: тебе нужно идти в духовную семинарию, получать православное образование, служить матушке Церкви. Если не пойдешь в семинарию - погибнешь.
- Так же мне сказала и матушка моя будущая - Людмила Вениаминовна, - вспоминает отец Николай. - Сделай так, как тебе велел отец Зосима. Вскоре на собрании Свято-Никольского прихода меня избрали казначеем.
В возрасте 34 лет поехал поступать в семинарию, где желающих учиться было пять человек на место. И когда заочно учился в Тобольске, заинтересовался своей родословной. Оказалось, в роду Силиных было немало священнослужителей, дьяконов, пономарей. Даже был священник Силин, благочинный Сургутского уезда, занимавшего на протяжении столетий свыше двухсот тысяч квадратных километров - площадь какого-нибудь европейского государства средней руки.
Забегая вперед, скажу: и вся семья нынешних Силиных пришла к вере. Последовал примеру отца сын Никита (тезка журналиста «СТ», - прим. ред.). Сегодня иерей, помощник благочинного, преподаватель Коломенской семинарии Никита Силин служит под начальством известного протоиерея Валерьяна Кречетова, который является духовником Московской епархии и настоятелем Покровского храма. Дочь Юлия, юрист по образованию, вышла замуж за сургутского священника Артемия, который по направлению епархии служит в храме поселка Нижнесортымского.
В 2004 году Николая Силина рукоположили - то есть посвятили - в священники. 14 лет он служил в Никольском приходе. Много событий, много работы - и физической, и духовной. Непростым оказалось и строительство Никольского храма в Сургуте, продолжавшееся около десяти лет.
Православным приходам на Севере остро не хватало священнослужителей, и приходилось вести службы в разных храмах Сургута, прежде всего в Преображенском. Исповедь шла до двенадцати - до часу ночи. Храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» также был приписным, то есть приписанным к Преображенскому, и «своего» настоятеля в нем не было. Отцу Николаю нередко приходилось вести службы в этом небольшом храме.
Поэтому назначение настоятелем храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» отец Николай воспринял как должное.
Священник - как военный офицер: служит там, куда его посылает Церковь.
Живое слово пастыря
Живое слово пастыря значит для людей так же много, как во времена апостолов и великих проповедников. Вот что рассказывает о священнослужении сам отец Николай:
- Накануне воскресных и праздничных дней я служу всенощную, начинается она в 17 часов, идет примерно два - два с половиной часа. После всенощной - исповедь, исповедоваться в обычные воскресные дни приходят человек 50-100, а перед великими праздниками - в разы больше. Утренние часы начинаются в восемь, затем - литургия. Ежедневно служатся молебны, акафисты, лития об упокоении.
Отец Николай признается, что для него очень важно не делать ошибок в ходе службы. Малейшая ошибка при чтении канонов, акафистов, Библии, молитв приносит острое чувство огорчения и долго помнится.
- Ведь Господа славим! - говорит настоятель. - Каждая служба - нелегкая, но радостная работа. Конечно, со временем приобретается уверенность, но страх - он все равно остается. Поэтому-то с каждым днем мера ответственности возрастает. Одновременно усугубляется и понимание того, что ты должен иметь обширный запас знаний и духовного опыта, чтобы соответствовать своему званию.
Однако Богослужение - только верхушка айсберга, 80 с лишним процентов занятости - это работа с людьми. Священник помогает им принимать правильные решения в трудную минуту, отпускает грехи, приводит к вере, подает благословление...
- В некоторых случаях, - делится отец Николай, - сам удивляюсь, как я могу помочь и поддержать человека, ведь приходят люди разного возраста и с разными ситуациями. Чем больше человек отягощен грехами, тем больше моя к нему любовь и жалость. Но, знаете, иногда человеку и говорить ничего не нужно, он хочет, чтобы его просто выслушали. Этого бывает достаточно, чтобы человек выходил из храма с лицом омытым слезами, с чувством, что с ним разделили и горе, и радость.
А еще отец Николай - настоятель строящегося храма Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии, стены которого за один только год выросли до самой крыши. Не говоря уже о воскресной школе на 120 учащихся, о громадной работе прихода по развитию в школах Сургута программы «Истоки», ориентированной на систематизацию знаний об
отечественном культурном и духовно-нравственном опыте. И многое-многое другое - доброе и полезное - совершают прихожане во главе со своим священством. Силы на все дает Господь.
Опубликованных комментариев пока нет.