×
Культура
0

Белый бисер и обской колорит: искусствовед рассказала о hand made хантов и манси

В этом году 25-летний юбилей празднует Союз мастеров коренных народов Югры, который изучает декоративно-прикладное искусство ханты и манси. Член правления союза, искусствовед Наталья Федорова рассказала нам, где обские угры применяли свои изделия из бисера и какое значение имеют замысловатые узоры.

– Обские угры славятся своим декоративно-прикладным искусством. Где чаще всего используют украшения из бисера?
– Изделия из бисера – это в первую очередь нагрудные украшения, предметы, входящие в ансамбль костюма. С одной стороны, изделия являются завершением костюма, а с другой – это сложившиеся орнаментальные традиции. Украшения из бисера начинают правильно работать, только когда они связываются со всем ансамблем того же орнамента. Сочетание – важное условие создание костюмов, без него все украшения перестают быть гармоничными.

– Насколько популярно было декоративно-прикладное искусство у обских угров?
– Изделия из бисера очень разнообразны на нашей территории. Это живое искусство, и в силу цветности и декоративности самого материала изделия из бисера являются ярким элементом культуры.
На каждой территории обских угров есть свои особенности в зависимости от локальных групп: различия по форме изделия, по орнаментике, по колориту. Такое разнообразие связано с территориальным членением.

У восточных ханты превалируют более строгие и традиционные тона, зеленый фигурирует очень активно. У манси, наоборот, более яркие тона, можно встретить оранжевый. Надо сказать, что, несмотря на все территориальные различия, основа изделий – белый бисер, который обычно остается незаметным. Это можно сравнить с работой художника, который создает картину на белом холсте.

– Откуда мастера брали материал?
– Бисер активно начал появляться начиная с XVII–XVIII веков, когда у обских угров установились активные связи с другими территориями. Материал привозился восточными торговыми путями, а позже открылись и западные торговые пути, пролегающие через русские территории. До этого основным материалом был природный – мех и ровдуга. К бисеру местные традиции адаптировались. Новый декоративный материал только дополнил уже сложившийся геометрический орнамент.

– Декоративно прикладным искусством занимались исключительно женщины?
 

– В любом искусстве всех народов было естественное разделение. Мужчины работали с деревом, а женщины занимались бытом. Хозяйке нужно было сшить костюм не только на себя, но и на всю семью. Костюм включает себя не только одежду, но также обувь и головные уборы, которые нужно менять в каждое время года.

– Все ли женщины осваивали рукоделие?
– В традиционной среде декоративно-прикладному искусству учили с детства. Работает мама, а рядом с ней – дочь. По-другому быть просто не могло. В этнической среде женщина без костюма будет ощущать себя белой вороной. Интересно заметить, что, когда женщина приезжала из другого поселения, ей приходилось менять свою традицию шитья костюма. Это связано с тем, что орнаменты у каждого поселения разные. Орнамент у обских угров можно сравнить с языком, который везде имеет свои диалекты, и по нему можно отследить территориальную принадлежность человека.

Диалект изменить можно, а язык – нет. В такой же зависимости орнамент работает с узором. Каждый узор имел свое название, в него вкладывалось все мировоззрение обских угров. Названием у узоров всегда выступало самое главное. Это могли быть мифологические существа, животные или природа. Можно сказать, что узоры сакральны и поэтому менять их ни в коем случае нельзя, а варьирование дает возможность творчества.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии