×
Общество
0

Без науки и детектива не напишешь

Нижневартовские школьники на фестивале "Я люблю науку" добывали медь и обезвреживали воду.


Загадочно улыбаясь, лектор щелкнул большой зажигалкой, и кисть руки его ярко вспыхнула на глазах у публики. Зал ахнул, а лектор потушил пламя, окунув в ведро с водой, и продемонстрировал кисть: огонь не то что ожога не оставил, но не спалил ни одного волоска.

Зал зааплодировал, лектор же - сотрудник лаборатории физики Московского политехнического музея, научный сотрудник кафедры магнетизма физического факультета МГУ Юрий Михайловский - принялся объяснять законы физики, благодаря которым он не пострадал. Ведь все происходящее - не мистификация, а фестиваль «Я люблю науку», который прошел в трех образовательных организациях Нижневартовска.

Со звоном разбивалась роза!

Дело в том, что горела собственно не рука, а мыльная пена, наполненная пропан-бутаном, а до того, как обмакнуть руку в пену, Юрий Михайловский опустил кисть руки в воду на мгновение. Участники фестиваля «Я люблю науку» - те, что постарше, тут же догадались: «У воды высокая теплоемкость, нужно много времени, чтоб ее нагреть». Тему «Теплоемкость» на уроках физики проходят в восьмом классе, наверняка многие лирики на уроках зевают: зачем так много скучной информации о природе вещей? Однако сегодня в нижневартовском лицее на представлении «Театра физики» ответ был найден и показан: человеку не выжить без науки.

В Год детства в Югре проводится множество мероприятий, направленных на развитие детей. Фестиваль организован в Нижневартовске впервые при поддержке компании «Сибур» в рамках благотворительной программы «Формула хороших дел».

– Нам очень важно вызвать интерес к науке, ко всему новому, к приобретению знаний, - сказал, открывая фестиваль, советник генерального директора АО «СибурТюменьГаз» по связям с общественностью Сергей Виноходов. – В нашей отрасли нужны грамотные, заинтересованные в новых технологиях специалисты. Мы хотим стимулировать профессиональный интерес к химии, к науке, без которой стране сложно будет преодолеть экономический кризис.

Мотивирующее значение фестиваля отметила и начальник отдела общего образования департамента образования администрации Нижневартовска Алсу Гайфуллина. По ее словам, подобные программы позволяют школьникам выйти за рамки учебной программы.

Нижневартовский лицей, куда мы заглянули в этот день, превратился в научный центр с несколькими лабораториями. В школьном актовом зале на сцене священнодействовал Юрий Михайловский. Он приглашал ребят принять участие в импровизации, в которой живая роза, замороженная за несколько секунд в жидком азоте, красиво и непоправимо, словно хрустальная, разбивалась в самый драматичный момент мини-спектакля. Лектор разоблачал мифы, опуская руку в таз с водой, где жужжал включенный фен. «Все врут в детективах про убийства с помощью фена!» - вздыхала радостно аудитория. И прикасался к молнии, добытой из трансформатора Тесла. Однако все его зрелищные фокусы лишь иллюстрировали законы физики, которые Юрий Михайловский интересно и понятно объяснял залу, где собрались ребята с первого по одиннадцатый класс.

Материализованная математика

В спортивном зале из фанерных деталей разной геометрической формы вырастал на глазах огромный купол. Ребята, ползающие по полу, азартно подбирали нужные детали, чтобы купол приобретал объем. Отвлечь от этого занятия их было решительно невозможно.

- Что вы делаете? – удивлялась я тому, как манипуляции с интересным конструктором связаны с математикой.

- Мы работаем в трехмерном пространстве, - неожиданно серьезно ответила ученица одиннадцатого физико-математического класса Ольга Малеева. - Мне было тяжело понять стереометрию, когда она только начиналась в школе. С таким конструктором это сделать намного проще.

- Можно сказать, что это материализованная геометрия, - объясняет ученик десятого физико-математического класса лицея Дмитрий Шараев. Он волонтер и, по его словам, помогает собрать самоупирающуюся конструкцию из треугольников, шестиугольников и квадратов ребятам помладше. - Для того чтобы построить конструкцию, нужны знания геометрии и стереометрии. У младшеклассников таких знаний нет, однако в процессе игры их можно как раз приобрести, - рассказывает
Дмитрий. - Не всегда нужно идти от теории, иногда можно и наоборот. Это очень интересно и конструктивно. Ребенок улучшает не просто моторику, но и развивает мышление, лучше понимая, как строятся дома, например.

Руководитель лаборатории математики Политехнического музея Евгений Ширяев пригласил учителей и родителей на лекцию, в ходе которой были представлены интерактивные модели - фактически наглядные математические утверждения. По мнению Евгения Ширяева, многие такие модели могут стать частью технического оснащения кабинета математики, и сделать их могут сами ученики!

О том, почему математика нужна в авиации, узнали школьники с седьмого по одиннадцатый класс. Старшеклассники также рассматривали вместе с Евгением Ширяевым, в каких еще сферах жизни работают такие, казалось бы, бесполезные ныне теоремы и утверждения.

Всем хотелось похимичить

Несколько тысяч лет ушло у древних египтян на изготовление медного зеркала. Мой девятилетний сын, работая в химической лаборатории, расположившейся прямо в рекреации лицея, за несколько минут справился с этой задачей, нанеся на пробирку с помощью медного купороса зеркальное покрытие. Не подвела четкая пошаговая инструкция, которая нашлась вместе с пробирками и реактивами в специальном контейнере. По словам создателя проекта «Умная Москва», популяризатора науки Михаила Каптюга, для детей организаторы заготовили 80 таких контейнеров.

- Мы разработали совершенно новый формат химических опытов, - рассказал Михаил Каптюг. – И приготовили все, чтобы пятнадцать разных опытов могли провести ученики разных классов.

Им помогали одиннадцати-классники химико-биологического класса лицея.

- Осторожно, серная кислота опасна, направляй пробирку от себя, - инструктирует Артем Ерошенко своего подопечного-пятиклашку.

В этот день ребятам удалось синтезировать сложные эфиры, сделать медное зеркало, отделить в веществе жиры, белки и углеводы, обезвредить воду - с помощью химических и физических методов, добыть медь.

Для того чтобы родители не завидовали за спинами детей, им на фестивале тоже нашли занятие. Они слушали лекцию о нобелевских открытиях, смотрели научно-популярные фильмы о зарождении жизни на планете и о тайной жизни материалов.

Почему организаторам показалось это важным?

- Бесполезно воспитывать детей, дети все равно будут похожи на родителей, поэтому воспитывайте себя! - этим известным изречением Михаил Каптюг объяснил свою позицию. - Если родители не понимают, не любят науку, то бесполезно заинтересовывать детей. Сегодня ребенок прибежит с горящими глазами и скажет: «Мама, а ты знаешь, что хлорофилл можно выделить из любой растительной клетки?!», а мама останется безразличной, и ценность знания тут же потеряется. Мы надеемся создать в семьях среду, более восприимчивую ко всему новому, интересному.

Между тем дети сметали лабораторный инвентарь: их наградили своеобразным шопингом, заработанные в лаборатории баллы можно было обменять на пробирки, колбы, реактивы. Родители смотрели на этот ажиотаж широкими от изумления глазами, ведь такого они наверняка никогда не видели в лучшем магазине игрушек. И прикидывали, как будут использоваться дома пробирки и колбы, а также новые знания по химии. Думаю, они теперь накупят книжек для того, чтобы контролировать ситуацию, и вопрос про хлорофилл впредь без внимания не оставят.

Теги статьи: #Театр физики #СИБУР

Автор текста: Гуля Бессонова   Автор фото: Юлия Панова

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии