Этот мультфильм создан 11-летним мальчиком с расстройством аутистического спектра. В нем ребенок попытался рассказать о том, как он чувствует себя, и о том, что его мир спрятан в коробке - невзрачной снаружи, но яркой и радужной внутри.
Мультфильм получился глубокий и трогательный, позволяющий понять внутренний мир необычного ребенка.
От кабинета к кабинету
2 апреля отмечался Всероссийский день распространения информации об аутизме. Еще пару десятилетий назад люди не знали такого диагноза, а сегодня с особенными детьми работают психологи, дефектологи, педагоги, призванные научить их уживаться в большом и зачастую дискомфортном для них мире.
- У нас много времени уделяется инклюзивному обучению, - рассказала заведующая центром комплексного психолого-педагогического сопровождения Нижневартовской общеобразовательной санаторной школы Наталья Карсакова. – И не только в общеобразовательном процессе. Сейчас мы проводим с детьми коррекционные курсы, обучающие их социально-бытовым навыкам, будь то приготовление несложных блюд, уборка в помещении или способность позаботиться о своем внешнем виде. Эти курсы проводятся совместно с обычными детьми, чтобы, помимо прочего, вырабатывались навыки социального общения.
Так, мы стали свидетелями того, как дети увлеченно занимались стряпней, охотно помогая друг другу.
- Это важно: научить наших детей обращаться за помощью и предлагать помощь, - пояснила дефектолог Наталья Гайдушенко. - Каждый шаг в этом направлении подразумевает большую работу. Ждем от родителей, чтобы они закрепляли полученные в школе навыки самообслуживания дома, ведь рано или поздно этим детям предстоит жить самостоятельно и нужно, чтобы они умели о себе позаботиться. Сейчас каждый этап сопровождается алгоритмом действия. Так, от кабинета к кабинету дети передвигаются с личным расписанием, на котором размещены фотографии педагогов, чтобы знать, в какой кабинет и к какому специалисту им сейчас нужно идти. Для большинства из них очень важна определенность в действиях, которая им необходима в жизни.
Победить страх
Много времени уделяется и работе за пределами школы. Например, на базе спортивной школы олимпийского резерва для детей с расстройством аутистического спектра действует спортивная секция легкой атлетики, которую ведет тренер по адаптивному виду спорта.
- Поначалу им было сложно выходить за пределы дома и школы, где все знакомо, приспособлено к их восприятию окружающего, - отмечает Наталья Дмитриевна . - Но сейчас они вполне самостоятельно перемещаются по спорткомплексу, например, в раздевалке могут переодеться без помощи тьютера наравне с другими детьми.
Спектакли и концерты - также неотъемлемая часть жизни детей. Они охотно демонстрируют со сцены свои способности, с удовольствием смотрят выступления приглашенных гостей.
- Со второго класса мы начинаем включать детей с аутизмом в общеобразовательные классы, - продолжает рассказ директор. - Поначалу только на те предметы, по которым у них наиболее успешно проходит обучение. Постепенно увеличиваем время пребывания детей среди ровесников. Этому хорошо помогают занятия на коррекционных курсах - ребята уже знают друг друга, им легче находиться в обществе сверстников. В будущем кому-то из них предстоит переход на домашнее обучение, но многим придется идти в обычную школу. И маленькие люди мужественно борются со своими страхами, преодолевают внутренние препятствия, стараются принять окружающий мир и людей. Им это удается. В средней школе учится мальчик, у которого было сложное расстройство аутистического спектра. Но тот, кто не знает, сколько времени и сил было положено на его социализацию, вряд ли сегодня навскидку сумеет определить, что он не похож на других.
- Большую роль играет помощь родителей, - отмечает Наталья Дмитриевна. - Если мы хотим добиться реальных успехов, то школа и семья должны работать в едином направлении.
Я могу
- В общении с нашими детьми не нужно длинных монологов, - добавляет мама одного из учеников. - Все требования должны быть изложены коротко, четко и, что немаловажно, последовательно.
Сегодня Нижневартовска общеобразовательная санаторная школа участвует в конкурсах и фестивалях, регулярно занимая призовые места. Так, в 2019 году один из учеников стал лауреатом Международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу». Именно он создал мультфильм «Коробка». Кстати, мультстудия - одно из новшеств школы. Здесь каждому находится занятие: кто-то пишет сценарии, кто-то рисует или лепит, кто-то озвучивает мультфильм. И это еще один вид деятельности, помогающий детям расширить свой кругозор. Автор «Коробки» уже в сентябре отправится в общеобразовательную школу.
Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа стала победительницей регионального конкурса в 2020 году, заняв 3-е место среди организаций, предоставляющих услуги детям с РАС. Учитель-дефектолог Наталья Гайдушенко стала победителем I регионального этапа и успешно представила свой опыт на II Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России - 2019» в Москве. Ежегодно педагоги принимают участие во Всероссийском фестивале «Люди, как люди», приуроченном к Всемирному дню распространения информации о проблемах аутизма.
- К сожалению, число детей с РАС сегодня растет, - отметила директор школы. - Если в этом году у нас было 37 учеников, то уже в следующем году их число увеличится до 41.
Аутизм называют болезнью цивилизации. По данным ВОЗ, количество детей с этим диагнозом растет на 13% в год. И очень важно, чтобы рядом с такими детьми оказались профессиональные педагоги, готовые помочь им адаптироваться в социуме.
Опубликованных комментариев пока нет.