Последние новости

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

21:15

Президент Путин по вопросу возврата смертной казни высказывался однозначно

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

21:09

В Югре 16-летний подросток ответит за ложное сообщение об акте терроризма

20:37

СКР: исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле» финансировали с Украины

19:47

Школьник из Сургута выиграл конкурс по истории пожарной охраны России

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

18:35

В Югре в ходе профилактического рейда выявили 76 незаконно находящихся мигрантов

18:19

В Югре запустили бесплатный цифровой гид для туристов

17:50

В ЮГУ стартовал финал кейс-чемпионата «#Я_НЕФТЯНИК»

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости

«Билет в будущее» для регионов

Какой будет система образования в России? Почему все школьники должны перейти на «пятидневку»? Чем Югра выделяется среди других субъектов Федерации? Об этом и многом другом шла речь в Москве на встрече министра просвещения РФ Ольги Васильевой с журналистами из разных регионов, в том числе и нашего округа.

О хорошем
Беседа с министром прошла в доброжелательной атмосфере: прозвучали вопросы-ответы, пожелания и, конечно, критика.
– В работе журналистов сегодня важны этика и профессионализм. Вопросы образования и просвещения затрагивают огромное количество людей. Мы часто сталкиваемся с тем, что СМИ перестали освещать позитивные новости, сконцентрировавшись на негативе, который «мусолится» сутками, – высказалась Ольга Юрьевна. – Со времен фильма Станислава Ростоцкого («Доживем до понедельника») в России вышли одна позитивная кинолента о школе и одна – о роли учителя. Понимаю, что время диктует свои правила, но говорить о хорошем – важно и нужно.
Как рассказала Ольга Васильева, в приоритетном проекте «Образование» президент выделил две задачи: конкурентоспособность российского школьника (система общего образования РФ должна войти в топ-10 лучших в мире) и воспитание детей на основе наших культурно-нравственных ценностей.
– Международные исследования показывают, что отечественная начальная школа – одна из лучших, после идут Финляндия, Сингапур, Гонконг. Среди оцениваемых критериев – грамотность, математические и естественно-научные знания, – пояснила министр. – Но в старших классах ситуация совсем другая. Здесь мы на 36-м месте (в 1986 году были на первом). Оказывается, к девятому классу наши ребята не могут, прочитав текст, понять его содержание и пересказать в нескольких тезисах. Сегодня 23 процента населения страны не владеют функциональным чтением. Эту ситуацию нужно переломить.

О будущем
– Мы входим в новую информационную эпоху, с новыми правилами, системой взаимоотношений, технологиями. Должны ли уроки медиаграмотности стать обязательными предметами в школе? (Самара)
– Мы думаем об этом, и последние события показывают, что даже немного опаздываем. В нацпроекте «Образование» заложены значительные средства на кибер-безопасность детей. Большая часть этого курса сейчас дается на уроках ОБЖ. Кроме того, у нас есть работающая система, способная в соцсетях выявлять подростков из группы риска по разным параметрам. Но нет правовых полномочий на последующую работу с детьми.
Разговоры об изменении законодательства ведутся на уровне Госдумы, поддержку мы получаем. В будущем медиаграмотность должна перерасти в масштабную работу. Предстоит понять, сколько часов в неделю необходимо выделить на кибербезопасность и как преподавать этот предмет, в конце концов, речь идет о некой гигиене. Но пока мы действуем именно в рамках ОБЖ.
– В столице очень развита система профориентации: сначала дети проходят психологическое тестирование, отвечая на 175 вопросов, и получают подробное описание своего психотипа, а затем посещают различные предприятия из «перечня мечты». Что-то подобное будет в регионах? (Москва)
– Сегодня стартует большой образовательный проект «Билет в будущее», он касается профориентации школьников шестых-
одиннадцатых классов. Причем с очень хорошим финансированием – субъектам РФ ежегодно будет выделяться 1 миллиард 200 миллионов рублей. Сейчас в проекте участвует 21 регион. В результате более 100 тысяч школьников через разные формы смогут выбрать путь в жизни. В дальнейшем «Билет в будущее» получат все без исключения регионы.
Еще отмечу проект «ПроеКТОриЯ» – видеоуроки, посвященные профессиям будущего. У каждого из них более 10 миллионов просмотров. Первый урок открыл президент, а в последующем мы приглашали на занятия ученых, практиков, бизнесменов, политиков. Уроки проходят в открытой студии с видеотрансляцией на всю страну и получают большой отклик.
Думаю, этот опыт в «облегченном» варианте нужно транслировать во все регионы нашей страны. Ведь будущее за средним специальным образованием, ежегодно в эти учебные заведения приходит на 10 тысяч ребят больше, чем это было 3–4 года назад. И если пока среднее специальное образование позволяет, минуя ЕГЭ, поступить на второй-третий курсы в вузах, то скоро и это изменится. Сегодня идет разговор о том, чтобы ввести единый госэкзамен для тех, кто идет из колледжа в институт.
– В продолжение темы. Мир меняется быстро, и некоторые современные профессии завтра исчезнут. Не даст ли профориентация обратный эффект? (Курск)
– Непрерывное образование больше не пустой звук. Это данность. Я учусь всю жизнь, в последний раз оканчивала вуз, когда мне было 47 лет. Будучи профессором, как все, 3,5 года просидела за партой.
Мне кажется, что задача школы – прежде всего помогать ученикам пробовать свои силы в любых направлениях. В шестом классе невероятно сложно понять, кем ты хочешь стать. Да и в 17–18 лет ситуация такая же. Ведь если ты в 17 лет не мечтаешь покорить мир, то когда ты мечтаешь вообще? Подростки лишены прагматизма.
Если говорить о взрослых людях, то онлайн-курсы стали отличным учебным инструментом. Сегодня на государственной образовательной платформе каждый россиянин может пройти сертифицированные курсы повышения квалификации. Конечно, во многом мы сейчас перенимаем методы западных систем образования с их вечной переподготовкой, но если студент регионального вуза хочет пройти какой-то курс, например, в МФТИ и готов сдать зачет, то такая возможность у него есть.

О качественном
– По некоторым данным, подросток из Керчи пошел на массовое убийство, неправильно поняв Святое Писание. Скажите, будет ли трансформировано преподавание основ религиозных культур? (Ульяновск)
– Наше министерство и Религиозный совет России считают, что предмет должен развиваться. Но это культурологический курс, а не основы религиозного воспитания. Религиозное воспитание дается в семье, церквях и мечетях, а в школах мы просвещаем детей.
Считаю, все, что касается воспитания школьников, должно быть сделано качественно, – учебная литература, преподавание. Поэтому, думаю, учебники по «Основам религиозных культур и светской этики» будут переписаны.
– Переход на «пятидневку» – это инициатива сверху? (Екатеринбург)
– Нет. Сколько дней в неделю обучать детей, решают школы, таков закон «Об образовании». Но большая часть образовательных учреждений России в этом году перешла на «пятидневку», в том числе и в Московской области.
Лично я убеждена, что ребята до шестого-восьмого класса не должны учиться шесть дней в неделю. Они у нас перегружены, и это для меня большая загадка. Огромное количество элективных курсов (обязательные предметы, входящие в состав профиля) в школах не просчитаны и не оправданы. Мы – увлекающаяся страна и народ, которому хочется всего и сразу. Но в образовании необходим дозированный подход. В других странах, той же Финляндии, такого количества уроков и предметов нет. Там дается только то, что действительно необходимо. С другой стороны, гуманитарная составляющая российского образования всегда была шире, чем у других, и, думаю, это важно. Поэтому, глубоко убеждена, малыши должны отдыхать, а вот старшеклассники – на усмотрение администрации школ, где они готовятся к ЕГЭ.
– Решая проблему доступности дополнительного образования, Ханты-Мансийский округ пошел по пути персонифицированной сертификации. А как решается эта проблема в целом по России? (Ханты-Мансийск)
– Недавно была у вас в Ханты-Мансийске, в целом он произвел хорошее впечатление. Отмечу, что всего девять регионов РФ пошли по пути сертификатов на допобразование.
Сейчас в стране большая часть кружков и секций бесплатны. Если это не так, то прошу коллег из регионов сообщать об этом. Ведь мы – единственная страна в мире, которая вкладывает столько сил в развитие детей. Нашей системе дополнительного образования в этом году исполняется уже 100 лет – уникальный факт.
Важно, что еще недавно у нас охват дополнительным образованием был на уровне 76 процентов детей, к 2021 году мы достигнем планки в 85 процентов.
К вашему округу вопросов нет, но все родители должны понимать, что муниципалитет и регион оплачивают сегодня только образовательную программу и зарплаты педагогов. Остальные расходы восполняются за счет родительской платы. Повышать ее запредельно никто не может, а значит, финансирование пойдет за счет сертификата. Лично я именно за эту систему, которая дает возможность центрам допобразования зарабатывать, а родителям – выбирать между государственными и частными поставщиками услуг.

Цифры и факты
В современной системе образования России, которую курирует министерство просвещения: 26 миллионов детей и взрослых, 83 тысячи образовательных организаций, более 2 миллионов педагогов.
В 2018 году на финансирование этой сферы выделено 667 миллиардов рублей, что на 75 миллиардов больше, чем в прошлом.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

21:15

Президент Путин по вопросу возврата смертной казни высказывался однозначно

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

21:09

В Югре 16-летний подросток ответит за ложное сообщение об акте терроризма

20:37

СКР: исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле» финансировали с Украины

19:47

Школьник из Сургута выиграл конкурс по истории пожарной охраны России

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

18:35

В Югре в ходе профилактического рейда выявили 76 незаконно находящихся мигрантов

18:19

В Югре запустили бесплатный цифровой гид для туристов

17:50

В ЮГУ стартовал финал кейс-чемпионата «#Я_НЕФТЯНИК»

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости