×
Потребитель
0

Блогеры помогут полиции бороться с интернет-мошенниками

У меня зазвонил телефон. «Здравствуйте, вы такой-то такой-то? Я Арья Старк, сотрудница службы безопасности банка. Вы совершали сейчас перевод на три тысячи рублей в город Тюмень? Вы сообщали кому-нибудь номер своей карты? Сейчас вам нужно незамедлительно, срочно сказать мне номер вашей карты, чтобы я могла подать заявление о предотвращении мошеннических действий и отменить перевод!»


– Арья, как хорошо, что вы позвонили! Мы так переживали за вашу семью, сочувствовали вам, когда Ланнистеры казнили вашего отца, Эддарда Старка… Как вы? Держитесь? – спросил я девушку. Ответом мне были гудки… Мошенница бросила трубку. То, что она представилась персонажем очень популярного сериала «Игра престолов», говорит о безнаказанности и наглости виртуальных преступников.
Подобные звонки были в жизни многих наших сограждан. И к сожалению, не все смогли вовремя раскусить мошенников. Как бороться с такими преступлениями, защитить югорчан, их здоровье, деньги? Ответам на эти вопросы была посвящена диалоговая площадка «Профилактика дистанционных мошенничеств и краж безналичных денежных средств», которая состоялась в Ханты-Мансийске.

Особенности виртуальной преступности
Как правило, пути решения любой, даже самой сложной, проблемы можно найти во время мозгового штурма. Именно к такому приему и прибегли организаторы диалоговой площадки, чтобы отыскать точки соприкосновения самых разных структур, представителей различных общественных слоев, органов власти, бизнеса в борьбе с мошенниками в сфере IT.
Вопрос противодействия этому злу стоит очень остро. Как отметил первый заместитель губернатора Югры Алексей Шипилов, в прошлом году от дистанционных преступников в Ханты-Мансийском автономном округе пострадали свыше семи тысяч человек. Ущерб, который был нанесен людям, составил более полумиллиарда рублей.
Рост числа такого рода деяний – тенденция мировая и общероссийская. Во время пандемии актуальность проблемы возросла.
Как сообщили в пресс-службе УМВД по Югре, в 2020 году в округе отмечался рост хищений, совершенных с использованием IT-технологий, на 64,8 процента по сравнению с предыдущим годом (с 4 207 до 6 932). Их доля от числа всех зарегистрированных преступлений составила 34,6 процента. Раскрываемость дистанционных преступлений осталась на прежнем уровне – 6,9 процента. За январь – февраль 2021 года их зарегистрировано 736, ущерб превысил 81 миллион рублей.
Наибольшее число IT-преступлений от общего числа зарегистрированных в округе: в Сургуте – 1 801 (раскрыто 107), Нижневартовск – 1 363 (59), Ханты-Мансийск – 656, Нефтеюганск – 464 (13), Нягань – 303 (21).
Как сообщают правоохранители, низкая раскрываемость этого вида преступлений связана с тем, что для маскировки злоумышленники все чаще используют интернет-телефонию с подменой номера звонящего (8 800, 8 495, 8 499), что позволяет им оставаться анонимными. Преступники пользуются номерами реальных банков и финансовых организаций. Доля таких преступлений от общего числа зарегистрированных составляет 54,6 процента.
Полицейские рассказывают, что злоумышленники также используют программы, позволяющие получить удаленный доступ к внутренней информации на устройстве (файлам, приложениям «Мобильный банк»). Такие сервисы находятся в открытом доступе и устанавливаются на все операционные системы. Преступники через них переводят деньги на подконтрольные счета банков, расположенных на территории РФ или заграничных, а после полностью удаляют с устройств информацию, которая могла бы помочь в установлении личности злоумышленника.
В подавляющем большинстве случаев мошенники, чьими жертвами стали жители округа, находятся в других регионах России.

Схемы IT-преступлений
Мошенничество буйным цветом расцвело в нашей стране во время экономических реформ девяностых годов прошлого века. Все помнят финансовые пирамиды (кстати, некоторые такие организации существуют и сейчас), «лохотроны» в публичных местах. С появлением виртуальной среды преступники активно стали осваивать и «матрицу». Очень подробно о схемах таких деяний рассказал на диалоговой площадке психолог УМВД Леонид Субботин.
– Это вопросы, связанные с блокировкой денег на личном банковском счете, оформление потребительского кредита (это занимает буквально несколько минут), продажа, покупка каких-то предметов, услуг путем выставления объявлений на популярных интернет-площадках, – пояснил психолог. – Кроме того, это предоставление оригинальных услуг (в том числе и интима), приобретение запрещенных препаратов, вклад денежных средств в различные инвестиционные механизмы, получение несуществующих выигрышей, компенсация социальных программ, а также лживые сообщения о беде с родными либо о серьезном заболевании у близких.
Эти схемы многие знают, наша газета, например, регулярно пишет о них в рубрике «Потребитель». Но… югорчане продолжают отдавать деньги мошенникам. Почему?
Ответ на этот вопрос когда-то дал мне один опытный полицейский, оперуполномоченный:
– Преступник и его жертва связаны между собой. Жертва всегда притягивает злоумышленника, в случае мошенничества – своей алчностью!
Собственно, эти слова двадцатилетней давности и подтвердил Леонид Субботин:
– Определены общие мотивационно-поведенческие особенности жертв мошенников. В них присутствует неуверенность в себе, с одной стороны, с другой – практически подростковая самоуверенность в том, что его никто никогда не обманет. Присутствует желание что-то получить задаром. Таким образом, ключевая мотивация при вступлении в контакт с мошенниками – желание быстрого заработка и легкой выгоды. Преступник ведет целенаправленную психологическую бомбардировку человека, чтобы тот ощутил жадность и алчность. Другой центр притяжения мошенников – чрезмерная доверчивость, инфантилизм, повышенная внушаемость и обидчивость, слабая сила воли, а также своеобразная умственная лень, которая выражается в стремлении поверить незнакомцу на слово.
Подытожим словами известной песни: «Ему с три короба наврешь – и делай с ним что хошь!»
В результате на диалоговой площадке определили несколько направлений совместной работы органов власти, правоохранителей, представителей бизнеса, общественников и сотрудников СМИ.
Во-первых, надо активно заниматься информационной работой среди населения, привлекать к ней блогеров, использовать современные тенденции и форматы, например челленджи на тему разоблачения мошенников. Заместитель директора – начальник управления молодежной политики и воспитания детей профильного департамента Геннадий Забайкин сразу отреагировал на это предложение и отметил, что сфера образования уже имеет опыт в такой информационной деятельности, которая охватывает детей, их родителей и учителей.
Кстати, по поводу психологического просвещения югорчан в СМИ высказались многие участники встречи. «Новости Югры» планируют в ближайшем будущем провести интернет-трансляцию в социальных сетях с полицейским психологом. Будет интересно!
Во-вторых, банковские структуры, полицейские, сотовые операторы должны более активно взаимодействовать, особенно при явных попытках мошенничества. Например, один из участников встречи рассказал, что человеку непросто дозвониться в кол-центр кредитно-финансовой структуры и сообщить о попытках мошенничества, часто оператор занят:
– Необходимо давать таким звонкам «зеленый свет» и сразу соединять с сотрудником банка!
Также участники диалоговой площадки предложили банковским структурам разработать дополнительные меры защиты клиентов от мошенников.
В-третьих, как сказал нам временно исполняющий обязанности заместителя начальника УМВД Александр Ерохов, к профилактике мошенничества нужно подключить и градообразующие предприятия.
Главная же задача, которую должны решить все заинтересованные в искоренении дистанционного мошенничества, – нацелить югорчан на безопасное поведение в сфере информационных технологий.

Справка
На территории Ханты-Мансийского автономного округа возбуждено 22 уголовных дела, в которых фигурировал абонентский номер дежурной части УМВД России по Югре (39-82-15).
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии