Свыше одного миллиарда 400 миллионов рублей — такой ущерб от действий IT-преступников зарегистрирован в Югре за семь месяцев этого года. Как противостоять телефонным мошенникам, злоумышленникам в интернете, что могут сделать гражданские активисты, правоохранители, банки?
Ответы на эти вопросы искали и находили на народных обсуждениях, которые провело региональное отделение партии «Единая Россия» в Ханты-Мансийске в четверг. Во встрече приняли участие общественники, представители полиции, кредитно-финансовых структур.
Мошенников становится больше, но их ловят
В последнее время, наверное, каждый их нас сталкивался с телефонным мошенничеством. Преступники, представляющиеся сотрудниками полиции, банков, сотовых компаний регулярно названивают нам и нашим землякам, и, к сожалению, многие попадаются на эту удочку, и, как видим, теряют миллионы рублей, которые переходят в карман злоумышленников. Бороться с этим злом можно только сообща, поэтому югорские единороссы и организовали обсуждения, в которых участвовали представители муниципалитетов автономного округа.
О том, что эта встреча не ради встречи, и будут выработаны конкретные предложения по борьбе и профилактике мошенничества сразу же предупредил модератор — депутат думы Югры, руководитель регионального исполнительного комитета партии «Единая Россия» Николай Заболотнев:
«Каждый человек сможет высказаться, озвучить проблему и выдвинуть свою инициативу, которая потом будет записана в протокол».
О ситуации с IT-преступностью собравшимся рассказал начальник отделения управления уголовного розыска УМВД России по Югре Павел Перепелкин. Как мы уже писали выше, за семь месяцев этого года ущерб от IT-преступлений составил 1 425 524 593 рублей (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ущерб вырос практически в два раза).
«За истекший период текущего года зарегистрировано 5984 преступлений, совершенных с использованием IT-технологий, их удельный вес составляет 46,3 % (в прошлом году — 43,7 %; +2,6 %) от всех криминальных деяний, зарегистрированных в автономном округе. Идет их постоянный рост последние пять лет. Это очень большая цифра», — подчеркнул Павел Перепелкин.
При этом, по данным правоохранителей, структура имущественных IT-преступлений на территории округа выглядит следующим образом:
-
Звонки от имени сотрудника банка, правоохранительных органов, государственных органов — 858 (24,5%).
-
Сделки на торговых площадках («Юла», «ВКонтакте» и им подобные) — 621 (17,7 %).
-
Инвестиции — 363 (10,3 %).
-
В сфере МФК — 246 (7 %).
-
Взлом аккаунтов «ВКонтакте», «Телеграм» с просьбой о финансовой помощи — 133 (3,8 %).
-
Неустановленным способом — 121 (3,4 %)
-
Родственник в беде — 39 (1,1 %).
-
Остальные (BlaBlaCar, интим-услуги так далее) — 146 (4,1 %).
«Если говорить о потерпевших, то это не только пенсионеры, — отметил Павел Перепелкин. — Это трудоспособное население, люди в возрасте от 20 до 55 лет».
При этом полиция активно занимается раскрытием преступлений в IT-сфере. В этом году сотрудники полиции из автономного округа 56 раз выехали в командировки в другие регионы, и задержали 77 лиц, которые причастны к совершению таких криминальных деяний. Кем-то из них занимаются следователи, а кто-то ждет справедливого суда.
Естественно, проблемы в раскрытии подобных преступлений есть. Одна из главных- многие злоумышленники находятся в других странах, в частности в той, где сейчас идет специальная военная операция. И деньги уходят туда, за границу.
Зачем нужно «охладить» денежный перевод
Профилактика — не менее важное направление деятельности югорской полиции. В этом деле она активно сотрудничает с банками, предприятиями связи, общественными организациями.
Для юных югорчан наши полицейские разработали методические рекомендации, которые направили в окружной департамент образования. Они, как говорят правоохранители, будут внедрены в школьную программу в старших классах. И конечно, полицейские проводят встречи с трудовыми коллективами, общественниками, пенсионерами, на которых разъясняют, как не попасть на удочку мошенникам. Эти мероприятия проводятся систематически.
Естественно, силами одной полиции проблему не решить. Представители кредитно-финансовых структур на встрече озвучили, что делают эти организации по борьбе с мошенниками. Так, региональный директор окружного отделения ПАО «Сбербанк» Ольга Улитина рассказала, что их банк, в частности, занимается развитием финансовой грамотности клиентов. Это посты в социальных сетях, видеопроекты, такие как «Сбер против мошенников», «Учимся говорить «нет» мошенникам, голосовой помощник. Среди многочисленных проектов «Сбера» также можно отметить «Марафон кибербезопасности», которые проходит на сайте, и «Кибрарий» — общедоступный портал знаний для развития киберграмотности населения.
Банки, естественно, тщательно занимаются вопросами зашиты счетов клиентов. Не менее важная деятельность — законодательство. Как рассказал заместитель начальника отдела безопасности —заведующий сектором защиты информации отделения Банка России по Тюменской области Алексей Нохрин, одна из значимых инициатив банка — это закон о самозапрете на выдачу кредитов:
«Это очень важная инициатива, потому что, по оценкам Банка России, более четверти всех средств, которые похищают кибермошенники у граждан — кредитные и заемные средства. Закон вступит в силу в 2025 году».
Используется ныне и такой механизм, как «период охлаждения». Так, с 25 июля 2024 года вступил в силу закон, по которому банки обязаны приостанавливать на два дня переводы, если информация о получателе денег содержится в базе данных Банка России о случаях и попытках мошеннических операций. В противном случае кредитной организации придется вернуть клиенту деньги в течение 30 календарных дней.
Заместитель начальника управления — начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности департамента региональной безопасности Югры Антон Шумков рассказал, что его ведомство вместе с другими органами власти, такими как Депсоцразвития, департамент молодежной политики, гражданских инициатив и внешних связей, департамент образования проводит комплексную работу по профилактике правонарушений в сфере IT. Для информирования используются различные форматы, в том числе и мессенджеры. В муниципальных образования распространятся памятки.
«Работники бюджетной сферы обратились к нам, чтобы мы проводили с ними встречи по данной проблематике. Мы их организуем в очном формате, в режиме ВКС, делаем все, чтобы расширить круг людей, вовлеченных в эту работу», — добавил Антон Шумков.
Инициативы
Народные обсуждения еще раз доказали, что именно во время диалога рождаются ценные идеи. Так, Николай Заболотнев предложил в рамках профилактики делать короткие видеоролики, в которых будут рассказываться истории людей, пострадавших от мошенников. По его словам, уже есть много сторонников этой идеи, ее поддерживают представители местных отделений партии, активисты в территориях.
Один из общественников предложил, чтобы на телевидении регулярно и в одно и то же время выходила программа «Осторожно, мошенники», где бы правоохранители, эксперты, общественники рассказывали, как не поддаться обману преступников.
Активно в обсуждении проблемы мошенничества участвовал волонтеры «серебряного возраста» Хамит Мухаметович и Людмила Константиновна Саитовы. Отметим, что их проект «КОПИлочка» вышел в финал грантового конкурса «Молоды душой» в номинации «Финансовая грамотность», который организовали Ассоциация развития финансовой грамотности и Ассоциация волонтерских центров. Итоги первого этапа заявочной кампании подвели на днях. В финал из 414 заявок вышла 21, и среди них инициатива супругов Саитовых.
Были и другие инициативы, например, сделать автоматическим самозапрет на получение кредита онлайн. Кто-то предложил при получении займов ввести опять поручителей, которыми могут выступить и родные человека. Словом, сделать процесс онлайн кредитования не таким простым, но более защищённым от преступников. Сошлись общественники на том, что меры профилактики мошенничества должны опережать деяния преступников.
Опубликованных комментариев пока нет.