Ежедневно городские паблики в социальных сетях пестрят фотографиями бездомных животных, которым неравнодушные урайцы пытаются найти заботливые руки. Нередко можно встретить и расклеенные объявления о поиске хозяина, а добровольцы в общественных местах частенько предлагают урайцам взять «бродяжек» себе, демонстрируя прямо из коробок усатых-полосатых всех фасонов и цветов. К сожалению, лишь малая часть этих животных – бездомные от рождения, многие из них приобрели такой статус после того, как стали ненужными своим хозяевам. Урайцы убеждены, что организация приюта для бездомных животных на территории города решит проблему слоняющихся по улицам кошек и собак, тех, кто у магазинов выпрашивают еду у людей, и кто, пытаясь поиграть, до слез пугает малышей во дворе.
Дикие против бездомных
Ситуация может измениться только тогда, когда в человеческих головах появится осознание ответственного отношения к хвостатым, убежден руководитель службы по отлову бездомных животных в Урае Евгений Гурьев. Вот уже несколько лет он приезжает по заявкам горожан во дворы, отлавливает собак и везет их в пункт временной передержки.
Питомец проходит обязательную процедуру стерилизации и вакцинацию от бешенства, на правом ухе ему ставят отметку, что песик – клиент «животной гостиницы».
На протяжении нескольких недель Евгений Гурьев пытается найти песику прежнего или нового хозяина, а по окончании срока передержки, если за животным так никто и не пришел, выпускает его обратно.
Собаки живут в крытых деревянных вольерах, расположенных на улице, в каждом из них – есть коробка, обычно питомцы в ней спят. Крыша над головой помогает собакам защищаться от ветра и дождя. Кушают собаки два раза в день макароны с тушенкой, иногда корм. У каждого питомца свои миски – под воду и еду.
– Это необходимо, чтобы избежать заражения различными болезнями, – рассказывает Евгений.
Многие из тех, кого отпустили, возвращаются: собаки прекрасно чувствуют заботу.
– Вообще, несколько лет назад, служба по отлову создавалась для того, чтобы вести борьбу с дикими собаками, – объясняет Евгений. – Но такие животные как раз не причиняют вреда людям, они вообще их боятся. У них в крови будто заложено, что если встретится на пути человек, то ни к чему хорошему это не приведет, поэтому они избегают контактов. Такие собаки обычно живут в лесных массивах, иногда выходят на территорию производственных предприятий, поймать их практически невозможно. Поскольку выброшенные собаки доставляют большой дискомфорт и, возможно, представляют опасность для горожан, то занимаюсь я ими.
Ежемесячно в пункте временной передержки может проживать до тридцати собак.
– Да, мы их стерилизуем, тем самым останавливаем их размножение, но появляются новые собаки, которых тоже оставили на улице, у них рождаются щенки, и все это, можно сказать, идет по цепочке, – комментирует владелец «животной гостиницы». – Приют для животных, это, конечно, хорошо: помещение, коммуникации, комната для осмотра ветеринаром и так далее. Но сколько животных сможет в себя вместить приют? Пятьдесят? Сто? Ведь их уже не выпустишь обратно, они будут жить и ждать, пока их не заберут заботливые руки. А если этого не произойдет? А в приюте не останется свободных мест, тогда что? – задается вопросом Евгений Гурьев и опять повторяет, что только сами люди своим отношением к животным могут изменить ситуацию.
Пункт передержки не равно приют
В прокуратуре города объясняют, что законодательство гласит о том, что на территориях муниципальных образований должны быть организованы приюты для бездомных животных.
– Отношения в области обращения с животными в целях их защиты, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными, регулирует Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», – рассказывает помощник прокурора города Константин Аришак. – Приюты создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе питомцев без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Пункт передержки не равно приют, никакой альтернативы в законодательстве нет, – уточняют в городской прокуратуре.
Это проблема не только нашего Урая: на территории всей Югры нам не удалось найти информацию ни об одном организованном приюте. Кстати, в соответствии с законодательством под приютами понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных в них. Понятное дело, не каждый благотворитель будет готов взять на себя обязанность по сооружению приюта, по подсчетам специалистов, в нашем муниципалитете на эти цели может потребоваться более 20 млн рублей. Законодательство также гласит о множестве серьезных требований, предъявляемых к приютам. Например, «помещения должны быть оборудованы системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды), канализации, теплоснабжения, электроснабжения и вентиляции (естественной, принудительной)»; клетки для собак должны находиться в отапливаемых помещениях с окнами, с обеспечением определенного температурного режима; кошки должны содержаться в помещениях, состоящих из крытой утепленной части, необходимой для обеспечения минимальных потребностей животного в движении, и также с обеспечением особого температурного режима, и другие.
– Приюты смогут решить проблему бродячих животных, – считает начальник управления ЖКХ города Олег Лаушкин. – Но только в том случае, если с остановкой популяции бездомных животных будет расти и ответственное отношение к животным у самого человека. Если люди поймут, что животные – это не игрушки для дома, а живые существа, которым требуется уход и забота, то полагаю, что через несколько лет вопрос о животных без дома может быть вообще снят.
С мнением руководителя управления ЖКХ солидарна и жительница Урая Оксана Цапенко, которая более шести лет назад подобрала на улице полуторагодовалого лабрадора и взяла его себе домой.
– Как сейчас, помню его жалкий вид. Когда мы его привели к ветеринару, выяснилось, что у него целый букет болезней, но боль моего сердца от жалости к животному оказалась гораздо сильнее всех обстоятельств, и я не смогла просто оставить его на улице. Сейчас Добрыня любимец всех членов нашей семьи. Я убеждена, что только люди виноваты в том, что кошки и собаки остаются без дома и бродяжничают.
– По направлению организации приюта на территории Урая сейчас ведется активная работа, мы просматриваем всевозможные варианты, чтобы у городских бездомных животных появился такой дом, – комментирует заместитель главы города, курирующий вопросы сферы ЖКХ, Андрей Ашихмин.
Опубликованных комментариев пока нет.