Привет, ТЮЗ!
ТЮЗ – Театр Юрия Зайдуллина взял четыре золота на «Российской студенческой весне» в Челябинске. Программа «Я нашел нефть. Вот так!» была посвящена знаменитому первооткрывателю сибирской нефти Фарману Салманову. Тюзовцы учатся в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже. Среди них будущие электрики, строители, воспитатели, музыканты, преподаватели физкультуры и администраторы гостиниц – в общем, артистом может стать любой студент учебного заведения.
Челябинск встретил югорчан радушно. Наша делегация постоянно ходила в футболках с надписью «ТЮЗ», и эта аббревиатура закрепилась в памяти «студвесенцев». После показа программы любому человеку в черной футболке весело кричали: «Ханты-Мансийский АО, привет! Привет, ТЮЗ!»
Ребята считают, что театр для них – семья. Приклеивают на дверь кабинета руководителей театра Екатерины Пузиковой и Юрия Зайдуллина сердечки с надписями «папа» и «мама», понимают друг друга с полуслова и готовы прийти на помощь друг другу в любой ситуации.
– С ребятами у нас теплые, дружеские отношения, – подтверждает режиссер Юрий Зайдуллин. – У нас семья, где надо слушать старших.
Почти парфюмер
Артисты говорят, что могут узнать друг друга не только по голосу, звуку шагов, но и по запаху.
– Я знаю, как пахнут, например, Маша или Паша. В номере «У меня получилось! Ясно?» с ПРК (прямой ртутно-кварцевой лампой) мы находимся в полной темноте. И я определяю по запаху, кто возле меня. Это очень сложный жанр. Кроме нашего театра, никто не решается исполнять в нем номера. Мы возим с собой полвагона реквизита, драгоценные лампы несем по очереди. Но бросать этот жанр не собираемся, будем его развивать и пропагандировать, – рассказывает студентка и руководитель студии современного танца «Experience» ХМТПК Дарья Мирвода.
На постановку этого необычного номера с ПРК ушло более двух месяцев. Движения актеров в темноте отлажены до автоматизма. А их, между прочим, 33 человека. Чтобы ничего не перепутать, ребята считают.
– Творческие номера с музыкальным сопровождением всегда имеют свой ритм и очередность действий. На репетициях мы считали восьмерки громко и все вместе. Обычно этот счет используется в хореографии и пластике. На сцене каждый считал про себя или один человек шепотом для группы близстоящих, – раскрывает секрет слаженной работы труппы Дарья Мирвода.
Есть в постановке один момент, когда актер вдруг взмывает в небо – это его поднимают с помощью собственноручно собранного «подъемного крана». Это тяжелое и громоздкое устройство ребята также транспортировали из Ханты-Мансийска в Челябинск и обратно.
– Этот самостоятельный номер «У меня получилось. Ясно?», также посвященный Салманову, взял золото «Студвесны» в направлении «Оригинальный жанр». Он был органично вписан в общую программу «Я нашел нефть. Вот так!», – комментирует Юрий Зайдуллин. – Вообще, программа, которая была показана на окружном фестивале, была сокращена и изменена. В нее вошли выступления студентов Нижневартовского медицинского колледжа, Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа и Сургутского профессионального колледжа.
Вера и безверие
За выступлением югорской студенческой семьи из зала наблюдал внук Фармана Курбановича – Кирилл. После программы он сказал, что это самое лучшее произведение о геологе Салманове, которое он видел.
– Спасибо вам за деда! Влад, ты очень похож на деда, – обратился внук первооткрывателя сибирской нефти к исполнителю главной роли Владу Часовенному.
Кстати, Влад, худощавый парень с копной кудрявых черных волос, и впрямь похож на Фармана Салманова в молодости.
При подготовке программы «папа» ТЮЗа не только знакомился с документами о геологоразведке в Югре и смотрел документальные и художественные фильмы о Салманове, но и общался с родственниками Фармана Курбановича.
– Дело в том, что я и Кирилл – одноклассники. Вместе окончили школу № 32 в Нижневартовске. Я не раз бывал у них дома. При подготовке номера многие вопросы обговаривались с Кириллом и его отцом Ильей Фармановичем, – говорит Юрий Зайдуллин. – Кирилл прилетел в Челябинск за день до программы, встретился с ребятами, побывал на репетиции.
По словам режиссера, встреча Кирилла с Владом после показа программы на окружном фестивале перевернула сознание исполнителя главной роли. Он поверил в себя, и на российской сцене был уже совсем другой Салманов.
– Главная проблема сегодняшнего поколения – безверие. Мы не верим в себя, равняемся на мнение каких-то непонятных людей и теряем себя, – заявляют ребята. – Наша программа про это. Про веру. Салманов верил, и его бригада ему верила. Он пошел против бытующего мнения и победил. Он нашел нефть.
Почему Жанна
Еще один номер, посвященный теме веры, в исполнении ТЮЗа также получил золотую награду «Российской студвесны». Это «Жанна д’Арк». На вопрос: «Почему именно «Жанна» была поставлена ТЮЗом для фестиваля?» – Юрий Зайдуллин не может ответить однозначно.
– Тоже тема веры и безверия. Номер не столько про веру в плане религии, а про веру во что-то свое и в себя. О том, как трудно нести этот крест до конца. Персонаж мне очень близок. Я был во Франции, видел место ее казни. Мне также понравилась работа Люка Бессона и Милы Йовович в фильме «Жанна д’Арк».
Жюри фестиваля отметило глубину чувств в этой постановке. Юрий считает «Жанну д’Арк» одной из своих самых сильных работ. По словам артистов, пластический спектакль за три месяца подготовки много раз переделывался, работа шла напряженная. В нем живые декорации – большое количество актеров, которые действуют как единый организм, превращаясь то в колокольню, то в деревья, то в эшафот, помогая воспринимать действия главных героев.
– И вот еще какая история про веру. На окружном фестивале «Жанна д’Арк» взяла только третье место. О программе про Салманова жюри сказало: «Это классно! Но это классно лишь для региона, в котором знают этого человека, «на России» с этой программой делать нечего», – продолжает режиссер. – А я верил в себя, в свою команду и в эти номера. Поставил их – и не ошибся. Я горжусь своими артистами, нашим выступлением и программой в целом. Да и ребята говорят, что четыре золота лучше, чем один Гран-при!
Опубликованных комментариев пока нет.