Почему мы ведемся на уловки маркетологов? Почему в одной ситуации 100 рублей – это много, а в другой – мелочь? Во всем виноваты ловушки, которые расставляет наш мозг.
Как с ними справиться, рассказала консультант программы по повышению уровня финансовой грамотности, эксперт портала «Ваши финансы.рф» Анастасия Боброва.
Обычно человек действует рационально и принимает, как ему кажется, наиболее выгодные для себя финансовые решения. Однако нельзя игнорировать особенности человеческой психики. Наш мозг работает по собственным законам, и, если знать те ловушки, в которые нас загоняет собственный разум, можно избежать многих финансовых проблем.
1. Мы боимся упустить возможность и совершаем импульсивную покупку. Поэтому маркетологи используют кричащие слоганы: «Осталось всего 10 мест» или «Осталось 2 дня».
2. Нам психологически комфортнее, когда все остается неизменным. Любые перемены, даже положительные, – это стресс для организма. Подумайте, как часто вы меняете мобильного оператора? Законом предусмотрена возможность сохранить номер и без потерь найти для себя более выгодные варианты, но привычнее тот, с которым ты уже десять лет. Можно сказать, это лень, но психологи утверждают, что на первой ступени стоит страх оказаться в стрессе, несмотря на ожидаемую награду в конце.
3. Мозг склонен воспринимать номинальную, а не реальную стоимость денег. Иными словами, мы смотрим на цифры, хотя в теории понимаем важность покупательной способности денег. Когда шеф говорит о прибавке к зарплате – вы довольны. И вряд ли задумываетесь об инфляции, которая «съедает», а может, и перекрывает всю прибавку. На новую зарплату вы можете купить меньшее количество товаров, чем на старую в прошлом году. Сам факт повышения зарплаты очень важен, ведь номинально вы стали богаче. Хотя фактически ваше финансовое положение не улучшилось.
4. Мы склонны оценивать любые цифры в сторону начально произнесенной или зафиксированной. Особенно это проявляется в стрессовых ситуациях. Например, на рынке продавец называет свою цену, вы начинаете торговаться и отталкиваетесь от цифры продавца, но уже изначально она была завышена. А если продавец скидывает вам несколько десятков рублей – мозг воспринимает это как победу. Хотя объективно вы переплатили.
Наше подсознание и мозг могут играть с нами, заставляя тратить деньги на автомате, совершенно не придавая значение реальности. Поэтому, прежде чем купить какой-либо товар, внимательно оцените его стоимость, подумайте, необходим ли он вам, или все это ловушки вашего мышления.
Опубликованных комментариев пока нет.