×
Культура
0

Читайте, какие театры Югры критики признали лучшими и почему

Фестиваль «Белое пространство» в этом году впервые прошел в передвижном формате. За семь дней эксперты проехали по шести городам Югры, побывали в девяти театрах, увидели 16 спектаклей.

Небанальные решения
Смотр-фестиваль «Белое пространство» – в этот раз особенно долгожданное событие для актеров и режиссеров округа. Большая встреча работников культуры, публики и критиков должна была пройти в прошлом году, но из-за пандемии ее дважды переносили. В этот раз организаторы даже придумали формат экспедиции. Артисты разных театров, вместо того чтобы собраться на одной сцене, выступили на своих домашних площадках, а эксперты приехали к ним.

Участники – ТЮЗы, кукольные, драматические, музыкальные театры. Оценили творчество наших земляков эксперты из Москвы, Тюмени и Челябинска: актеры, режиссеры, журналисты, народные артисты, заслуженные работники культуры России.
– Профессиональные театры разные, но в каждом были весомые творческие открытия, особенно в городском драмтеатре Нижневартовска. Труппа профессиональная, спектакли «Носороги» и «Хористка» – с небанальными режиссерскими решениями, оба имеют значение для театральной России. Если говорить о постановках с куклами, то все из просмотренных достойны интереса. У меня очень позитивное и вдумчивое впечатление от «Белого пространства». Нужно, чтобы фестиваль жил, тем более зрители любят местные театры – мы видели везде благодарную публику, – поделился впечатлениями член Ассоциации театральных критиков России Владимир Спешков.
В этом году фестивальные спектакли посмотрело более 1 600 человек, половина из которых – дети. Для тех, кто не смог прийти, организовали онлайн-трансляции в социальных сетях, которые собрали более 30 тысяч просмотров. За время пандемии зрители настолько соскучились по творчеству актеров, что за несколько дней раскупают билеты на спектакли. Благодаря этому артисты хотят развиваться и совершенствоваться. Что, конечно, отметили и театральные критики «Белого пространства».



Родные мотивы
Лучшим среди драматических спектаклей они признали «Носорогов» нижневартовской труппы, которая поведала зрителям невероятную историю в жанре театра абсурда по произведению Эжена Ионеско о превращении жителей провинциального городка в носорогов.
Петра Змановского из театра обско-угорских народов «Солнце», сыгравшего коренного охотника Ерофея Анямова, театроведы признали лучшим исполнителем мужской роли. В основу спектакля «Невероятные приключения Ерофея Анямова» легли рассказы известной югорской писательницы Маргариты Анисимковой.

Главный герой – охотник народа манси, великий выдумщик. Он рассказывает удивительные истории из своей жизни, о своих приключениях. Их посыл – в бережном отношении к природе. Кроме того, он знакомит зрителей с мансийской культурой, традиционными занятиями и бытом народа. Увлекательные рассказы Ерофея Анямова сопровождает ансамбль этнической музыки в живом исполнении на старинных музыкальных инструментах: санквылтапах, бубнах, гуслях, тумранах, мансийских скрипках, арфе-журавле.

Евгения Хлебникова из Нижневартовского драматического театра получила награду за лучшую женскую роль. Она сыграла в спектакле «Хористка». Это история, рассказанная старым, заброшенным баром «Хор», в котором некогда пела молодая вокалистка Паша, попавшая в жизненные обстоятельства как птичка в клетку. Ее обожатель Колпаков, слабый человек, картежник, игрок, увяз в романе с Пашей и растратил большую сумму чужих денег, подвергнув себя и свою семью разорению.
– Поскольку я артист, то оценивал именно актерское мастерство. Отмечу, что был положительно удивлен работой местных трупп. И вообще, очень приятно открывать новые имена, когда вроде уже знаешь лидеров. А тут вдруг – и кто-то невероятно талантливый, – признался член жюри «Белого пространства», народный артист России Владимир Орел.


Простая формула
«Сказку о рыбаке и рыбке» постановщики сургутского театра актера и куклы «Петрушка» попытались рассказать зрителю по-новому. Любители театра увидели историю о духовных ценностях, которые важны человеку. За это современное видение эксперты признали «Сказку» лучшим спектаклем для детей.
– Сказка Александра Сергеевича Пушкина о том, что на земле есть кусочек рая, если есть человек, который может рядом с тобой прожить вот так просто тридцать лет и три года у самого синего моря. Только когда у каждого есть свое дело: старик рыбачил, а старуха пряла свою пряжу. Кажется, простая формула, но лучше человечество еще ничего не придумало, – рассказала режиссер Наталья Лебедева.
Лучшую роль второго плана сыграл Ильнур Мусин из Няганского ТЮЗа. Актерский ансамбль этого театра также признали лучшим – за спектакль «Ундина». Фантастическая, местами страшная сказка влечет зрителей из мира земного в потусторонний, волшебный. И чем дальше, вслед за фантазией автора пьесы, шел спектакль и зрители вместе с ним, тем сложнее и страннее были персонажи и места, в которых они обитают. Однако это не театральный хоррор, а сказка про добро, которое побеждает. К слову, пьеса написана в рамках проведения инклюзивной драматургической лаборатории «Мы вместе».
– Спектакль – это разговор со зрителями на определенную тему. Существует некая разделительная полоса: актеры подходят к ней со стороны сцены, а зрители – со стороны зала. Однако есть и другой театральный «постулат» в виде системы координат, где точка пересечения «ноль» – начало театра и спектакля. Хорошо, если в этой точке мы забудем про мир, в котором живем, и на какое-то время обретем другой, предоставляемый творческими людьми, – пояснил Сергей Усков, режиссер фестиваля. – Театр начинается из тишины и темноты. В этот момент мы должны через «ноль» вытащить людей в другую реальность и поговорить о том, что хотим. Нужно заставить зрителя не думать, а испытывать эмоции. Чувства – это кратчайший путь к пониманию каких-то вещей.
Как определили участники и организаторы «Белого пространства», следующий фестиваль пройдет в Ханты-Мансийске и будет наполнен не только театральными представлениями, но и сопутствующими событиями – мастер-классами, творческими встречами и общением со зрителем вне театральных подмостков.



У проблем есть решение
Члены жюри «Белого пространства» отметили, что впервые на своем творческом пути встретили регион, где все театры работают в приспособленных зданиях.
– Учитывая, что регион довольно молодой и многие города появились не так давно, странно осознавать, что вместе с церквями, клиниками и торговыми центрами не строили театры. Например, Няганский ТЮЗ уже 20 лет не может получить свое здание, – сказала театральный критик, журналист, эксперт национальной театральной премии «Золотая маска» Анна Казарина. – Очень надеюсь, что и Ханты-Мансийский театр кукол обретет свою площадку, потому что сейчас он располагается на первом этаже торгово-развлекательного центра: на первом этаже идут камерные спектакли для двухлетних детей, а на втором продают попкорн и показывают кино. Удивительный синтез. Окружным властям нужно обратить на это внимание. Знакомство человека с театром должно происходить в детстве. Насколько ему там будет удобно, безопасно, так он будет воспринимать культуру и развиваться дальше.
Директор департамента культуры Югры Артур Латыпов признал, что такая проблема в регионе существует, и окружные власти намерены ее решить:
– В этом году у нас запланирован капитальный ремонт Нижневартовского ТЮЗа. Скоро мы обсудим создание театрального комплекса в Ханты-Мансийске. Я надеюсь, что власти примут положительное решение и в Югре появится первый театр, который находится не в приспособленном помещении. Мы выходим из ситуации, выделяем деньги на ремонт, но это все мелочи. Сегодня у нас самый специализированный театр – филиал Малого театра в Когалыме. Есть куда стремиться и над чем подумать.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии