Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.
Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.Тыловая поддержка действующей армии стала важнейшей частью победы в Великой Отечественной войне. Сегодня, в сложных экономических условиях, нелишним будет напомнить, какой вклад жители Ханты-Мансийского национального округа внесли в общую борьбу десятилетия назад.
Мобилизация всех ресурсов«Погибло 3 609 гектаров посевов зерновых и бобовых культур, 48 гектаров технических культур и 333 гектара картофеля. В целом по округу затопило 38 % посевных площадей. Старики толковали: «Быть войне, вода в реках столь же скоро прибывает, как в 14-м году, когда с немцами воевали». Таким образом, первая военная посевная – это осень 1941 года», – говорит в своих исследованиях известный российский историк-северовед Любовь Алексеева.Тогда, в конце лета 1941-го, был принят план посевов ржи под урожай 1942 года, впоследствии неоднократно увеличивавшийся. Из-за наводнений отмечалась нехватка семян для посевной. Для преодоления семенного кризиса было решено разработать мероприятия по обмену, заимствованию, приобретению семян между колхозами. Уже в 1942 году колхозы округа посеяли 15 604 гектара (зерновые составляли 11 691, картофель – 2 906), и они полностью рассчитались с государством по семенной ссуде и обеспечили себя семенами на посев. Самые большие показатели по расширению посевных площадей были достигнуты в округе в 1943 году.
«Рост площади посевов не сопровождался повышением урожайности. Наблюдался ярко выраженный экстенсивный характер земледелия. Объем валовой продукции за 1943 год был ниже предыдущих лет, несмотря на то что число осваиваемых площадей было самым высоким за весь военный период, но обработать их сил и средств в округе уже не было», – добавляет Любовь Алексеева.Слабым было техническое оснащение земледелия. Особенно недоставало сеялок, зерноочистительных машин и молотилок. Совершенно не имели машин: сеялок – 128 колхозов, лобогреек и жаток – 117, молотилок – 132. В других колхозах многие машины не работали из-за отсутствия запчастей и большой изношенности. Последние пять лет, начиная с 1940 года, машины в округ не завозились. Кроме того, серьезные трудности возникли со снабжением МТС горюче-смазочными материалами.
«В годы Великой Отечественной войны Ханты-Мансийский национальный округ стал районом, где были приняты активные меры для развития земледелия. За годы войны увеличение посевных площадей произошло на треть и достигло самых высоких показателей в 1943 году, составив более 17 тысяч гектаров. В 1944–1945 годы валовые сборы несколько снизились. Все ресурсы для экстенсивного развития отрасли на том этапе были исчерпаны. Таким образом, земледельческая отрасль округа за счет огромных усилий со стороны органов власти, работников сельского хозяйства, других категорий населения в годы военного лихолетья не только развилась и укрепилась, но и стала важнейшим сегментом хозяйства округа, обеспечивавшего население продуктами земледелия; животноводство – фуражным зерном, корнеплодами. Отрасль развивалась не без проблем, но, несмотря на это, жители округа выполняли возложенные на них задачи, ежедневно проявляя гражданское мужество, терпение, трудясь во имя общей победы над врагом», – отмечает историк.
«Рыбоконсервные предприятия национального округа произвели 32 миллиона 170 тысяч 200 штук консервов. Вклад рыбаков округа в общее дело Победы очевиден», – отмечает Любовь Алексеева.Заготовка пушнины приобрела оборонное значение, поскольку шла в оплату поставок по ленд-лизу. С уходом на фронт многих охотников-мужчин к 1943 году добыча пушнины несколько сократилась. Но уже в 1944 году пришедшие на смену женщины, старики и молодежь сдали государству пушнины на сумму 5,9 миллиона рублей. Общее количество пушнины, добытой в округе в 1941–1945 годах, оценивалось в 20,8 миллиона рублей. В конце войны на охотничьем промысле было занято 467 юношей и девушек, работало семь комсомольско-молодежных бригад.
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.
Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.Теги статьи: #Победе – 77 #Экономика Победы
Автор текста: Алексей Нейман