62.5355   $ 60.8993




×
0

Члены Экспертного клуба Югры обсудили патриотическое воспитание и роль семьи в нем

Читать «Новости Югры» в

История России, вклад СССР в Победу активно подменяется коллективным Западом. Русских выставляют агрессорами в Великой Отечественной войне, заставляют «каяться» за свое коммунистическое прошлое. Как сложилась такая ситуация, и как в таких условиях воспитывать детей патриотами? Какую роль школы и семьи играют в патриотическом воспитании? Об этом поговорили члены Экспертного клуба Югры.

Мы сами создали такую ситуацию. Нам ее и исправлять

Александр Полищук, писатель и общественный деятель, рассказал, что такая обстановка (пропасть в патриотическом воспитании как следствие отрицания нашего прошлого) сформировалась после развала СССР в 1991 году. Тогда в России началось строительство нового, капиталистического государства с массой проблем, и прошлым руководителям было необходимо оправдать свою политику недостатками, которые имели место в прошлом.

«Они стали бить по наиболее уязвимым точкам — сталинские репрессии, неудачное начало войны, ситуация после 1945 года. С тех пор у нас есть издательства, которые выпускают книги Резуна, Солонина, Бешанова, поливающих грязью СССР, Красную Армию и всю Великую Отечественную войну. В них нет ничего хорошего о нашей истории. Нужен общий учебник, проработанный ведущими историками страны, который даст возможность детям понимать всю канву описываемых событий», — сказал Александр Полищук.

Эксперт подчеркнул, что это комплексная задача, и должна проводиться как в образовательных учреждениях, так и на полках магазинов.

Любые знания — это комплексный продукт

Для того чтобы подрастающие поколения верно понимали исторические события, то, как развивалась Россия, важно не только пропагандировать эти знания, но и уметь их правильно подать. По мнению Виталия Малыхина, гендиректора исторического парка «Россия — моя история. Югра», любые знания — это комплексный продукт. История России непрерывна, и мы не можем «вырывать» какие-то страницы, важно изучать предпосылки тех или иных событий, видеть их в связке, анализировать и проецировать на наше будущее. 

«Мы ведь не живем в оторванном мире, мы так или иначе живем в полном взаимодействии с ним, и в нем есть четкие правила. История точно так же двигается по определенному закону, преодолеть который зачастую невозможно. Люди, отрицающие те или иные достижения или ценности, создают формат того, что «наша власть всегда нам врет». И каждый новый правитель снова будет отрицать действия предыдущих и создавать практику недоверия к тому, что нам говорят руководители и учителя, потому что «опять переписали историю». Это как вечный конфликт отцов и детей. Молодежь, говоря о достижениях предков, пытается самореализовываться.  В итоге комплексное восприятие мира рвется, и возникает неправильная оценка своего нахождения в мире и того, что в этом мире происходит», — пояснил Виталий Малыхин.

Эксперт также отметил важность того, как информация преподносится. Необходимо правильно «упаковать» медиапродукт. Ценности коммерциализированы, и, пропагандируя патриотизм, мы не должны забывать о том, что работаем в условиях рынка и наш товар должен стать наиболее привлекательным. 

«О Бэтмене ребенок знает гораздо больше, чем о пионере Лене Голикове, потому что он проникает в сознание ребенка десятками каналов: комиксы, фильмы, книги и т.д. Ценности — тоже рыночная категория, и, если мы хотим их внедрить, мы должны вступать в жесточайшую конкуренцию по рыночным условиям. Создав позитивный образ, надо налаживать каналы его продвижения», — подчеркнул Виталий Малыхин.

В патриотическом воспитании немалую роль играет и краеведение — знание истории не только своей страны, но и родного города, — отметил журналист, писатель и краевед Андрей Рябов. По его словам, важно, чтобы патриотизм и связанные с ним акции не свелись к простому формализму, нужно начинать с малого — любить (и знать, за что) свою малую родину и гордиться ей.

«Пару лет назад меня пригласили провести патриотическое мероприятие в среднеспециальном учебном заведении. Собрали человек 70 студентов. Это было накануне очередной годовщины начала Великой Отечественной войны. В конце мы объявили минуту молчания и предложили ребятам в память о своих предках назвать имя, отчество и фамилию своего деда, прадеда, который воевал на фронте. У меня мороз по коже прошел, когда лишь трое смогли назвать своего воевавшего предка. В то же время большинство выходит на «Бессмертный полк» с портретами, но знаний о своих собственных предках у них нет. Когда говорят о патриотизме, у меня возникает опасение, что все это может свестись к какому-то формальному подходу. Поэтому краеведение так важно. Начинать нужно не с глобальных вопросов, а с истории своей семьи и своего города», — считает Андрей Рябов. 

О работе в школах

Системно патриотическим воспитанием в первую очередь занимаются образовательные организации. О том, какая работа в этом направлении ведется в школах окружного центра, рассказала Ольга Дикусар, главный специалист отдела допобразования и воспитательной работы департамента образования Ханты-Мансийска. Эксперт сообщила, что в учреждениях используются три формы патриотического воспитания: первая — побуждение, когда дети увлекаются различными творческими проектами, театральными постановками. Вторая — убеждение. Она приемлема для ребят с шестого класса, когда они становятся полноправными участниками образовательного процесса, могут вести дискуссии, тренируются отстаивать свою позицию. Третья форма — приучение. Обеспечение коллективной занятости, проведение соревнований, конкурсов, смотров.

«Перед образовательными организациями стоят задачи сформировать патриотическое мировоззрение, развить национальное, гражданское самосознание школьников. Для этого проводятся конкурсы, сборы, соревнования, смотры и т.д. Развитию чувства патриотизма посвящено много материалов. Историко-краеведческое направление включает в себя освоение истории края, знакомство с прошлым родного города, просмотром старых фотографий, видеозаписей и всего, что возбуждает интерес к прошлому. Эстетическое направление — это изучение творчества писателей, музыкантов, художников-земляков, и экологическое направление, оно воспитывает аккуратное отношение к природе», — рассказала Ольга Дикусар.

Также эксперт отметила важной частью патриотического воспитание нововведение с еженедельным поднятием флага в образовательных организациях с исполнением гимна. Почетное право поднятия флага в школах доверено отличникам, олимпиадникам и юнармейцам. Руководитель Юнармии в школе №6 Ханты-Мансийска, учитель ОБЖ Владимир Мамонтов также рассказал об участии организации в патриотическом воспитании и философии преемственности среди юнармейцев: 

«Юнармия — это своеобразная семья. Старшее поколение воспитывает младших. Когда приходит педагог, они воспринимают одну информацию. Когда приходит подросток, который учится с ними же в школе, они воспринимают информацию совсем по-другому. Нам, педагогам, необходимо воспитывать в ребятах дисциплину, как строевую, так и по форме. Когда они идут с какой-то информацией в классы, на мероприятия, мы сразу же отслеживаем форму одежды, чтобы береты были направлены правильно, косички у девочек и прически у мальчиков были опрятные. И младшие видят старших — красивых, нарядных и дисциплинированных».

Также Юнармия заключила соглашение с центром допобразования «Перспектива». Они ведут военную подготовку с 8 по 11 класс, там ребята готовятся к службе в армии. Младшие занимаются изучением малой родины и истории России.

Как закладываются традиции

Галина Выдрина, эксперт Общественной палаты Югры, региональный координатор федерального проекта «На защите семьи», автор проекта «Кирилло-Мефодиевские окружные образовательные чтения» подчеркнулачто традиционные ценности в первую очередь закладываются в семье. Но и эта работа может быть масштабной и скоординированной. Галина Выдрина рассказала о мероприятиях, которые направлены на изучение и сохранение семейной памяти:

«Когда мама поет песни своему ребенку, рассказывает сказку — это тоже воспитание. Когда семья собирается на совместный семейный обед, на день рождения и говорят самые лучшие слова своему дедушке или прадедушке — это всё объединяется в какую-то семейную традицию. Именно семья дает уверенность в завтрашнем дне. В моей общественной деятельности есть проект «Кирилло-Мефодиевские чтения». В 2020 году они были посвящены 75-й годовщине Победы. Какие прекрасные выступления детей были на молодежных Чтениях, какие исследовательские проекты они преподнесли нам! Учащиеся третьей школы Ханты-Мансийска изучали фронтовые письма наших земляков и отметили, что эти письма миролюбивые, спокойные, выражают гордость, славу и любовь к своей родине. В них говорится, что в военных действиях участвуют братские народы, скрепленные единой целью. Авторы писем верят в победу и идут к ней».

Также эксперт привела в пример исследовательский конкурс «Семья в истории победы», по итогам которого был издан сборник сочинений, и отметила, что исследовательское движение истории семьи должно развиваться, а эти истории — собираться в книги и храниться в библиотеках для будущих поколений.


Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.
Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте



Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться